Вопрос 21. Политическое и идеологическое разнообразие в РФ. Особенности конституционно-правового статуса политических партий и иных общественных объединений.
Каждая сфера конституционно-правового регулирования имеет свои особенности.
Установление и регулирование идеологических основ общества - традиционный предмет российского конституционного права.
Конституционное право может в весьма ограниченных пределах устанавливать и регулировать идеологическую структуру общества.
Идеология в философском смысле – это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, друг к другу, социальные проблемы, содержатся программы социальной деятельности.
Советское конституционное (государственное) право не использовало само понятие "идеология", но тем не менее закрепляло последнюю. Это делалось через использование идеологических в своей основе понятий "социализм", "коммунизм", "капитализм", "империализм", "классовая борьба", производных от них.
В России никогда не было одной идеологии. Попытки конструирования "государственной идеологии" есть стремление опять вернуться к господству одной идеологии, что заведомо обречено на провал.
Действующее конституционное право стоит на позиции запрета государственной идеологии (ч. 2 ст. 13). Равным образом запрещено устанавливать и обязательную для всех идеологию, что также повлекло бы за собой ее привилегированное положение.
Конституционное право провозглашает идеологическое многообразие (ч. 1 ст. 13). Термин "многообразие" означает:
А. Равноправное положение всех идеологий (демократических, православно-религиозных, коммунистических и др.). Фактически в обществе в каждый данный период его развития преобладает одна или несколько идеологий, что, разумеется, накладывает существенный отпечаток на его развитие. Например, господство идеологии монетаризма и свободного рынка в начале 90-х гг. сильно повлияло на ход и содержание экономических и политических преобразований.
Б. С учетом ч. 2 ст. 13 Конституции РФ идеологическое многообразие означает запрет установления в качестве господствующей, обязательной не только одной идеологии, но и нескольких. В идеале теоретически следовало бы отделить идеологии от государства. Если советское государственное право открыто закрепляло идеологические ценности, то современному российскому конституционному праву следовало бы официально отделиться от идеологии. Поскольку это не сделано, то фактически так называемая идеология реформ оказывает определяющее влияние на деятельность прежде всего Президента РФ и исполнительной власти. В Указе Президента РФ от 21 сентября 1991 г. № 1400 фактический роспуск органов законодательной власти обосновывался, в частности, стремлением "к ликвидации политического препятствия". Слово "политического" в контексте Указа означает "идеологического". Да и сама Конституция РФ, по сути, не проводит различия между идеологическим и политическим многообразием, объединяя эти явления в одной статье, а политическое многообразие воспринимается как синоним идеологического.
Идеология как система взглядов предполагает то или иное ее распространение в действительность или по крайней мере стремление к такому распространению в разных формах (например, издание книг, выступления, создание и деятельность общественных и иных объединений и т.п.) путем практической деятельности.
Политическое многообразие означает наличие разнообразных направлений в практической политической деятельности.
В качестве примеров такой деятельности комментаторы Конституции РФ приводят разные виды агитации (за или против кандидатов, политических течений, вариантов решения вопроса).
Конституционное право не устанавливает прямо никаких пределов идеологического многообразия, что в правовом отношении свидетельствует о недостатках такого регулирования. Решая задачу преодоления господства одной идеологии, конституционное право не пошло дальше, идеализировав фактические общественные отношения. Между тем есть идеологии, которые признаны заведомо преступными (например, фашизм). Есть идеологии, которые основаны на завоевании других народов, подчинении одного человека другому, разрушении семьи и т.д. Видимо, этот пробел Конституции должен быть ликвидирован.
Косвенно границы идеологического многообразия поставлены через регламентацию общественных объединений. Запрещены создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Указанная норма препятствует как созданию новых, так и изменению характера деятельности созданных ранее общественных объединений.
Цели общественного объединения - необходимый элемент его устава, который утверждается при создании объединения его вредителями.
В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995г. "Об общественных объединениях"2 прокуратура осуществляет надзор за соблюдением общественными объединениями законов, орган, регистрирующий общественные объединения, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям, а финансовые органы контролируют источники доходов общественных объединений, размеры получаемых ими средств и уплату налогов в соответствии с законодательством о налогах. Кроме того, существует контроль со стороны государственных органов (пожарный, эпидемиологический и др.). Надзор прокуратуры распространяется на все общественные объединения, а контроль регистрирующего и иных органов - только на зарегистрированные общественные объединения.
Государственная регистрация - не обязанность, а право общественного объединения. Отсутствие государственной регистрации не влияет на факт создания общественного объединения, но влечет за собой отсутствие права выступать субъектом гражданско-правовых отношений, ограничивает права в сфере конституционно-правовых отношений.
Деятельность общественного объединения может быть приостановлена только по решению суда. Если в течение установленного судом срока приостановления деятельности общественного объединения оно не устраняет нарушения, то по решению суда может быть ликвидировано. Закон допускает возможность ликвидации общественного объединения по решению суда, минуя процедуру приостановления деятельности (ст. 44).
Разновидностью общественных объединений являются политические партии. В отличие от прежнего закрепления однопартийной системы действующее конституционное право требует многопартийности. Тем самым однопартийная система должна рассматриваться как противоречащая конституционному праву. В теории многопартийность считается одним из проявлений демократизма политического режима, а однопартийность - свойство авторитарных политических режимов или временная мера, возможная в экстраординарных условиях (военное положение и др.).
Конституционное право не раскрывает понятия многопартийности. Представляется, что оно включает в себя как минимум два элемента:
а) наличие нескольких партий. В настоящее время только на федеральном уровне зарегистрировано свыше 80 партий;
б) участие нескольких партий в осуществлении государственной власти. Это участие касается в первую очередь исполнительной власти. Наиболее характерно для многопартийности чередование партий (или блоков партий) в отправлении исполнительной власти в зависимости от итогов парламентских или президентских выборов (Великобритания, Япония, США и большинство развитых стран). Такое чередование основано на конституционном праве, включая и обычаи. В России парламент включает в себя представителей нескольких партий, что является проявлением многопартийности. Однако неразвитость многопартийной системы проявляется в полном отсутствии конституционно-правовых оснований, связывающих многопартийность с отправлением исполнительной власти. Последняя формируется почти полностью Президентом РФ.
Конституционное право относит партии к общественным объединениям. В перспективе реально выведение партий из этого круга в силу их больших особенностей. Последние проявляются:
а) в целях деятельности. Основные цели деятельности любой партии связаны с завоеванием законными средствами государственной власти. Речь идет об участии в выборах в государственные органы, участии в формировании невыборных государственных органов, участии в их деятельности. Изменения и дополнения закона об общественных объединениях, произведенные в 1998 г., делают шаг в этом направлении, хотя он касается выделения не только партий, но и других общественных объединений, которые претендуют на статус политических;
б) в организационно-правовой форме. Партии обязательно должны создаваться в форме (общественных) организаций. Это самая жесткая из пяти закрепленных законом организационно-правовых форм;
в) в индивидуальном партийном членстве, что закреплено в действующей ныне ст. 9 закона СССР от 9 октября 1990 г. "Об общественных объединениях"1. Названная норма исключает также иностранцев и лиц без гражданства из числа членов партии;
г) в минимальном количестве членов не менее 5 тыс. для общефедеральной партии, что предусмотрено ст. 6 названного союзного закона.
Зарубежное законодательство обычно предусматривает более жесткий государственный контроль за финансами и имуществом партий, их полную гласность и публичность, резкое ограничение или полное запрещение использования финансовых ресурсов из зарубежных источников. В России пока юридически нет выделения партий по указанным параметрам из числа других общественных объединений. Однако это необходимо сделать.
Выделение особенностей партий в законодательстве, связанных с более жестким к ним подходом со стороны государства, объясняется их особой ролью. Партии являются связующим мостом между обществом и государством, выполняя важные функции по их консолидации, преодолению или смягчению конфликтов между обществом и государством, воспитанию кадров для государственного аппарата. Поэтому в ряде стран партии, представленные в парламентах, имеют государственное финансирование их деятельности пропорционально представительству.
В зарубежных странах запрещено выполнение одним и тем же добровольным объединением и функций политической партии, и функций профсоюза, и функций иной (например, религиозной или предпринимательской организации,) что пока еще имеет достаточно широкое распространение в нашей стране. Следствием этого является искусственная политизация тех общественных объединений, которые по роду своей деятельности не должны носить политический характер.
Политические партии - это общественные объединения, целью которого является участие в политической жизни и в осуществлении государственной власти.
В современном обществе партии - важный компонент политической системы, оказывающий большое влияние на формирование политической волн граждан, на избирательный процесс и, как следствие, на формирование и деятельность органов государственной власти.
Конституционной основой правового статуса политических партий в Российской Федерации служат несколько статей действующей Конституции РФ. В качестве одной из основ конституционною строя в Конституции закреплена многопартийность (статья 13, часть 2), что носит исторически принципиальный характер, поскольку вплоть до 1990 г. в стране была однопартийная система.
Многопартийность означает не только возможность существования ряда политических партий с различными программами, но и равноправие всех созданных и действующих в соответствии с законом партий.
Согласно статье 30 Конституции РФ, политические партии создаются свободно, без каких-либо разрешений на учредительном съезде или конференции партии. Членство в партии, согласно той же статье, добровольно, и никто не может быть принужден к вступлению в партию или лишен возможности выхода из нее. Свобода вступления в партию ограничена законом в отношении некоторых должностных лиц (судей, военнослужащих).
Наряду со свободой создания и деятельности партий, их равенством, государственной поддержкой, правовой статус партий включает их обязанности перед обществом и государством, финансовую прозрачность, соответствие программных установок и деятельности конституционному правопорядку.
Конституция запрещает создание и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (статья 13, часть 5).
Действующим законодательством не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий в органах государственной власти (кроме представительных), в государственных учреждениях и на предприятиях, в вооруженных силах, органах госбезопасности и в правоохранительных органах.
Создаваемая политическая партия, чтобы получить статус таковой, должна зарегистрировать требуемым образом принятый устав, определяющий ее наименование, структуру, членство, руководящие органы, источники финансовых средств, порядок прекращения деятельности. Политическая партия должна иметь свою программу, из которой общество узнает идеологию партии, ее цели и пути их достижения.
Партия имеет право участвовать в избирательном процессе, распространять информацию о своей деятельности, учреждать свои средства массовой информации, проводить митинги и демонстрации, устанавливать и поддерживать международные связи, создавать отделения на местах.
Для проведения избирательной кампании партии получают финансовую помощь от государства. В остальном их денежные средства складываются из членских взносов, поступлений от издательской и иной деятельности, соответствующей уставным целям, а также из добровольных пожертвований, которые, однако, не могут исходить от государственных организаций и предприятий (в том числе и частных с участием государства), от благотворительных и религиозных организаций, иностранных государств, граждан и юридических, других политических партий. Не допускаются анонимные пожертвования.
Запрет политических партий (а также приостановление ее деятельности на срок до шести месяцев) по основаниям, предусмотренным частью 5 статьи 13 Конституции, отнесен к компетенции судов общей юрисдикции.
Политические права и свободы – это права и свободы, которые призваны обеспечивать гражданину возможность участвовать в управлении обществом и государством.
Относятся:
Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (п.1, ст.30);
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст.31);
Право участвовать в управлении делами государства (п.1, ст.32)
Право избирать и быть избранным в органы гос-власти и омс, участвовать в референдуме (п.2,ст.32)
Право обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33)
Право участвовать в определении правосудия (п.5, ст.32)
Идеологическое многообразие включает в себя:
1) свободу идей и убеждений граждан;
2) политический плюрализм и свободу политических организаций;
3) религиозную свободу.
Свобода идей и взглядов граждан РФ выражается во всеобщем праве самостоятельно определять свое мировоззрение и недопустимости устанавливать какие-либо ограничения в зависимости от этих идей и взглядов.
Политическое многообразие (плюрализм) – наличие разнообразных направлений в практической политической деятельности в государстве, выраженное в агитации за или против определенных течений, программ, законопроектов и т. п. в политической жизни, за или против определенных кандидатов на выборах, за то или иное решение вопросов, выносимых на референдумы, и т. д.
В настоящее время совокупность политических партий России представлена значительным числом политических партий и политических объединений, преследующих различные цели.
Политическое многообразие предполагает свободу граждан в выборе формы участия в политической жизни страны.
Все граждане РФ вправе:
1) создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями;
2) вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии;
3) участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами;
4) беспрепятственно выходить из политических партий.
Религиозная свобода предполагает право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.