Исполнительная власть в России.

Функции государства.

Госуда́рство — это политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом . особый институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения индивидов, общих групп.

Классификация функций государства

Функции государства классифицируются:

· по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,

· по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),

· по значению: на основные и дополнительные,

· по видимости: на явные и латентные,

· по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

· Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

· Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

· Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

· Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

· Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

· Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

· Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

· Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Внешние функции государства:

· Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.

· Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.

· Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

· Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Также проводится разделение между деятельностью по выработке политических решений и деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению.

Дисциплинарные проступки по Трудовому кодексу РФ.

Дисциплинарный проступок может служить основанием привлечения к ответственности дисциплинарного характера. В соответствии с 192 статьей ТК РФ дисциплинарный проступок является неисполнением или ненадлежащим исполнением работником трудовых обязанностей, которые были возложены на него, по его вине.

Эта же статья указывает, что у работодателя есть право на применение одного из следующих дисциплинарных взысканий:

- увольнение;

- выговор;

- замечание.

Кроме того, федеральные законы, положения и уставы о дисциплине для определенных категорий работников предусматривают и другие взыскания дисциплинарного характера. Также исключения, прежде всего, предусматриваются для государственных служащих, военнослужащих и других бюджетников. К примеру, некоторые законы устанавливают такие дисциплинарные взыскания, как предупреждение о неполном соответствии служебным обязательствам и строгий выговор.

В соответствии с Трудовым Кодексом, применить, например, к работнику коммерческой фирмы строгий выговор невозможно. К тому же запрещено и применение различных штрафов, а также снижения, в качестве дисциплинарной меры, заработной платы.

Необходимо отметить, что между выговором и замечанием принципиальной разницы закон не предусматривает, поэтому по одинаковым поводам применять можно любое из этих взысканий.

Какое же нарушение может стать законным поводом для применения дисциплинарного взыскания? Исключительно невыполнение установленных законом, должностной инструкцией, трудовым договором и т.д. работником своих трудовых обязанностей.

Самым суровым дисциплинарным взысканием, естественно, является увольнение, которое применяется в двух случаях:

1. Если работник без уважительных причин неоднократно не исполнял трудовые обязанности, в том случае, если у него уже есть дисциплинарное взыскание.

2. Если работник один раз грубо нарушил трудовые обязанности. Сюда относятся:

- прогул (отсутствие в течение одного рабочего дня на рабочем месте более 4 часов подряд без уважительных на то причин);

- появление на рабочем месте работника в наркотическом, алкогольном, или токсическом опьянении;

- разглашение охраняемой законодательством тайны (служебной, государственной и др.);

- хищения чужого имущества, умышленного его повреждения или уничтожения;

- нарушение работником правил по охране труда, в том случае, если оно стало результатом тяжелых последствий (несчастный случай, катастрофа, авария) либо же заведомо создавало для наступления таких последствий реальную угрозу.

Кроме того, увольнение возможно в тех случаях, если работник совершил по месту работы виновные действия, могущие стать основанием для полной утраты доверия к нему.

Виды политических режимов.

Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы.

· Демократический режим. политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

· Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.

· Военно-бюрократический режим авторитаризма обычно возникает в виде военной диктатуры, но в дальнейшем политическом развитии все большую роль начинают играть разного рода гражданские профессионалы.

· Корпоративный авторитаризм устанавливается в обществах с вполне развитым экономическим и социальным плюрализмом, где корпоративное представительство интересов становится альтернативой слишком идеологизированной массовой партии и дополнением к однопартийному правлению.

· Дототалитарный авторитаризм — довольно влиятельная политическая группа, ориентирующаяся на тоталитарную утопию, еще не укрепила свою власть и не институционализировала новую систему; такие институты, как армия, церковь, группы интересов, сохраняя достаточную автономию, легитимность и эффективность, стремятся к ограничению плюрализма в свою пользу; ситуация социальной неопределенности, когда одни ожидают, что прежние политические и социальные структуры сумеют поглотить тоталитарное движение, а другие сомневаются в успехе этого процесса.

· Постколониальный авторитаризм в виде однопартийных мобилизационных режимов возникает после обретения бывшими колониями независимости, создается снизу в обществах с низким уровнем экономического развития.

· Деспотизм характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, он характерен для абсолютной монархии

· Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

· Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также анархия представляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному.

Понятие государства.

Проблемы понимания государства, его сущности, признаков являются очень важными в теории государства в силу той огромной роли, которую играет государство в современном обществе.

Государство можно рассматривать с разных позиций философской, исторической, социологической, юридической, что дает возможность выделить те или иные аспекты его характеристики, но не позволяет сформулировать универсальное его понятие.

В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков.

Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан.

Государство выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство, особенно правовое, призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

Типы республик.

Респу́блика (лат. res publica, «общее дело») — форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. Главное отличие в управлении республиканского государства от других типов государств — наличие закона (кодекс, конституция и т. п.), которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение.

Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть и кто из субъектов государственно-правовых отношений (президент или парламент) наделён большим количеством полномочий. По этому принципу республики классифицируются по трем формам правления:

· Парламентская республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом.

· Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

· Смешанная республика — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентской республиками. в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска.

Общеправовые принципы.

При́нципы пра́ва — основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования.

Общеправовые (общие) выражают общее в содержании всех отраслей права, представляют собой исходные начала внутри отраслевой правотворческой и правоприменительной деятельности государства.

К числу этих принципов, в частности, относятся следующие:

· верховенства права

· законности

· равенства всех перед законом (равноправия)

· взаимной ответственности личности и государства

· ответственности при наличии вины

Понятие нормы права.

Норма права - правило должного, т.е. образец (модель) типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Определяет внутреннюю (способность воли субъекта сознательно избирать тот или иной вариант поведения) и внешнюю меру (возможность действовать вовне, преследовать и осуществлять определенные цели во внешнем мире) свободы в конкретных взаимоотношениях.

Правовые нормы имеют следующие признаки:

· Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение и отношения людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

· Общий характер. Неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

· Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.Их легитимность подтверждается нормами морали нравственности.

· Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

· Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты.

· Системность. Нормы права взаимосвязаны и не противоречат друг другу, нормам морали и нравственности.

Структура нормы права - это ее внутреннее строение. К структурным элементам нормы права относятся:

· гипотеза - часть нормы, указывающая на фактические обстоятельства, при наступлении которых следует исполнить установленное правило;

· диспозиция - часть нормы, содержащая само правило поведения, указывающая на права и обязанности сторон в регулируемом отношении;

· санкция - часть нормы, предусматривающая меры принудительного воздействия, применяемые к нарушителям данного правила поведения.

Источники права.

Источник (форма) права — способ , с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения — как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником.

В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле:

· естественное право - понятие философии права и юриспруденции, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий.

· нормативный правовой акт; официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа, иных социальных структур или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение

· нормативный договор; один из видов источников права, представляет собой соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права).

· правовой прецедент (судебный или административный прецедент); решение определённого суда по конкретному делу, имеющее силу источника права (то есть устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы).

· правовой обычай; исторически сложившийся источник права и правило поведения, санкционированное государством и включённое в систему правовых норм.

· религиозные догмы; утверждённое высшими инстанциями положение вероучения, объявляемое непреложной истиной, не подлежащей критике.

· правовая доктрина; используемые в некоторых странах при наличии пробела в законодательстве, отсутствии соответствующего прецедента, положения из работ известных учёных для юридического решения возникшего спора, имеющего правовое значение.

· принцип права; основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования.

· Правосознание; это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права.

Структура нормы права.

Структура нормы права – внутреннее строение нормы и связь ее элементов, таким образом, структура правовой нормы есть логи­чески согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, харак­теризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодейству­ющих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.

Существует три основные структуры правовой нормы:

· Юридическая;

· Логическая;

· Социологическая;

Юридическая структура состоит из трех взаимосвязанных элементов:

· Гипотезы,

· Диспозиции;

· Санкции;

Эти элементы раскрывают условия для соответствующего поведения, правило поведения и последствия, которые наступают за нарушение данного правила.

Гипотеза является частью юридической нормы, которая указывает на фактические жизненные обстоятельства, при которых норма может быть осуществлена в конкретных правоотношениях.

Гипотеза определяет время, место, субъектный состав, при наличии которых у лиц появляются юридические права и обязанности.

Диспозиция – основная регулирующая часть правовой нормы, которая включает само правило поведения, согласно которому должны действовать субъекты правоотношений.

Санкцией называется такая часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия физического, имущественного, морального, психологического характера, которые возникают в случае нарушения диспозиции данной нормы.

Логическая структура нормы права включает три элемента:

· Гипотеза;

· Диспозиция;

· Санкция;

Логическая норма - это выведенное логическим путем общее правило, которое воплощает органические связи между нормативными предписаниями и обладает полным набором свойств, раскрывающих их государственно-властную, регулятивную природу, логическая норма обладает полной структурой, то есть включает в себя все три элемента - гипотезу, диспозицию, и санкцию.

Общеправовые принципы.

См вопрос 14

Источники права.

См вопрос 18

Понятие закона.

Закон в юриспруденции — в узком смысле это нормативный правовой акт высшей юридической силы, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определенные общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы.

Закон является основным источником права в странах континентальной правовой семьи.

Признаки закона:

1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Структура правоотношений.

Правоотношение «Правоотношение представляет собой вид или форму, в которую облекается урегулированное правом общественное отношение»

Любое правоотношение представляет собой сложное правовое явление. Оно состоит из трёх необходимых элементов:

· субъекты правоотношения;

· объект правоотношения;

· содержание правоотношения.

Субъекты правовых отношений — это социально-правовые единицы, между которыми складываются отношения. То есть это лица, а также государство, наделённые правами и обязанностями; это непосредственные участники правоотношения.

Субъекты правовых отношений подразделяются на три категории:

1. Физические лица, например субъекты в правовых статусах:

лицо без гражданства; гражданин; иностранец; беженец; индивидуальный предприниматель; учредитель юридического лица.

2. Юридические лица, как таковые. У них нет обособленных правовых статусов.

3. Государство (лицом назвать его можно чисто условно). Правовыми статусами здесь являются так называемые ветви государственной власти, например: Президент; Правительство; Парламент; Судебная власть; Муниципальное образование.

Составляющие юридического содержания правоотношений — его субъективные права (правомочия) и юридические обязанности.

Субъективные права и обязанности неразрывно связаны друг с другом. Они возникают одновременно, однако в дальнейшем содержание правоотношения может меняться: у участников правоотношения могут появиться новые права и обязанности.

В подавляющем большинстве правоотношений каждый из участников одновременно имеет права и несет обязанности. Однако в некоторых правоотношениях у управомоченного лица есть только субъективное право, а у обязанного лица — только субъективная обязанность.

Объект правоотношения — всегда нечто внешнее к юридическому содержанию правоотношения, то есть то, что находится вне субъективных прав и обязанностей. Правоотношение существует в системе реальных жизненных явлений, предметов окружающего нас мира. При характеристике правоотношения как единства юридической формы и фактического содержания, мы уже включили в состав правоотношения субъектов, а также в качестве материального содержания — поведение людей. Теперь круг явлений окружающего нас мира, связанных с правоотношением, освещается еще шире — в поле зрения включаются явления (предметы), на которые направлены права и обязанности.

Функции государства.

Госуда́рство — это политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом . особый институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения индивидов, общих групп.

Классификация функций государства

Функции государства классифицируются:

· по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,

· по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),

· по значению: на основные и дополнительные,

· по видимости: на явные и латентные,

· по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

· Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

· Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

· Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

· Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

· Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

· Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

· Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

· Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Внешние функции государства:

· Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.

· Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.

· Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

· Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Также проводится разделение между деятельностью по выработке политических решений и деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению.

Исполнительная власть в России.

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Исполнительная власть в РФ представлена системой федеральных органов исполнительной власти. Конституцией предусмотрены два органа исполнительной власти: Правительство РФ и Центральный банк (Банк России). Властные полномочия осуществляют путём принятия решений, постановлений, и других подзаконных нормативных актов. Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства,федеральные службы,федеральные агентства, а также их территориальные органы. Систему органов федеральной исполнительной власти, непосредственно подчиняющихся Правительству РФ, утверждает Президент РФ.

Наши рекомендации