Вопрос № 41 Общая характеристика современного российского федерализма.

Конституция РФ 1993 г. продолжила процесс совершенствования федеративных отношений, закрепив в ст. 65 федеративное устройство России в составе 89 субъектов, которыми были признаны республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

При этом Конституция РФ закрепила равенство всех субъектов Федерации, провела более четкое разделение предметов ведения и полномочий федеральной власти и власти субъектов Федерации. Российская Федерация – это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа.

К примеру, Н.М. Добрынин считает, что «вполне определенно можно констатировать наличие шести видов субъектов Федерации, что является отличительной особенностью России в сравнении с другими федеративными государствами…».

Однако Российская Федерация – нетипичная, отклоняющаяся от классических образцов Федерация. Она является ассиметричной, потому что ее субъекты обладают различным конституционным статусом. Особое правовое положение занимают российские республики.

При этом неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса России является территориальное единство. Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территорий ее субъектов.

Субъекты Федерации всех видов перечислены в Конституции РФ в алфавитном порядке. Тем самым указывается на государственные образования, которые учредили Федерацию и являются равноправными участниками соответствующих конституционно-правовых отношений. Отсюда же вытекают равные обязанности каждого субъекта по отношению к Федерации и друг к другу.

Федеративные государства могут строиться на двух принципах: территориальном и национальном. В зависимости от того, какой принцип положен в основу федерации, и определяется правовой статус субъекта Федерации. Территориальный принцип построения федерации означает, что субъектами федерации являются определенные территории независимо от национальной принадлежности населения, там проживающего. Национальный принцип построения федерации предполагает наличие в рамках определенной территории титульной национальности наряду с другими, которая дает название данной автономии.

Субъект федерации – это ограниченно правоспособное образование, имеющее черты государственности, входящее в единое федеративное государство.

Субъекты РФ отвечают следующим параметрам:

- не обладают суверенитетом;

- не имеют права на отделение (сецессию);

- граждане любого субъекта Федерации имеют равные основные права и обязанности на территории всей Федерации;

- закон субъекта Федерации не может противоречить федеральному закону;

- перед лицом федеральной власти субъекты Федерации равны.

Российская Федерация – это федерация, субъекты которой организованы как по национальному, так и по территориальному признаку.

В России 21 республика, 10 автономных округов, 1 автономная область – всего 32 национально-государственных образования; 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения – всего 57 государственно-территориальных образования.

Однако Федеральным конституционным законом от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта РФ в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» установлено, что в результате объединения двух граничащих между собой субъектов РФ – Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа образуется новый субъект РФ – Пермский край. При этом в ст. 4 данного Закона сказано, что Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ прекращают существование в качестве субъектов РФ с 1 декабря 2005 г.

Получается, что после 1 декабря 2005 г. будет 9 автономных округов, областей – 48, а краев – 7 (субъектов РФ – 88).

Все субъекты РФ по объему их компетенции можно разделить на три группы:

республики в составе России, которые могут принимать свои Конституции, устанавливать наряду с русским свой государственный язык и иметь свои государственные символы (герб, флаг, гимн);

края, области, города федерального значения, которые принимают свои уставы, учреждают свои органы власти, официальные символы, могут иметь в своем составе автономные округа и область;

автономные округа и автономная область, по представлению которых может быть принят федеральный закон об автономной области, округе, находящемся как бы в «двойном подчинении» - и у России, и у области (края), в составе которой они находятся.

Полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ регулируются Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (с изменениями от 29 декабря 2004 г.).

Республика в составе Российской Федерации – это демократическое правовое государство, созданное в рамках Российской Федерации.

Республики существенно отличаются друг от друга по размеру территории, численности населения и т.д. Однако эти различия не оказывают влияния ни на их место в составе Российской Федерации, ни на объем их полномочий. Согласно п. 1 ст. 66 Конституции РФ, статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется тем, что республика является государством в составе РФ, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется тем, что каждая республика имеет свою территорию, которая является пространственным пределом ее власти. Территория республики не может быть изменена без ее согласия.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется также и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает в себя конституцию республики, республиканские законы и другие нормативно-правовые акты, изданные в пределах их компетенции, договоры и соглашения республики с РФ, с другими субъектами РФ, а также с зарубежными странами, акты о делегировании полномочий.

Республика в составе Российской Федерации самостоятельно определяет систему органов государственной власти республики в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в РФ и законодательством республики.

Края, области, города федерального значения являются государственно-территориальными образованиями в составе РФ. Статус края, области, города федерального значения определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения (п. 2 ст. 66 Конституции РФ).

Каждый край, область, город федерального значения образуют органы представительной, исполнительной и судебной власти. Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику, быть участниками международных и внешнеэкономических связей.

Автономный округ – национальное государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Он является формой национальной государственности малых народностей и этнографических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В составе субъектов РФ только одна автономная область – Еврейская. Она является одной из форм национальной государственности народов РФ.

Конституционно-правовой статус автономной области и автономного округа определяется Конституцией РФ, их уставом.

Согласно п. 3 ст. 66 Конституции РФ, по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Кроме того, отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти края или области. Автономная область, автономные округа образуют органы представительной, исполнительной и судебной власти. Они являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, республиками в составе РФ, автономной областью, автономными округами.

Таким образом, равноправие субъектов Федерации проявляется в общем для всех них определении предметов ведения, которое вытекает из ст. ст. 71, 72 и 73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего многонационального народа России, в том числе – всех субъектов Федерации.

Однако, несмотря на провозглашенное Конституцией РФ равноправие всех субъектов РФ, их правовой статус все же не во всем одинаков. Различие вытекает, например, из того, что республики объявлены государствами, в то время как все другие субъекты такого статуса не имеют и могут рассматриваться только как государственные образования. Автономии входят в состав краев и областей, а, следовательно, не должны рассматриваться как государственные образования наравне с этими краями и областями.

К примеру, по этому поводу Н.М. Добрынин говорит, что «Конституция РФ провозглашает равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (п. 4 ст. 5 Конституции РФ). Данными предписаниями Конституция РФ устанавливает, казалось бы, одинаковый правовой статус всех субъектов РФ. Однако наряду с этим конституционные нормы предписывают иное. В частности, п. 5 ст. 66 Конституции РФ предоставляет право на изменение статуса субъекта по взаимному согласию самой Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом. В этой связи закономерен вопрос: если все субъекты РФ реально обладают равным правовым статусом, то может ли возникнуть объективная необходимость его изменения? Полагаю, нет. Подобное конституционное предписание в противовес п.1 ст. 5 Конституции РФ указывает на то, что для субъектов РФ характерна разностатусность правового положения. Более того, само конституционное выделение видов субъектов РФ также подчеркивает, что их статус далеко не одинаков…».

Таким образом, в России федерализм – это, прежде всего, государственная организация национальных отношений. Федерализм имеет существенные преимущества в этом отношении перед унитаризмом. Децентрализация государственной власти и распределение ее по регионам – важная гарантия демократизма в управлении государством.

Вопрос № 42 Предметы ведения Российской Федерации.

Российская Федерация - это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1992 г. и Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношения между человеком, гражданином, обществом и государством; форму государственного устройства РФ и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами. Это свидетельствует о том, что Российская Федерация носит конституционно - правовой характер и не может рассматриваться в качестве договорно - конституционной модели федерации.

Российская Федерация обладает высшей властью в отношении своей территории. Конституция РФ, федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Она определяет статус, режим и осуществляет защиту государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа.

В сфере ведения Российской Федерации находятся также вопросы гражданства Российской Федерации, которые регулируются ее Конституцией, Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. “О гражданстве Российской Федерации” с изменениями и дополнениями от 17 июня 1993 г. Российская Федерация определяет основания и процедуру приобретения и прекращения гражданства, административный и судебный порядок обжалования решений по вопросам гражданства; порядок разрешения споров между Федерацией и ее субъектами по вопросам гражданства.

Защита прав граждан Российской Федерации за границей - прерогатива федеральных органов государственной власти.

В ст. 5 Конституции РФ указывается, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

Отрицание верховенства федеральных законов по предметам ведения Российской Федерации, провозглашения по отношению к ним верховенства законов субъектов Федерации ведет к войне законов в рамках единого государства и в конечном счете черевато развалом Российской Федерации.

В сфере ведения Российской Федерации пребывают также вопросы денежной и кредитной политики.

Денежная система Российской Федерации включает в себя официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения. Согласно Федеральному закону РФ от 26 апреля 1995 г. “О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР “О центральном банке РСФСР (Банке России)”, официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Введение на ее территории других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

К числу, пожалуй, наиболее важных элементов конституционно - правового статуса Российской Федерации относится наличие единых Вооруженных сил, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.

Российская Федерация определяет структуру и организацию Вооруженных сил, разрабатывает и проводит оборонную политику Федерации.

К числу основных правомочий Российской Федерации относится ее право внешних сношений с иностранными государствами, реализуя которое она представляет и защищает как интересы всей Российской Федерации в целом, так и интересы каждого ее субъекта.

Российская Федерация обладает исключительным правом объявлять войну и заключать мир.

Конституция РФ закрепляет предметы ведения, принадлежащие исключительно Российской Федерации (ст. 71 КРФ), и предметы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 КРФ).

В сфере государственного строительства к предметам ведения, принадлежащим исключительно Российской Федерации, относятся принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств.

В исключительном ведении Российской Федерации находятся судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно - процессуальное и уголовно - исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданское - процессуальное и арбитражно - процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.

Российская Федерация устанавливает государственные награды и почетные звания Российской Федерации. В ее исключительном ведении находятся федеральная государственная служба, установление основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного и национального развития Российской Федерации. Другие имеющиеся у нее полномочия Российская Федерация осуществляет совместно с ее субъектами.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 78), федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им право на осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В свою очередь органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Объем полномочий Федерации и ее субъектов корректируется договорами и соглашениями о перераспределении полномочий между ними.

Конституция Российской Федерации устанавливает также (ст. 79), что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничение прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Вопрос № 43 Предметы совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.

Конституция Российской Федерации, Федеративный договор и конституции республик в составе Российской Федерации определяют предметы ведения республик. Часть из них составляют предметы совместного ведения Федерации и республик в ее составе. Эти вопросы решаются как федеральными, так и республиканскими государственными органами.

Предметы совместного ведения Федерации и республик в ее составе можно условно разделить на три группы: В области государственного строительства. В области законодательного регулирования. В области экономического и социально - культурного строительства.

В области государственного строительства в совместном ведении Российской Федерации и республик в ее составе находятся прежде всего обеспечение соответствия конституций и законов республик Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Обеспечение верховенства федерального закона в современной российской государственности играет особую роль, учитывая те центробежные тенденции, которые обнаружились в Российской Федерации в последние годы. По этому проведение в жизнь этого принципа дело как самой Федерации, так и всех ее субъектов, заинтересованных в сохранении Федерации и плодотворном ее функционировании, последовательном проведении в жизнь тех принципов на которых базируются взаимоотношения Федерации и ее субъектов, а также приведении в соответствие с федеральным законодательством тех законодательных актов республик, которые были приняты под влиянием выше упомянутых центробежных сил. Превращение центробежных тенденций в центростремительные одна из важных, я полагаю, задач стоящих перед органами государственной власти Российской Федерации и республик в ее составе.

В совместном ведении Российской Федерации и республик находятся также защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режима пограничных зон.

К совместному ведению Российской Федерации и республик в ее составе отнесен большой круг вопросов законодательного регулирования.

Предметами совместного ведения Российской Федерации и республик в ее составе являются кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура и нотариат; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

В области экономического и социально - культурного строительства к совместному ведению Российской Федерации и республик в ее составе относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

В случае, если чрезвычайное положение вводится федеральными органами государственной власти на территории республики в составе Российской Федерации, необходимо предварительное согласие органов государственной власти этой республики. Если обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, затрагивают территорию только одной республики в составе Российской Федерации, чрезвычайное положение в этой республики может быть введено органами ее государственной власти с немедленным уведомлением Президента Российской Федерации и Федерального собрания Российской Федерации и осуществляется в соответствии с федеральным законом.

Особую область совместного ведения Российской Федерации и республик в ее составе составляют внешние сношения , где общей заботой Российской Федерации и находящихся в ее составе республик являются координация международных и внешнеэкономических связей республик, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Законопроекты по предметам совместного ведения, разработанные федеральными органами государственной власти, направляются республикам в составе Российской Федерации, соответствующие предложения которых рассматриваются федеральными органами государственной власти.

В Российской Федерации действует Положение о порядке работы по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и о взаимной передаче осуществления части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 г.

Иначе обстоит дело с краями, областями и городами федерального значения , т.к. они не являются суверенными образованиями в составе Российской Федерации.

В составе Российской Федерации 6 краев, 49 областей и два города федерального значения ѕ Москва и Санкт - Петербург. Они являются государственно - территориальными образованиями в составе Федерации, которым в соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации (ст. 65) присвоен статус ее субъектов.

Являясь субъектами Российской Федерации, края, области, города федерального значения обладают определенной учредительной властью. В их прерогативе принимать свои уставы, законы и иные нормативно - правовые акты.

В соответствии с Конституции Российской Федерации и Федеративному договору, в совместном ведении Федерации и краев, областей и городов федерального значения находятся аналогичные проблемы вышеперечисленным относительно республик в составе Российской Федерации. За исключением лишь вопросов внешних сношений.

Конституция Российской Федерации предусматривает (ч. 2 ст. 76), по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы, в соответствии с которыми органы государственной власти краев, областей и городов федерального значения осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая свои нормативные акты.

Законопроекты по предметам совместного ведения, разработанные федеральными органами государственной власти, направляются краям, областям, городам федерального значения для обсуждения и представления предложений.

В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов также находятся: Еврейская автономная область; Агинский Бурятский, Коми - Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано - Ненецкий), Усть - Ордынский Бурятский, Ханты - Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало - Ненецкий автономные округа.

Автономная область и автономные округа ѕ национальные государственные образования, отличающиеся особым национальным составом и бытом населения.

В области государственного строительства в совместном ведении Российской Федерации и автономий в ее составе находятся обеспечение соответствия уставов, законов и иных правовых актов автономий Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

В совместном ведении Российской Федерации и автономий находятся также защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режима пограничных зон.

К совместному ведению Российской Федерации и автономной области и автономных округов в ее составе находится круг вопросов законодательного регулирования. Это административное, административно - процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Вопросами совместного ведения Российской Федерации и автономий в ее составе являются также кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура и нотариат; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

В области экономического и социально - культурного строительства к совместному ведению Российской Федерации и автономий относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Российская Федерация и автономная область и автономные округа в ее составе совместно ведают: общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; охраной памятников истории и культуры; защитой исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; координация вопросов здравоохранения; защитой семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защитой, включая социальное обеспечение; осуществлением мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидацией их последствий.

Введение чрезвычайного положения на территории автономной области и автономных округов в составе Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти с уведомлением органов государственной власти автономной области и автономных округов.

Законопроекты по предметам совместного ведения, разработанные федеральными органами государственной власти, направляются автономной области и автономным округам для обсуждения и представления предложений.

Вопрос № 44 Федеральное вмешательство федеральных органов власти в функционирование органов власти субъектов РФ.

Необходимость эффективного достижения целей института федерального вмешательства, с одной стороны, и создания надежных гарантий органам государственной власти субъектов Федерации, предотвращающих злоупотребления со стороны федерального центра, - с другой, обусловливает необходимость четкого правового регулирования механизма федерального вмешательства или порядка применения его мер.

Анализ различных моделей федерального вмешательства в зависимости от степени определенности его оснований, политической и юридической составляющих в процедуре его осуществления позволяет, с определенной степенью условности, подразделить их на политические, юридические и политико-юридические (смешанные). Политическая модель федерального вмешательства характеризуется тем, что вмешательство осуществляется в случае выражения политической воли федерального центра, которая формируется при участии различных органов и должностных лиц (главы государства, парламента, правительства); основания вмешательства формулируются в виде общих норм, допускающих весьма широкое толкование на практике, либо вообще не устанавливаются (последнее позволяет поставить под сомнение федеративный характер государства); судебный контроль весьма ограничен и, как правило, касается лишь соблюдения при принятии решения о федеральном вмешательстве процедурных норм. Юридическая модель федерального вмешательства, напротив, характеризуется тем, что вмешательство осуществляется по решению суда в случае, если им установлено наличие одного из оснований, перечисленных в законе в виде четких формулировок, исключающих расширительное толкование, и независимо от политической воли федерального центра. Политико-юридическая или смешанная модель характеризуется сочетанием признаков, свойственных политической и юридической моделям; выражение политической воли федерации с теоретической точки зрения возможно как после установления оснований вмешательства (например, принятие решения о вмешательстве главой государства с согласия федерального парламента при наличии оснований, установленных судом), так и до такого установления (например, обращение главы государства с согласия федерального парламента в суд с заявлением о применении мер федерального вмешательства).

Примером политической модели федерального вмешательства может служить институт президентского правления в Индии, которое может быть введено Президентом Индии в случае, если он придет к убеждению, что "возникла ситуация, при которой управление штатом не может осуществляться в соответствии с положениями Конституции". При этом каких-либо объективных критериев формирования такого убеждения не предусмотрено, Президент ограничен лишь общей обязанностью следовать в своей деятельности "совету" Совета Министров (фактически - премьер-министра) и необходимостью утверждения прокламации о введении президентского правления обеими палатами федерального парламента. Верховный Суд Индии согласно его решению 1977 г. не вправе запретить использование полномочий по введению президентского правления "если и пока условия конкретной ситуации не показывают явно неправильное и неблагоразумное применение, свидетельствующее об очевидном злоупотреблении этим положением или превышении полномочий как признанном факте". При этом убеждение Президента представляет собой политическое суждение, основанное на оценке различных факторов, по своей природе не может быть предметом судебного установления и остается на субъективное усмотрение Правительства. Позднее в решении 1994 г. Верховный Суд уточнил, что убеждение Президента должно быть сформировано на относящихся к делу материалах, Суд вправе потребовать от Совета Министров такие материалы и отменить прокламацию о введении президентского правления, если она основана на обстоятельствах, не имеющих отношения к делу <*>. Такой весьма ограниченный судебный контроль соответствует логике политической модели федерального вмешательства, определяющее значение в которой имеет политическая воля Федерации.

Примером юридической модели федерального вмешательства может служить механизм отстранения от должности губернатора, его заместителя или иного члена правительства земли в Австрии. В случае нарушения закона либо неисполнения постановлений или иных распоряжений (указаний) федерации по вопросам непрямого федерального управления в отношении указанных должностных лиц по инициативе Федерального правительства может быть возбуждено обвинение в Конституционном Суде Австрии; в случае вынесения им решения об осуждении соответствующее должностное лицо отстраняется от должности, а при особо отягчающих обстоятельствах - временно лишается политических прав. Ключевыми полномочиями в условиях юридической модели наделены именно судебные органы.

Несмотря на то что исследованные модели федерального вмешательства являются наиболее близкими к "идеальным" теоретическим конструкциям, их анализ свидетельствует об условности предложенной классификации, так как каждая из них содержит определенные признаки, характерные для модели иного типа. Так, решение о введении президентского правления в Индии подлежит судебному контролю, хотя и весьма ограниченному, а правом возбуждать обвинение в Конституционном Суде Австрии против должностного лица земли наделено исключительно Федеральное правительство, иные органы и должностные лица лишены такого права, что свидетельствует о наличии политической составляющей данного механизма.

В большинстве государств используются механизмы, основанные на сочетании элементов политической и юридической моделей в различных комбинациях, как правило, с преобладанием элементов политической модели, т.е. используется смешанная или политико-юридическая модель. Не является исключением в этом смысле и Российская Федерация. Так, процедура роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, предусмотренная Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", включает в себя такие элементы, как признание соответствующим судом конституции (устава), закона субъекта РФ или иного нормативного правового акта, принятого таким органом, противоречащим Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, установление судом факта непринятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, что характерно для юридической модели федерального вмешательства, а также вынесение Президентом РФ предупреждения законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ, принятие Президентом РФ решения о роспуске указанного органа, что представляет собой выражение политической воли Российской Федерации и характерно для политической модели.

При совершенствовании института федерального вмешательства в Российской Федерации в качестве одного из его принципов необходимо определить допустимость его применения исключительно в случае нарушения органами государственной власти и должностными лицами субъекта РФ обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы, предусмотренной ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. К формам неисполнения указанной обязанности следует отнести: принятие нормативных или ненормативных правовых актов, не соответствующих Конституции РФ, федеральным законам, иным федеральным нормативным правовым актам, применение таких законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, неисполнение положений Конституции РФ, федеральных законов, иных федеральных нормативных правовых актов и др. Следует установить запрет применения мер федерального вмешательства в зависимости от результатов деятельности органов государственной власти и должностных лиц субъектов РФ, осуществляемой без таких нарушений.

Существенной корректировки, на наш взгляд, требует предусмотренный федеральным законодательством порядок осуществления федерального вмешательства. Принимая во внимание зарубежный опыт рассматриваемого конституционно-правового института, следует признать целесообразным установление единого порядка применения всех мер федерального вмешательства за некоторыми исключен

Наши рекомендации