Правовые семьи мусульманского и иудейского права.

Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе.

Мусульманское право имеет 4 источника:

Коран — священная книга, в которой собраны различные проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, заклинания, назидательные рассказы и притчи, произнесенные Мухаммедом. содержащихся в Коране отдельных положений юридического характера явно недостаточно для правового регулирования многих общественных отношений.

Сунна — является сборником традиций, касающихся действий и высказываний самого Мухаммеда, обработанных рядом богословов и юристов. Так же, как и Коран, она не содержит четких нормативных положений, указаний на права и обязанности участников правоотношений.

Иджма — согласованное заключение древних правоведов и знатоков исламской религии об обязанностях правоверных. Иджма выступает своеобразным средством восполнения пробелов в мусульманском праве в случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут однозначно ответить на возникающие вопросы.

Кияс — рассуждение в области права по аналогии. Его суть заключается в применении установленных Кораном, Сунной или иджмой предписаний к новым, не предусмотренным этими источниками права случаям.

Таким образом, мусульманское право характеризуется архаичностью ряда институтов, казуистичностью и слабой систематизацией. Для преодоления содержащихся в нем многочисленных запретов и ограничений используются различные способы. Например, запрет Кораном ростовщичества, выдачи займа под процент обходится путем ограничительного толкования круга лиц, на который он распространяется. Утверждается, что данный запрет распространяется лишь на людей, но не на банки. Запрет на договор страхования между мусульманами обходится путем его заключения между мусульманином и немусульманином и т.п.

По своей структуре мусульманское право подразделяется на отдельные отрасли, регулирующие личный (семейный) статус, имущественные отношения, административно-правовую сферу, применение мер ответственности, международное право и др.

К странам мусульманского права (или с сильным влиянием мусульманского права) можно отнести Алжир, Египет, Сирию, Иран, Пакистан, Ливию, Судан, Йемен и др.

Иудейское право – это система социальных норм, принципов, религиозных толкований, обычаев и традиций еврейского народа, которые существенно отличаются от всех других правовых систем. Главный отличительный признак иудейского права – бескомпромиссно-отрицательное отношение древних иудеев к чужой религии, а вместе с тем и к ее носителям – «языческим народам» не могло не вызвать соответствующей реакции этих народов по отношению к евреям. Неприятие и отторжение иудейской религии, правил общежития и обычаев иудеев нередко сопровождалось ограничением их в правах и гонением.

центральной идеей религии является идея избранности. Согласно иудейским представлениям, бог решил из одного человека - Аврама (Авраама), потомка Ноя ("Ноев ковчег"), создать еврейский народ для выполнения особой задачи.

Авраам фактом своего избрания как бы вступил с богом в договорные отношения, фактически в вечный союз, и взял на себя обязательства, которые сохраняют силу для всех его потомков: "ходить перед богом" и "быть непорочным", т.е. перемещаться по всему миру между всеми народами, быть всегда открытым для бога, честным, искренним перед ним и преданным ему душой, выполнять заветы и заповеди, соблюдать запреты, посты, обряды. Нарушение этих предписаний можно рассматривать как нарушение союза с богом.

Главным источником иудейского права является Библия. Источником иудейского права является только Ветхий Завет, который нередко называют еврейской библией.

Талмуд – это собрание по религиозных, правовых и этических положений и текстов, которые сложились в период с 4 в. до н.э. и вплоть до 5 в. н.э. Талмуд содержит не только священные тексты, но их толкование раввинами. Причем толкования раввинов( в иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Талмуда.) имеют большую юридическую силу, чем сами священные тексты.

Законами Талмуда регулируются браки, разводы, имущественные сделки, коммерческие операции, вся жизнь, вплоть до мельчайших деталей одежды и туалета.

религиозные традиции и обычаи. Они сложились в течение многих столетий существования иудейского права и продолжают оказывать на него, а вместе с ним и на израильское светское право значительное влияние и в настоящее время.

Наследие – это то, что переходит от одного поколения евреев к другому. В качестве примера можно привести стремление многих поколений евреев вернуться на свою историческую родину.

доктрина – писания еврейских богословов, философов относительно понимания и толкования библейских положений и текстов.

Отличительным признаком иудейского права является его рациональный характер. Мусульманство можно принять, еврей может принять, например, христианство. Иудеем нельзя стать, им можно только родится. Иудейское право не претендует на универсальную или территориальную законность. Оно является персональным правом каждого и всех евреев, независимо от их места постоянного проживания, гражданства и даже веры. Ибо еврей даже тогда, когда он принимает другую веру, все равно остается евреем, хотя он может при этом утратить определенные права.



Наши рекомендации