Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.

Административно-территориальное устройство является необходимым атрибутом государства. Однако если унитарное государство непосредственно делится на административно-территориальные единицы, то федеративное государство состоит из субъектов, территория которых подразделяет­ся в свою очередь на административно-территориальные единицы.

Правовую основу административно-территориального устройства субъекта РФ составляют Конституция РФ, фе­деральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устав субъекта Федерации, закон об административно-территориальном устройстве и иные нормативные право­вые акты субъекта РФ.

Административно-территориальное устройство субъ­екта РФ -это научно обоснованное разделение его тер­ритории на административно-территориальные единицы, в соответствии с которыми строится система органов го­сударственной власти и органов местного самоуправления с учетом исторических и культурных традиций, хозяйствен­ных связей и сложившейся инфраструктуры.

Границей административно-территориального образо­вания является закрепленная в установленном порядке ли­ния, определяющая пределы территории административно-территориального образования, т.е. пространственный предел действия соответствующих органов государствен­ной власти и (или) органов местного самоуправления.

Границы административно-территориальных образова­ний в субъектах РФ, как правило, совпадают с границами соответствующих муниципальных образований.

Научно обоснованное разделение территории субъекта Федерации на административно-территориальные едини­цы базируется на принципах.

16.6. Административно-территориальное устройство субъектов...

Важнейшим принципом административно-территори­ального устройства субъекта РФ является экономический принцип. Он предполагает учет естественных рубежей, экономического профиля территории, численности и плот­ности населения, тяготение населенных пунктов к опреде­ленным экономическим центрам; направление и характер путей сообщения, развитие средств связи, обеспечение экономических и организационных условий для формиро­вания эффективно действующих органов государственной власти и местного самоуправления.

Вторым принципом административно-территориального

устройства субъекта РФ можно считать соответствие исторически сложившейся системы расселения тенденциям развития данной системы.

Третьим принципом административно-территориального устройства субъекта РФ является национальный прин­цип. Он означает учет национального состава населения, его специфических особенностей, обеспечение его ком­пактного проживания в рамках одной административно-территориальной единицы. Цель этого принципа -разви­тие национальных культур, культурно-бытовых традиций и исконных видов хозяйственной деятельности всех нацио­нальных и этнических групп малочисленных народов, про­живающих на территории субъекта РФ.

Четвертым принципом административно-территориаль­ного устройства субъекта РФ можно считать максимальное приближение к населению как государственного аппарата, так и органов местного самоуправления.

Обязательным принципом административно-террито­риального устройства субъектов РФ является учет мнения местного населения при решении вопросов организации но­вых, упразднении существующих административно-терри­ториальных единиц.

Административно-территориальная единица -часть территории субъекта РФ в фиксированных границах, уста­новленная для осуществления функций государственного управления, полученная в результате административно-территориального деления субъекта Федерации, имеющая Установленный законодательством статус и наименование.

Виды административно-территориальных единиц мно­гообразны. Территория субъекта РФ делится в первую оче-Редь на сельские районы, и города.

Сельский район -административно-территориальное образование, не входящее в состав других административно-территориальных образований, состоящее из нескольких сельсоветов, поссоветов и (или) городов районного значе­ния и имеющее единый административный центр.

Разновидностью сельского района является националь­ный район, на территории которого проживают граждане Российской Федерации, относящие себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации националь­ного меньшинства на территории субъекта РФ. Так, в Ал­тайском крае имеется Славгородский немецкий националь­ный район.

Город краевого (областного, республиканского) зна­чения -административно-территориальное образование, состоящее из города и административно подчиненного ему одного или нескольких населенных пунктов (при их на­личии) вместе с прилегающими к ним землями, необходи­мыми для развития и обслуживания города и населенных пунктов. Город краевого (областного, республиканского) значения должен насчитывать не менее 50 тыс. человек.

Крупные города делятся на внутригородские районы. Внутригородской район-административно-территори­альное образование, входящее в состав города краевого (об­ластного, республиканского) значения, состоящее из части его территории и административно подчиненного ему одно­го или нескольких населенных пунктов (при их наличии) вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания города и населенных пунктов.

На территории субъекта Федерации имеются города районного значения-административно-территориальное образования, входящие в состав сельского района, состоя­щие из города с прилегающими к нему землями, необхо­димыми для развития и обслуживания города. Город рай­онного значения должен насчитывать не менее 11–15 тыс. человек. Численность населения города регулируется за­конами об административно-территориальном устройстве каждого субъекта РФ по-разному. В отдельных случаях к городам районного подчинения могут быть отнесены го­рода с меньшей численностью населения, но имеющие важ­ное промышленное, социально-культурное и историческое значение, перспективу дальнейшего экономического разви­тия и роста численности населения.

На территории сельского района находятся поселки и села.

Поселок городского типа (рабочий, курортный, дач­ный) -территориальная единица, на территории которой имеются промышленные организации, объекты строитель­ства, железнодорожные узлы и другие объекты производ­ственной инфраструктуры либо основным назначением ко­торой является обслуживание санаторными услугами или организация летнего отдыха населения, с численностью на­селения не менее 3000 человек. В отдельных случаях к ка­тегории поселков городского типа могут быть отнесены на­селенные пункты с меньшей численностью населения, но имеющие перспективу дальнейшего экономического разви­тия и роста численности населения.

Сельский населенный пункт -село, деревня, хутор и другие типы сельских населенных пунктов, жители ко­торого заняты преимущественно сельскохозяйственным производством. Сельское поселение -территориальная единица, состоящая из нескольких объединенных обшей территорией сельских населенных пунктов, границы кото­рой совпадают с границами муниципального образования, наделенного статусом сельского поселения.

На территории субъекта РФ может находиться закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО). ЗАТО-это административно-территориальное образо­вание, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и ути­лизации оружия массового поражения, переработке радио­активных и других материалов, военные и иные объекты, для которых федеральными органами государственной вла­сти устанавливается особый режим безопасного функцио­нирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Административным центром административно-терри­ториального образования является городской или сельский населенный пункт, расположенный на территории соот­ветствующего административно-территориального образо­вания, который в установленном порядке определен в ка­честве местонахождения органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления.

В последние 20 лет появились новые, нетрадиционные административно-территориальные единицы. Так, территория города Москвы делится на округа, округа -на город­ские районы.

В результате укрупнения субъектов РФ, объединения двух и более субъектов Федерации некоторые бывшие субъекты РФ стали административно-территориальными единицами с особым статусом. Так, Федеральный конституционный за­кон от 14.10.2005 № б-ФКЗ «Об образовании в составе Рос­сийской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» в ч. 1 ст. 5 закрепил, что в составе нового субъекта РФ в границах Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного окру­га создаются административно-территориальные единицы с особым статусом. Этот особый статус устанавливается фе­деральными законами, уставом (конституцией) и законами нового субъекта РФ.

Особый статус административно-территориальных единиц предполагает сохранение за ними территории, кото­рую они имели до объединения с другими субъектами РФ.

В уставах вновь образованных субъектов РФ имеются специальные нормы об этнических меньшинствах, прожи­вающих на территории административно-территориальных единиц с особым статусом.

В структуре исполнительных органов государственной власти субъектов РФ может действовать специальный ис­полнительный орган по делам населения административно-территориальной единицы с особым статусом. Так, в Перм­ском крае создано Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа, руководитель которого (министр) является префек­том -представителем края на территории округа.

В Пермском крае Законодательное собрание состоит из 60 депутатов, двое из которых представлены по кво­те, закрепленной за Коми-Пермяцким округом. Анало­гичная норма имеет место в Красноярском крае. Другие административно-территориальные единицы с особым ста­тусом аналогичного представительства в парламенте субъ­екта РФ не имеют.

Решение вопросов административно-территориальном устройства отнесено к компетенции законодательных (пред­ставительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ. Так, к вопросам административно-территориального устройства законодательного органа государственной власти субъекта Федерации, как прави­ло, относятся: образование, объединение, преобразование и упразднение административно-территориальных единиц; установление и изменение границ административно-терри­ториальных единиц; установление и перенос администра­тивных центров районов; рассмотрение предложений о при­своении наименований административно-территориальным единицам или их переименовании.

К ведению исполнительного органа власти субъекта РФ (губернатор, глава администрации) относятся: образова­ние, объединение, преобразование и упразднение городов районного подчинения, поселков (рабочих или дачных), сельских населенных пунктов (сел, деревень, хуторов и других типов сельских населенных пунктов); внесение в законодательный орган государственной власти субъ­екта проектов нормативных правовых актов по вопросам административно-территориального устройства; подготов­ка материалов с предложениями о присвоении наимено­ваний административно-территориальным единицам и их переименовании, направление их в законодательный орган государственной власти; присвоение имен государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры и других лиц, имеющих заслуги перед государством, улицам, площадям и другим составным частям населенных пунктов; регистрация, учет и систематизация административно-территориальных единиц субъекта Федерации.


Наши рекомендации