Политико-государственный режим: понятие и виды

Политико-государственный режим является элементом формы государства и характеристики форм государства только с точки зрения форм правления и форм государственного устройства недостаточно.

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Политический режим определяется уровнем развития социально-политических процессов, господствующим в обществе политическим сознанием.

Демократический режим

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режи­ма — демократический и антидемократический.

Демократия–степень участия масс в государственном управлении, а также фактическое наличие у граждан демократических прав и свобод, официально признаваемых и закрепляемых в конституциях и других законах.

Признаки демократического режима:

1) население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им предста­вительные органы);

2) решения принимаются большинством с учетом интере­сов меньшинства;

3) существование гражданского общества с его развитой
структурой;

4) реальное осуществление правового государства;

5) выборность и сменяемость центральных и местных орга­нов государственной власти, их подотчетность избирателям;

6) легитимность государственной власти;

7) "силовые" структуры (вооруженные силы, полиция, ор­ганы безопасности и т, п.) находятся под демократическим кон­тролем общества, используются только по прямому назначе­нию, их деятельность регламентируется законами;

8) доминируют методы убеждения, согласования, компро­мисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

9) во всех сферах общественной жизни господствует закон;

10) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

11) в отношении хозяйствующих субъектов и граждан дей­ствует принцип "дозволено все, что не запрещено законом";

12) политический плюрализм, в том числе многопартий­ность, соревнование политических партий;

13) гласность, свобода средств массовой информации от цен­зуры;

14) реальное действие принципа разделения властей.

Различают прямую и представительную демократию.

- Прямая (непосредственная) демократия позволяет народу осуществлять власть непосредственно без политических посредников. Среди институтов прямого народовластия можно назвать: прямые выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, митинги, демонстрации. Недостатки: отсутствие желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность проведения указанных мероприятий (например, референдума), невысокая эффективность принимаемых решений ввиду непрофессионализма многих граждан.

- При представительной форме демократии власть народа осуществляется опосредованно через представителей. Недостатки: развитие коррупции, принятие решений не в интересах большинства, отрыв представителей от своих избирателей.

Среди антидемократических режимов можно выделить следующие: авторитарный, тоталитарный, фашистский.

Тоталитарный режим

Тотали­тарный режим характеризуется абсолютным контролем госу­дарства над всеми областями общественной жизни, полным под­чинением человека политической власти и господствующей идео­логии (государства чисто фашистского типа).

Признаки тоталитарного политического режима:

1) государство стремится к глобальному господству над все­ми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

2) общество практически полностью отчуждено от полити­ческой власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о 2единстве», «слиянии» власти и народа (государства чисто фашистского типа);

3) монопольный государственный контроль над экономи­кой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

4) абсолютная регла­ментация общественных отношений, которая базируется на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом";

5) государственная власть окружена "орео­лом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа;

6) доминирующим методом управления становится наси­лие, принуждение, террор;

7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозици­онно настроенных сил;

8) права и свободы человека и гражданина носят деклара­тивный, формальный характер, отсутствуют гарантии их реа­лизации;

9) экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная;

10) наличие одной официальной идеологии, фактическое устранение плюрализма;

11) централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;

12) бесконтрольность репрессивных государственных орга­нов со стороны общества;

13) отсутствие правовой государственности и гражданско­го общества;

14) государственная власть осуществляется по своему ус­мотрению, произволу, без учета мнения большинства, в проти­воречии с демократическими механизмами, нормами и инсти­тутами.

Авторитарный режим

Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, при котором политическая власть осущест­вляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).

Авторитарный режим отличен от тоталитарного:

- тоталитаризм устанавливает всеобщий контроль, авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю;

- при тоталитаризме осуществляется систематический террор против противников, при авторитарном режиме проводится тактика избирательного террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.

Признаки авторитарного политического режима:

1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

2) игнорируется принцип разделения (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

3) роль представительных органов власти ограничена вла­стным субъектом, хотя они и могут существовать;

4) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, под­отчетности и подконтрольности их населению;

5) в качестве методов государственного управления доми­нируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрес­сии, жесткие насильственные приемы осуществления полити­ческой власти;

6) сохраняется частичная цензура, существует своего рода "полугласность";

7) отсутствует единая идеология (в отличие от тоталита­ризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к вы­соким целям);

8) нет полного тотального контроля над всеми сферами об­щественной жизни, как это наблюдается в тоталитарном поли­тическом режиме;

10) существует частичный плюрализм, оппозиция не до­пускается, может существовать лишь имитация многопартий­ности, ибо все имеющиеся партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае
они разгоняются;

11) права и свободы человека и гражданина главным обра­зом провозглашаются, но реально во всей своей полноте не обес­печиваются;

12) "силовые" структуры обществу практически неподкон­трольны и используются подчас в сугубо политических целях.

Фашизм

Наиболее опасной формой недемократического режима является фашизм. Фашистские режимы – показатель резкого обострения социально-классовых противоречий внутри общества, кризиса политической власти господствующего класса, при котором правящая элита не в состоянии обеспечить свое господство опираясь лишь на демократические методы. Под страхом утраты власти, она прибегает к широкому использованию террористических методов. Для этих режимов характерно сочетание репрессивных методов правления с широкой социальной и политической демагогией по поводу защиты прав неимущих слоев, официально насаждаемые через СМИ гонения на инакомыслящих, проводимая на государственном уровне охота на лиц, несогласных с политикой фашистских лидеров. Характерна также опора правящих кругов на армию и полицию, непререкаемая власть вождя – фюрера, дуче. Абсолютное доминирование исполнительной власти над законодательной, диктатура ее под предлогом проведения «кардинальных реформ», борьбы за «единство нации», за установление демократии, за торжество законности и справедливости. Характерен нейтрализация деятельности парламентских структур, лишение парламента его традиционной компетенции творить закон.


Наши рекомендации