Понятие и классификация принципов права

Под принципами права понимают руководящие положения права, его основные начала, выражающие объективные закономерности, тенденции и потребности общества и определяющие сущность всей системы права.

Принципы права подразделяются на виды в зависимости от степени их распространенности на 3 вида:

1) Общеправовые

2) Межотраслевые

3) Отраслевые

1. Общеправовыми являются принципы, применяемые во всей системе права (т.е. относятся ко всем отраслям права), закрепленные как правила в основном законе страны. К ним относятся принципы социальной свободы, гуманизма, равноправия, демократии, справедливости.

Принцип гуманизма является основополагающим для правового государства, но суть заключается в правовом регулирование общественных отношений на основе уважения, достоинства личности и создания условий для нормального развития личности.

Наибольшее значение принцип гуманизма приобретает для охранительных отраслей права, в первую очередь, для уголовного права.Наказание, применяемое к преступнику, не должно унижать достоинство осужденного.

Принцип равенства граждан перед законом выражается в том. что все граждане не зависимо от национальной, религиозной и иной принадлежности должностного и иного

положения имеют равные права и обязанности и в одинаковой степени отвечают перед законом.

Таким образом, в государстве устанавливаются равная для всех возможность иметь равные права и

Принцип демократизма проявляется в широком участии представителей населения в формировании правовой политики и совершенствования законодательства.

В реализации права к показателям демократизма является порядок функционирования правоприменительных органов, степень их доступности для граждан и уровень юридической помощи населению.

В правотворчестве показателем демократизма является участие граждан в формировании представительных органов государственной власти посредством выборов депутатов.

2. Межотраслевые принципы – это принципы, которые действуют в двух или более отраслях права (но не во всех). Они представляют собой руководящие начала, выражающие особенности нескольких родственных отраслей права (пример, принцип коллегиальности, рассмотрение уголовных и гражданских дел, гласности, судебного разбирательства, которые являются единым для гражданского процессуального и уголовно-процессуального права).

3. Отраслевыми называют принципы, которые действуют в одной конкретной, но взятой отрасли права (например, в уголовном праве действует принцип презумпции невиновности, в соответствии с которым, никто не может считаться виновным в совершении преступления, пока это не установлено судом).




25 Понятие системы социального регулирования. Соотношение норм права, моральных и религиозных норм.

под социальным регулированием следует понимать, осуществляемое при помощи различных средств и методов, регулирование отношений между человеком с одной стороны и людьми (их объединениями), силами и объектами природы, техникой с другой стороны, в целях их совершенствования и упорядочения.

В любом обществе действует система социальных регуляторов, которая в совокупности оказывает регулирующее воздействие на развитие общественных отношений.

Эти нормы обеспечивают гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями развития.

В процессе исторического развития отмирают одни нормы и возникают нормы.

Таким образом, социальные нормы – это правила поведения, регулирующие жизнь общества.

Виды социальных норм:

1. Нормы права – формально определенные общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством, закрепленные в источниках права и охраняемые силой государственного принуждения.

2. Нормы морали (нравственности) – это правила поведения, которые устанавливаются в обществе, в соответствии с представлением людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения и внутреннего убеждения.

3. Нормы обычаев – это правила поведения, сложившиеся в определенной сфере общественных отношений и в результате их многократного повторения, вошедших в привычку людей.

Право и мораль.

Мораль – важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношений людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности (Матузов). Главное в морали – представление о добре и зле. Мораль включает в себя:

· Внутренний аспект – совесть

· Внешний аспект – поступки

Единство права и морали проявляется в следующем:

- это виды социальных норм;

- конечные цели – совершенствование общественной жизни;

- один и тот же объект – общественные отношения;

- определяют границы должных и возможных поступков, служат средством гармонизации личных и общественных интересов;

- представляют собой надстроечные категории, обусловленные экономическими, политическими, культурными факторами, что делает их социально однотипными в данной формации;

- выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса. Право – возведённая в закон нравственность.

Отличия морали от права:

1. По способу установления.

Моральные нормы не являются продуктом целенаправленной деятельности, возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности.

2. По методу обеспечения.

Мораль опирается на силу общественного мнения.

3. По форме выражения, фиксации.

Но моральные нормы – это не только неписанные заповеди. Многие из них содержатся в программных, уставных документах общественных организаций. В отличие от права, которое представляет собой стройную и структурированную систему, мораль – свободное, внутренне не систематизированное образование.

4. По характеру и способу воздействия на сознание людей.

Право – с позиций правомерного и неправомерного. Мораль – с позиций добра и зла.

5. По характеру и порядку ответственности

6. По уровню требований, предъявляемых к поведению человека.

Этот уровень у морали выше.

7. По сфере действия.

Моральное пространство шире правового.

8. У права и морали различные исторические судьбы. Мораль «старше по возрасту», древнее, она всегда существовала и будет существовать, тогда как право возникло лишь на определённой ступени социальной эволюции.

Право и мораль взаимосвязаны: мораль не должна требовать нарушения закона, право не должно закреплять в своих нормах безнравственных поступков.

Право и религия.

Религия выступает мерилом «хорошего» поведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне эти нормы имеют определённое сходство с правовыми: содержательно определены, формализованы, в меньшей степени но всё же институциализированны и документально зафиксированы (Библия, Коран). Выступают в некоторых случаях в качестве источника права.

Секуляризация общественной жизни, утверждение свободы совести ( ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях) означает, что сфера действия религиозных норм значительно уже права. Религии обосновывают в своих священных книгах абсолютную непреложность предписываемого поведения ссылкой на высший авторитет.

Право не должно быть безучастно к причудливым формам пользования свободой совести ( оккультным религиям, тоталитарным сектам).

Дополнительно

Отличие морали от религии

- истоки морали в земных отношениях, бытовой практике

- у морали нет проводников (священных писаний) ; религия – специальные учреждения (церковь);

- мораль имеет универсальный характер; религия действует избирательно;

- религия может быть аморальна (инквизиция);

- религия более консервативна



26. Понятие и признаки правовой нормы.

Норма права (правовая норма) - формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством. Норма права является первичной единицей права. В свою очередь, совокупность норм права, установленных и санкционированных государством, образуют право в целом, составляют систему права.

Правовые нормы имеют следующие признаки:

Регулирование поведения - нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

Общий характер - неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

Общеобязательность - нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

Связь с государством - правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

Формальная определённость - нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты

Первые два признака являются общими для всех социальных норм, остальные являются отличительными признаками именно правовых норм.



Классификация норм права

Норма права – общеобязательные формально определенные правила поведения, установленные или санкционированные государством, закрепленные в источниках права, охраняемые силой государственного принуждения, регулирующие общественные отношения.

Классификация правовых норм состоит в делении их на отдельные виды по тем или иным существенным признакам, что имеет большое значение, как для теории, так и практики применения норм права.

Правовые нормы могут быть классифицированы по различным основаниям:

1. по субъектам правотворчества различают нормы:

· исходящие от государства ,,исходящие от гражданского общества

В первом случае, это нормы органов законодательной и исполнительной власти. Во втором случае, законы принимаются на референдуме.

2. в зависимости от функций права выделяют:

· регулятивную ,,охранительную

Регулятивная норма направлена на регулирование отношений между различными субъектами путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей.

В зависимости от характера прав и обязанностей различают 3 основных вида регулятивных норм:

· управомочивающие (они предоставляют возможность совершить определенные деяние, т.е. предоставляют возможность выбора вариантов поведения)

· обязывающие (содержат обязанность совершения определенных действий, не предоставляя возможности выбора)

· запрещающие (устанавливают запреты на совершения определенных действия, не предоставляя возможности выбора вариантов поведения)

Охранительные нормы устанавливают меры государственного принуждения, которые применяются при нарушении регулятивных норм.

3. по методу правового регулирования выделяются:

· императивные нормы

· диспозиционные нормы

Императивные нормы имеют строгий властный категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении.

Диспозитивные нормы устанавливают правила поведения, предоставляя субъектам возможность выбрать вариант поведения.

4. по сфере действия выделяют нормы:, общего действия, ограниченного действия, локальные нормы

Нормы общего действия распространяются на всех лиц и функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными и субъективными факторами.

Локальные нормы действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (Ст. 153 ГК РФ «Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей»)

Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п.5 ст.3 ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п. (Ст. 3 Федерального Закона о введении в действие части первой ГК РФ ""С 1-го января 1995 г. На территории РФ не применяются: раздел 1 ""Общие положения"", раздел 2 ""Право собственности"" и т.д.)

6. Нормы права классифицируются также по времени:

- постоянные – действуют без указания срока до моменты отмены

- временные – действуют определённый период времени

7. По кругу лиц (распространяются или на всех (Нормы Конституции РФ), кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т. п.).



28. Структура правовой нормы.

Структура правовой нормы – это логическое согласованное внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемые наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Соответственно этим задачам строится структура правовых норм в виде трех структурных элементов: диспозиции, гипотезы и санкции (доминирующая структура).

1.Диспозицияправовой нормы – это часть нормы права, раскрывающая само правило поведения, то есть права и/или обязанности действовать или недействовать определенным образом.

По характеру регулирования можно выделить следующие виды диспозиций:

1.управомочивающие – предоставляет субъектам права действовать по своему усмотрению (например, ч. 1 ст. 22 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность»).

2. обязывающие – возлагают обязанность совершить те или иные действия (например, «По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его» (ч. 1 ст. 702 ГК РФ «Договор подряда»; обязанность уплатить налоги).

3. запрещающие – содержат требование не совершать определенные действия (УК РФ).

2. Гипотеза правовой нормы.

Права и обязанности субъектов права, предусмотренные диспозицией правовой нормы, возникают, изменяются и прекращаются в связи с наступлением тех или иных жизненных обстоятельств, наличие которых выступает условием осуществления данной нормы.

Закрепление условий, при которых возникают, изменяются или прекращаются права и обязанности участников общественного отношения, носит название гипотезы правовой нормы.

Например, согласно ст. 27 ГК РФ «Эмансипация»: «Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет (гипотеза), может быть объявлен полностью дееспособным (диспозиция), если он работает по трудовому договору (продолжение гипотезы)».

Гипотезой могут служить также: любая оговорка «если иное не предусмотрено законом или договором».

3.Санкция правовой нормы – это часть нормы права, раскрывающая неблагоприятные последствия, которые могут наступить в случае нарушения установленного правила поведения (юридическая ответственность).

Закрепленные в нормах права предписания о мерах принуждения за неисполнение обязанностей и в целях защиты прав других лиц носят название санкции правовой нормы.

По степени определенности:

1. абсолютно определенные – указывается одна и точная мера принуждения

Ст. 12.12. КоАп - Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика влечет наложение административного штрафа в размере семисот рублей.

2. относительно определенные – указывается низший и высший предел меры принуждения либо только высший предел – Статья 106 УК РФ - Убийство матерью новорожденного ребенка наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

3. альтернативные – указывается несколько различных мер принуждения, которые выбираются правоприменительным органом.

Статья 105 УК РФ - Убийство наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Понятие и виды НПА.

НПА – официальный письменный документ, принятый уполномоченным органом (органы гос. власти РФ, субъектов РФ, ОМС) или путем волеизъявления народа, имеющий общеобязательную силу и направленный на регулирование общественных отношений. Распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, применяется неоднократно и действует постоянно независимо от его исполнения.

Центральным и главным является Закон – это НПА, принятый в особом процедурном порядке органом законодательной власти или референдумом, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

В них выражается суверенная воля народа по поводу общественного и государственного строя, принципов организации и деятельности государственного аппарата, прав и обязанностей граждан, крупных вопросов экономического и политического развития и т.п. В РФ законы имеют следующую иерархию:

1. Конституция РФ (от лат. «устанавливаю», «учреждаю)

Конституция обладает высшей юридической силой и призвана через свое верховенство обеспечивать целостность, единство и непротиворечивость всей системы НПА. Все НПА, признанные Конституционным судом не соответствующими Конституции РФ, являются недействительными.

2. Федерально–конституционный закон

Принимается по наиболее важным вопросам, которые прямо указаны в Конституции РФ. ФКЗ имеют большую юридическую силу, чем ФЗ и принимаются в особом порядке (квалифицированным большинством–не менее трех четвертей голосов от общего числа Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Гос. Думы РФ).

Примеры: ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ», ФКЗ «О правительстве РФ», ФКЗ «О судебной системе РФ», ФКЗ «О конституционном суде РФ», ФКЗ «О чрезвычайном положении РФ», ФКЗ «О референдуме РФ», ФКЗ «О государственном гербе РФ», ФКЗ «О государственном гимне РФ», ФКЗ «О государственном флаге РФ», ФКЗ «О военном положении РФ», ФКЗ «О военных судах РФ», ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека РФ».

3. Федеральные законы

Делятся на кодифицированные и обычные законы.

Кодексы и др. Носят отраслевой характер и их нормы регулируют однородные общественные отношения.

Основную массу составляют некодифицированные законы, регулирующие отдельные наиболее важные общественные отношения.

Примеры: ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", «Об ООО», «Об АОО», «О несостоятельности (банкротстве)», "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О противодействии коррупции", "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", "О саморегулируемых организациях", "О государственном кадастре недвижимости", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об охране окружающей среды", др.

Законы субъектов РФ (конституции республик, уставы, законы субъектов).

Закон МО "Об Общественной палате Московской области".

Подзаконный нормативный правовой акт – акт, принимаемый компетентным органом в развитие законодательных положений и регулирующий отдельные аспекты общественной жизни (принимается во исполнение закона, на основании закона, не должен ему противоречить).

Виды ПНПА:

1. Указы Президента РФ (нормативные–общеобязательные и ненормативные–индивидуальные):

"О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих"

"Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка"

"О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"

2. Постановления, распоряжения Правительства РФ:

"О создании на территории г. Дубны (Московская область) особой экономической зоны технико-внедренческого типа"

"О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации"

"О национальном парке "Лосиный остров"

Приказы, инструкции, утверждаемые министерствами, федеральными службами и агентствами. Как правило, регулируют внутриведомственные отношения.

Приказ Минэкономразвития РФ "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства"

Приказ ФНС РФ "Об утверждении форм сообщений банка об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета"

Подзаконные акты субъектов РФ (приказы министерств субъектов РФ)

Распоряжение Минкультуры МО "Об осуществлении государственного учета выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Московской области"

Акты ОМС (устав г. Дубны, Распоряжение Главы г. Дубны) – постановления глав муниципалитетов, районов, городов, сел и поселков, специальных территорий, закрытых городов. Акты органов местного самоуправления устанавливают статус муниципальной территории и ее органов, порядок управления муниципальной собственностью, налоги и сборы, правила общественного порядка и иные нормы местного значения.

3. Локальные ПНПА – акты, принимаемые руководителями организаций, действуют в рамках той организации, в которой приняты (Устав Университета «Дубна»).



Наши рекомендации