Теории права: теория насилия и теория естественного права

Теория насилия

Представители: Евгений Дюринг, Людвиг Гумплович, Карл Каутский.

Представители данной теории считают, что возникновение права является результатом насилия и завоеваний. Научное обоснование теория насилия получила в XIX-XX веках.

Дюринг считал, что первоначальный фактор возникновения права следует искать в непосредственной политической силе, в насилии (внутреннее насилие) одной части первобытного общества над другой. Общество, по мнению Дюринга, состоит, по меньшей мере, из двух человек. Две человеческие воли как таковые вполне равны друг другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких положительных требований. При таком положении дела, когда общество состоит из двух равных лиц, неравенство и рабство невозможны. Для объяснения происхождения государства и права Дюринг образно привлекает третьего человека, так как без него нельзя принимать решение большинством голосов, а без подобных решений, то есть без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть государства, а следовательно и права.

Каутский видит источник происхождения права во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати, устанавливая определенные правила существования и, соответственно, правовой аппарат, создаваемый победителями для управления побежденными. При этом насилие рассматривается не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное явление.

Австрийский социолог и государствовед Гумплович так же является представителем теории внешнего насилия. Согласно этой теории государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого. В итоге завоевания возникает рабство: одно племя, победившее в борьбе, становится господствующим; другое, потерпевшее поражение, теряет свободу и оказывается в положении рабов. Рабство в свою очередь ведет к появлению частной собственности и классов. С частной же собственностью связан и ею обусловлен переход от кочевого быта к земледельческому, оседлому быту. Государственная власть, по Гумпловичу, возникает из физической силы, а право выступает инструментом насилия, господства одних над другими, закабаления и угнетения. Однако Гумплович отвергает теорию внутреннего насилия, говоря, что пока племя состоит из единомышленников, воспитанных в одном обществе, не может быть вражды, войн и рабства. По мнению Гумпловича, ни общественный договор, ни божественное провидение, ни «высшие» идеи, ни «известные потребности» или «рационалистические и нравственные мотивы», как это следует из других учений о происхождении государства и права, а лишь грубая сила, борьба, покорение одних племен другими - одним словом, прямое насилие - «вот родители и повивальная бабка» государства и права.

Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время (например, Золотая Орда). В более позднее время непосредственное насилие сыграло решающую роль в образовании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим Югом в итоге привела к образованию США. Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют игнорировать ее научные положения. Однако, абсолютизируя роль насилия в истории, данная теория не учитывает того, что очень многие государства и правовые системы раньше и сейчас создаются и развиваются отнюдь не в результате завоевания извне или иным насильственным путем.

Теория естественного права

Теория естественного права является одной из старейших и наиболее распространенных. Известный российский юрист Е.Н. Трубецкой в начале 20 века писал, что вопрос о естественном праве «есть центральный, жизненный вопрос философии права, о котором философы и ученые спорят с самого момента его зарождения.

Фундаментальную разработку эта теория по­лучила в XVII-XVIII веках в трудах в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо.

Суть теории естественного права состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существуют основные жизненно необходимые для человека и неотчуждаемые естественные права, присущие ему от рождения. К таковым относятся право на жизнь, здоровье, свободу, равенство т. п. В своей совокупности эти правомочия составляют общее для всех людей естественное право. Таким образом, источник прав человека находит­ся не в законодательстве, а в самой природе человека. Содержание природных прав человека не определяется государством, государство призвано лишь закрепить права, принадлежащие человеку от природы. Естественное право должно быть «стержнем» действующего позитивного права, и в идеале все нормативные положения позитивного права должны соответствовать естественно-правовым установлениям. Однако закон, принятый государством, может расходиться с естественными правами, в таком случае он будет признан не отвечающим правам человека, неправовым.

Положительное значение данной теории состоит в следующем:

- утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека;

- начали различаться право и закон, естественное и позитивное право;

- соединение права и нравственности.

Недостаток данной теории состоит в том, что не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в действительности.



22 Теория права - юридический позитивизм

Юридический позитивизм — направление философии права, которое видит в праве совокупность норм или правил поведения, установленных и обеспеченных принуждением со стороны власти. Характерными чертами данного подхода к праву являются: формальное определение права (когда под правом понимается то, что признается таковым в данном сообществе); отождествление права с действующим законодательством; автономный характер права (его независимость от морали и исторических традиций).

Юридический позитивизм (от лат. positivus – положительный) – направление в юриспруденции, сторонники которого ограничивают задачи юридической науки изучением позитивного права, т.е. действующего в данный момент.

Позитивизм отрицает «естественное право», которое рассматривается как заблуждение умов, ведущее к нарушению порядка. Эмпирическое познание права осуществляется на основе чисто юридических критериев, обособленных от моральных оценок права, а так же от его социально-политических характеристик.

Вся теория юридического позитивизма основывалась на предположении, что государство является правовым, однако это предположение неоднократно опровергалось практикой («лучше капля силы, чем мешок права»), а к обоснованию правового государства могло вести лишь изучение «метаюридических» начал».

Алексеев С.С. напротив, считает позитивную теорию, суммирующую данные аналитической юриспруденции, в сочетании со своими «ответвлениями» (историей права, сравнительным правоведением) и с социологией права, самодостаточной юридической наукой, выполняющей уникальные и независимые функции во всем комплексе юридических знаний, в области законодательства, юридической практики, правового обучения, а так же в постижении логики и смысла права.

Неоднозначное понимание сущности позитивизма в праве, а в итоге различное (нередко отрицательное) отношение ученых к нему обусловлено, видимо, тем, что в отечественной юридической науке позитивная теория права пока не разработана, а в литературе к позитивным концепциям относят не только те теории, которые базируются на теории позитивизма, но и формально-логические, «нормативистско-идеалистические» концепции права, основанные на иных философских направлениях (кантианство, неокантианство, феноменологическая философия и пр.)

Обратимся к истории возникновения юридического позитивизма.

Государственно-правовые теории позитивизма берут начало в работах французского мыслителя Огюста Конта , автора "Курса позитивной философии" и "Системы позитивной политики". В данных работах Конт систематизировал как социальную жизнь того времени, так и теоретически обосновал новый, "позитивный" социально-политический порядок развития общества, с учетом его – прошлого, настоящего и «возможного будущего».

Дальнейшее стремительное развитие промышленного производства, банковской сферы, сферы транспорта и торговли, т.е. всех прогрессивных процессов, происходящих в общественной жизни стран Западной Европы во второй половине XIX века, обострило конкуренцию между отдельными производителями, в итоге концентрации капитала в «одних руках» и формированию монополий. Все отчетливей главная линия идеологического противостояния начинает проходить между адептами старого феодально-монархического режима и сторонниками буржуазного строя.

Но научно-технический прогресс и высокий материальный уровень жизни могли быть достигнуты лишь при условии солидарности всех социальных слоев общества. Так буржуазии нужен был фактор стабилизации, порядка, эффективное орудие против нарастающего рабочего движения, которыми и стал юридический позитивизм, который рассматривал право (право буржуазии) как факт реальности.

Большинство буржуазных теоретиков отказалось от идей естественного права, а критика этих идей нашла выражение в юридическом позитивизме, выступившем против дуализма теории естественного права, т.е. против представления о существовании рядом с позитивным правом более высокого по своему значению права естественного, требующего дальнейшего воплощения в законодательстве. Право, по представлению позитивистов являло собой совокупность норм, данных объективно, не требующих обоснования. Норма права рассматривалась позитивистами в качестве раз и навсегда установленной догмы, а единственным источником права признавалась государственная власть, наделенная принудительной силой. Правовая концепция позитивизма отождествляла право с законом, изданным верховной государственной властью. Социальным назначением права представлялось обеспечение социального компромисса.

Наибольшее распространение юридический позитивизм приобрел в Англии (Д. Остин), Германии (К. Бергбом, П. Лабанд) и во Франции (А. Эсмен).

В XX в. юридический позитивизм распространился в странах Западной Европы. Идеи позитивизма присущи современной буржуазной юриспруденции в разных вариантах. Одним из направлений современного позитивизма является нормативизм.

Таким образом, возникновение юридического позитивизма связано с укреплением и совершенствованием правовой оболочки развивавшихся капиталистических отношений. Догма права, обоснованная юридическим позитивизмом, имеет первостепенное значение для правоприменительной деятельности, особенно в периоды относительно стабильного развития гражданского общества.



Источники (формы) права

Источник права это способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение. форма показывает каким способом государство создает фиксирует норму права и в каком виде это норма доводится до сознания людей.

Нормативный правовой акт это официальный документ принимаемый уполномоченным органом государства или путем референдума которой устанавливаются изменяются или отменяет норму права. НПА- это основной источник права в романо-германской правовой семьи.

Судебный прецедент это судебное решение конкретному делу которое рассматривается как образец при решении аналогичных дел в последующем. судебно претендент никогда не признавался источником права онемение настоящее время в россии судебные решения оказывают определенное воздействие на правовую систему судебная практика это вид судебной деятельности по применению правовых норм.

Правовой обычай это фактически сложившиеся в течение длительного времени в обществе правила поведения которые в силу одобрения государство становится правовым.

Новая доктрина это теоретические положения научные теории юридического характера в которых сформулированы важнейшие принципы юридические термины юристов ученых юридическая доктрина было основным источником права романо-германской правовой семьи со времен рим права до 19 века когда место основного источника занял закон.

Нормативный договор это соглашение между разными субъектами права в которых содержатся нормы права нормативный договор может быть как международного так и внутригосударственного характера. конституция устанавливает что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов осуществляется конституцией, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения. нормативным договором является также коллективный договор между работниками и работодателями

Обычай делового оборота это правила поведения не предусмотренные законодательством но сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности независимо от того зафиксирован ли оно в к-л документе. применяется в случае если это отношения не урегулированы законом

религиозный памятник это священ книги разных религий положение которых имеют обязательную значение. ключевым свойством источников права является его общая обязательность


Наши рекомендации