Административно-территориальное устройство субъектов РФ
Административно-территориальное устройство субъектов РФ
6. Адм.-тер. устройство – это разделение его тер-рии на определенные части в соответствии с кот. строится система местных органов гос. власти и местного самоуправления.
Такие части называются админ.-тер. единицами.
В федерат. гос-ве такое деление имеют субъекты РФ (область д-ти субъектов РФ).
Принципы админ.-тер. устройство:
1. Экономический – особенности хоз. профиля
2. Национальный
3. Максимальное приближение гос. аппарата и местного самоуправления к населению.
Существует 2 вида админ.-тер. единиц:
1. базовые – районы и города республиканского и областного или краевого значения.
2. первичные – города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.
Район (уезд) – это адм. – тер. единица, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономн. округа.
Города – это админ.-тер. единицы, кот. включ. в себя промышл. предприятия, жилой фонд, медицинские, культурно- промышленные учреждения и т.д.
Виды городов:
1. Города республиканского значения
2. Города краевого, областного, окружного значения.
3. Города районного значения.
Городские районы создаются в городах с численностью населения более 100 тыс. человек для обеспечения нормального ф-ния крупных городов.
К городским поселениям относятся городские поселки:
1. курортные
2. рабочие
3. дачные
Самой многочисленной админ.-тер. единицей являются сельские поселения: селы, станицы, аулы, кишлаки.
Тер-рия Москвы делится на администр. округа, кот. включают в себя муниципальные районы.
Административный округ – внутригородская администр. единица, система органов власти кот. строится на основе централизованного управления.
Муницип. район – админ.-тер. единица Москвы, в границах которой осуществляется самоуправление населения, проживающего на данной тер-рии.
Муницип. районы делятся на микрорайоны.
На тер-рии некоторых субъектов РФ для компактности проживающих численно небольших групп национальностей создаются нац. районы. Например, ненецкий нац. район в Алтайском крае.
В РФ имеются также закрытые админ.-тер. образования, статус кот. регулируется з-ном РФ от 14 июля 1992 г. "О закрытом админ.-тер. образровании".
Верховный Суд Российской Федерации: порядок формирования, состав, компетенция, процессуальные основы деятельности, принимаемые акты.
Верховный Суд РФ
Верховный Суд РФ в соответствии со ст. 126 Конституции является высшим судебным органом по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом пределах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Компетенция Верховного Суда РФ.Верховный Суд РФ в пределах своих полномочий:
– рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
– изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения федерального законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение;
– осуществляет контроль за выполнением судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ; разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;
– осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
В соответствии с Конституцией Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы.
При Верховном Суде РФ сформированы Судебный департамент и Научно-консультативный совет.
Состав и структура Верховного Суда РФ.Верховный Суд РФ действует в составе Председателя, заместителей Председателя, судей и аппарата суда.
Председатель Верховного Суда РФ наделен следующими полномочиями:
– организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;
– созывает Пленум Верховного Суда РФ и председательствует на его заседаниях;
– созывает Президиум Верховного Суда РФ и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие его решения, председательствует на заседаниях Президиума;
– может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ при рассмотрении любого дела;
– распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда РФ;
– руководит организацией работы Кассационной коллегии и судебных коллегий; руководит работой аппарата Верховного Суда РФ;
– ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
– осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Председатели Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда РФ:
– председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими коллегий или назначают для этого членов суда;
– образуют составы суда (палаты) для рассмотрения дел в заседаниях судебных коллегий;
– осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;
– представляют Пленуму Верховного Суда РФ отчеты о деятельности коллегий;
– вправе истребовать судебные дела для изучения и обобщения судебной практики;
– организуют работу по повышению квалификации членов суда соответствующей судебной коллегии;
– осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
Структуру Верховного Суда РФ образуют:
– Пленум Верховного Суда РФ;
– Президиум Верховного Суда РФ;
– Кассационная коллегия;
– Судебная коллегия по гражданским делам;
– Судебная коллегия по уголовным делам;
– Военная коллегия.
Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и членов Верховного Суда РФ.
В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор РФ и Министр юстиции РФ. В заседаниях Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда РФ могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.
Пленум Верховного Суда РФ:
– рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения федерального законодательства;
– при обсуждении вопросов о даче судам руководящих разъяснений заслушивает сообщения председателей верховных судов автономных республик, краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и судов автономных округов, военных судов о судебной практике по применению законодательства;
– утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ;
– утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ;
– рассматривает и решает вопросы о выступлении в порядке законодательной инициативы;
– заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда РФ о деятельности коллегий;
– осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя, входящих в состав Президиума по должности, и судей Верховного Суда РФ. Утверждение Президиума Верховного Суда РФ производится при наличии положительного заключения Квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ.
Заседания Президиума Верховного Суда РФ проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ принимается большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и подписывается Председателем Верховного Суда РФ. Президиум Верховного Суда РФ наделен следующими полномочиями:
– в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
– рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;
– рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ;
– осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ состоит из председателя Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, 12 членов из числа судей Верховного Суда РФ и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении Квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ.
Рассмотрение дел в Кассационной коллегии Верховного Суда РФ осуществляется судебными составами. Судьи, являющиеся членами Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, в период между ее заседаниями участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии либо Президиума Верховного Суда РФ с соблюдением требования о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела.
Полномочия Кассационной коллегии Верховного Суда РФ:
– рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции;
– рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Рассмотрение судебных дел Кассационной коллегией Верховного Суда РФ осуществляется в соответствии с ГПК и УПК.
Судебные коллегии Верховного Суда РФ – Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам, а также Военная коллегия Верховного Суда РФ – утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ. Председатель Верховного Суда РФ в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.
Полномочия судебных коллегий Верховного Суда РФ:
– рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
– изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику;
– осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
В состав Российской федерации входит 21 республика: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия.
В отличие от других субъектов Федерации республики признаются государствами. Однако власть в этих государствах не является суверенной, республики самостоятельны только в рамках, установленных федеральной Конституцией. Республики не вправе нарушать государственную целостность России, единство системы государственной власти. Их народы свободно реализовали свое право на самоопределение, создав сначала автономию, а затем преобразовав ее в государство, являющееся частью Российской Федерации. Изменить этот статус можно только с согласия Российской Федерации, путем изменения Конституции РФ или в соответствии с федеральным конституционным законом.
Конституция РФ не закрепляет право выхода республик из состава Федерации, чего не делает ни одна другая федерация мира. Основания для этого носят не только юридический, но и этический характер. Экономика республик была создана на средства всего многонационального народа России, она может успешно функционировать только как составная часть всей экономики страны.
С национальной точки зрения население республик давно носит смешанный характер, вследствие чего выделение той или иной республики в самостоятельное государство неизбежно породило бы дискриминацию и межнациональные конфликты. Отделение от России привело бы также к культурному отставанию народов, ни о какой подлинной независимости в этом случае не могло бы быть и речи. Сепаратизм, следовательно, противоречит коренным интересам как народов республик, так и их титульной нации.
До принятия Конституции РФ в 1993 г., ряд республик - Татарстан, Саха (Якутия), Башкортостан, Тува и др. - закрепили в своих конституциях статус суверенного государства, субъекта международного права. Татарстан, не упоминая о вхождении в состав Российской Федерации, в то же время закрепил свое положение как государство, «ассоциированное с Российской Федерацией» Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - С. 384..
В основе такого подхода лежало необоснованное предположение, будто Российская Федерация является объединением, получившим полномочия из рук независимых республик, что противоречит историческим фактам, ибо автономии, из которых выросли республики, были созданы Российским государством.
Республики, как и другие субъекты Федерации, равноправны только между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, но они не равноправны с самой Федерацией. В договорах, которые республики, как края и области, заключают с Федерацией, речь идет о разграничении предметов ведения и полномочий, а не о разделе суверенитета или территории Российской Федерации. Конституции республик должны соответствовать Конституции РФ, составлять единое конституционное пространство, основанное на общих принципах. Отступления от федеральной Конституции особенно недопустимы, когда они ведут к вторжению в предметы ведения и полномочия федеральных органов, нарушают принцип равноправия граждан России независимо от национальности и места проживания, принцип разделения властей.
С пониманием государственной природы республик тесно связан вопрос о правовом статусе их территорий. Каждая республика обеспечивает свою территориальную целостность, а границы республики, находящиеся в режиме не государственных, а административных границ, не могут быть изменены без ее согласия. Гарантией территориального статус-кво является сама Российская Федерация, что, однако, не всегда обеспечивает быстрое и эффективное разрешение территориальных споров. Такой спор, например, несколько лет не затихает в отношениях между Республикой Северная Осетия - Алания и Республикой Ингушетия.
Ошибочное представление о суверенитете подталкивает некоторые республики к провозглашению своей собственности на землю, недра и природные богатства, для чего нет правовых оснований. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами относятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов.
«Республика Саха (Якутия) закрепила в Конституции 1992 г. положение о своей территории как «исконной земле традиционного расселения ее коренных народов», хотя трудно себе представить, как на огромных просторах в 3,1 млн. кв. км могли утвердиться «коренные народы», которых и сейчас насчитывается не более 1 млн. человек. Произвольно определенные в советское время границы некоторых республик ныне рассматриваются в республиках как якобы сложившиеся исторически» Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 6-е изд., изм. и доп. - .
Между тем происходившая в то время частая перекройка границ имела чисто административное значение, в результате чего, например, в территорию нынешней Чеченской Республики были включены районы из соседнего Ставропольского края. Территорию республик, следовательно, можно рассматривать только во взаимосвязи с их пребыванием в составе Российской Федерации. Вместе с тем должно быть, безусловно, признано, что закрепленная за ними территория является пространственным пределом их власти, на эту территорию не может распространяться власть других субъектов Федерации.
Неправомерны и претензии многих республик на приоритет (верховенство) своих законов над федеральными. Закрепление в конституционных актах республик такого рода положений противоречит основам конституционного строя Российской Федерации и ведет к ослаблению конституционной законности и охраны прав человека.
«Республики самостоятельны в определении своих государственных языков. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик эти языки употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации, т.е. русским языком. В республиках, в которых титульная нация составляет большинство населения (таковых 6 из 21), законодательно закреплено двуязычие. Многоязычие закреплено в многонациональном Дагестане» Колесников Е.В., и др. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Высшее образование, 2008. - С. 241..
Конституции республик обычно предусматривают свое гражданство, не учитывая, что гражданство в Российской Федерации относится к ведению Федерации. Это гражданство одновременно означает и гражданство Российской Федерации, но правом принятия в гражданство обладает только Российская Федерация.
Республики самостоятельно утверждают свою государственную символику - герб, флаг, гимн, определяют столицу. Государственная символика отражает национально-историческую символику народа. Республики вправе учреждать свои почетные звания и государственные награды.
Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации. Основы его организации и состав.
Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент. Парламент – это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее. Парламент РФ – это Федеральной Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ.
Федеральное Собрание состоит из двух палат:1) Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти); 2) Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования).
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают особым статусом представителей народа. Принципыих деятельности: 1) принцип «императивного мандата» (т. е. обязательности исполнения наказов избирателей и отчетность перед ними); 2) принцип «свободного мандата» (т. е. свободного своего волеизъявления без влияния со стороны какого бы то ни было органа власти или должностного лица).
Черты Федерального Собрания РФ:1) Федеральное Собрание – это коллегиальный орган, состоящий из представителей населения; 2) это высший законодательный орган в РФ, т. е. акты Федерального Собрания и законы, им принимаемые, должны соответствовать только Конституции РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юридической силой.
Принципы деятельностиФедерального Собрания РФ: 1) порядок формирования и компетенция палат Федерального Собрания устанавливаются Конституцией РФ; 2) Федеральное Собрание является представителем народа России и отстаивает его интересы; 3) Федеральное Собрание – единственный орган, обладающий правом принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением; 4) выборы Президента РФ назначаются Федеральным Собранием.
Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов.
Федеральное Собрание РФ осуществляет: 1) распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением); 2) контроль за исполнительной властью.
В полномочия Федерального Собрания входит производство процедуры отрешения Президента РФ от должности на основании заключения Генерального прокурора РФ о наличии состава преступления в действиях Президента РФ и процедуры объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, а также контроля за судебной властью путем дачи согласия на назначение судей высших государственных судов России.
Федеральное Собрание независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (Государственная Дума РФ) может быть распущена Президентом РФв случаях: 1) трехкратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 2) объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ.
Конституц.правовые нормы
КПН– это установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения, входящие в предмет конституционного права.
Особенности КПН:
- Отличаются содержанием, сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены
- Отличаются источниками, в которых они выражены
- Носят общерегулятивный характер и могут быть сформулированы в виде норм-принципов, норм-задач, норм-целей, норм-дифиниций
- Адресуются широкому кругу субъектов права
- Определяют правила поведения в самом общем виде, конкретизируясь через другие отрасли права
Виды конституционно правовых норм:
По характеру содержащихся в них предписаний:
- Управомочивающие
- Обязывающие
- Запрещающие
По степени определённости содержащихся в них предписаний:
- Императивные
- Диспозитивные
По назначению в механизме правового регулирования:
- Материальные
- Процессуальные
По территории действия:
- Республиканского действия
- Местного действия
По действию во времени:
- Постоянные
- Временные
- Исключительные
Институт конституционного права –это совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих определённый круг однородных и взаимосвязанных общественных отношений.
Административно-территориальное устройство субъектов РФ
6. Адм.-тер. устройство – это разделение его тер-рии на определенные части в соответствии с кот. строится система местных органов гос. власти и местного самоуправления.
Такие части называются админ.-тер. единицами.
В федерат. гос-ве такое деление имеют субъекты РФ (область д-ти субъектов РФ).
Принципы админ.-тер. устройство:
1. Экономический – особенности хоз. профиля
2. Национальный
3. Максимальное приближение гос. аппарата и местного самоуправления к населению.
Существует 2 вида админ.-тер. единиц:
1. базовые – районы и города республиканского и областного или краевого значения.
2. первичные – города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.
Район (уезд) – это адм. – тер. единица, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономн. округа.
Города – это админ.-тер. единицы, кот. включ. в себя промышл. предприятия, жилой фонд, медицинские, культурно- промышленные учреждения и т.д.
Виды городов:
1. Города республиканского значения
2. Города краевого, областного, окружного значения.
3. Города районного значения.
Городские районы создаются в городах с численностью населения более 100 тыс. человек для обеспечения нормального ф-ния крупных городов.
К городским поселениям относятся городские поселки:
1. курортные
2. рабочие
3. дачные
Самой многочисленной админ.-тер. единицей являются сельские поселения: селы, станицы, аулы, кишлаки.
Тер-рия Москвы делится на администр. округа, кот. включают в себя муниципальные районы.
Административный округ – внутригородская администр. единица, система органов власти кот. строится на основе централизованного управления.
Муницип. район – админ.-тер. единица Москвы, в границах которой осуществляется самоуправление населения, проживающего на данной тер-рии.
Муницип. районы делятся на микрорайоны.
На тер-рии некоторых субъектов РФ для компактности проживающих численно небольших групп национальностей создаются нац. районы. Например, ненецкий нац. район в Алтайском крае.
В РФ имеются также закрытые админ.-тер. образования, статус кот. регулируется з-ном РФ от 14 июля 1992 г. "О закрытом админ.-тер. образровании".