Политико-государственный режим: понятие и виды
Политико-государственный режим является элементом формы государства и характеристики форм государства только с точки зрения форм правления и форм государственного устройства недостаточно.
Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Политический режим определяется уровнем развития социально-политических процессов, господствующим в обществе политическим сознанием.
Демократический режим
В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима — демократический и антидемократический.
Демократия–степень участия масс в государственном управлении, а также фактическое наличие у граждан демократических прав и свобод, официально признаваемых и закрепляемых в конституциях и других законах.
Признаки демократического режима:
1) население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);
2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
3) существование гражданского общества с его развитой
структурой;
4) реальное осуществление правового государства;
5) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
6) легитимность государственной власти;
7) "силовые" структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т, п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому назначению, их деятельность регламентируется законами;
8) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;
9) во всех сферах общественной жизни господствует закон;
10) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
11) в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип "дозволено все, что не запрещено законом";
12) политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий;
13) гласность, свобода средств массовой информации от цензуры;
14) реальное действие принципа разделения властей.
Различают прямую и представительную демократию.
- Прямая (непосредственная) демократия позволяет народу осуществлять власть непосредственно без политических посредников. Среди институтов прямого народовластия можно назвать: прямые выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, митинги, демонстрации. Недостатки: отсутствие желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность проведения указанных мероприятий (например, референдума), невысокая эффективность принимаемых решений ввиду непрофессионализма многих граждан.
- При представительной форме демократии власть народа осуществляется опосредованно через представителей. Недостатки: развитие коррупции, принятие решений не в интересах большинства, отрыв представителей от своих избирателей.
Среди антидемократических режимов можно выделить следующие: авторитарный, тоталитарный, фашистский.
Тоталитарный режим
Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии (государства чисто фашистского типа).
Признаки тоталитарного политического режима:
1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о 2единстве», «слиянии» власти и народа (государства чисто фашистского типа);
3) монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
4) абсолютная регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом";
5) государственная власть окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа;
6) доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;
8) права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют гарантии их реализации;
9) экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная;
10) наличие одной официальной идеологии, фактическое устранение плюрализма;
11) централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;
12) бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;
13) отсутствие правовой государственности и гражданского общества;
14) государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.
Авторитарный режим
Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, при котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).
Авторитарный режим отличен от тоталитарного:
- тоталитаризм устанавливает всеобщий контроль, авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю;
- при тоталитаризме осуществляется систематический террор против противников, при авторитарном режиме проводится тактика избирательного террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.
Признаки авторитарного политического режима:
1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
2) игнорируется принцип разделения (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
3) роль представительных органов власти ограничена властным субъектом, хотя они и могут существовать;
4) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;
5) в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти;
6) сохраняется частичная цензура, существует своего рода "полугласность";
7) отсутствует единая идеология (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям);
8) нет полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, как это наблюдается в тоталитарном политическом режиме;
10) существует частичный плюрализм, оппозиция не допускается, может существовать лишь имитация многопартийности, ибо все имеющиеся партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае
они разгоняются;
11) права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально во всей своей полноте не обеспечиваются;
12) "силовые" структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в сугубо политических целях.
Фашизм
Наиболее опасной формой недемократического режима является фашизм. Фашистские режимы – показатель резкого обострения социально-классовых противоречий внутри общества, кризиса политической власти господствующего класса, при котором правящая элита не в состоянии обеспечить свое господство опираясь лишь на демократические методы. Под страхом утраты власти, она прибегает к широкому использованию террористических методов. Для этих режимов характерно сочетание репрессивных методов правления с широкой социальной и политической демагогией по поводу защиты прав неимущих слоев, официально насаждаемые через СМИ гонения на инакомыслящих, проводимая на государственном уровне охота на лиц, несогласных с политикой фашистских лидеров. Характерна также опора правящих кругов на армию и полицию, непререкаемая власть вождя – фюрера, дуче. Абсолютное доминирование исполнительной власти над законодательной, диктатура ее под предлогом проведения «кардинальных реформ», борьбы за «единство нации», за установление демократии, за торжество законности и справедливости. Характерен нейтрализация деятельности парламентских структур, лишение парламента его традиционной компетенции творить закон.