Исполнительная власть, ее признаки. Система исполнительных органов в России

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Основное назначение исполнительной власти в Российской Федерации - организация практического исполнения Конституции России и законов РФ в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путём реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Признаки исполнительной власти:

• является самостоятельной ветвью единой государственной власти;

• выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;

• осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;

• обладает предметно-функциональной самостоятельностью;

• обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;

• организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;

• ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;

• носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;

• имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.

Система исполнительной власти в РФ

Одна из трех ветвей. Совмещает в себе функции всех трех. Монополия в сфере государственного принуждения, управление финансовыми потоками и наименее подконтрольна. Система исполнительной власти в Российской Федерации (РФ).

=> исполнительная власть чрезвычайно сильно влияет на иные ветви государственной власти.

В Конституции из всех трех ветвей власти исполнительная власть "прописана" хуже всего. Конституция в силу специфики политического момента, в который она принималась, не смогла предложить развернутую систему регулирования исполнительной власти. Наличие правительства и косвенное упоминание федеральных министерств.

Система исполнительной власти в РФ строится на след.принципах:

1) Принцип дуализма. Т.к. президент не входит в исполнительную ветвь власти и не является её главой – вопрос о соотношении полномочий президента и правительства. Полномочия по руководству системы исполнительной власти оказались распределены между президентом и правительством РФ. (правовая позиция). Это четко видно в Указе президента РФ «Вопросы системы структуры ФОИВ». => органы, подведомственные президенту и подведомственные правительству. Правительство организационно президенту не подчинено. В результате система исполнительной власти – заложник политических в/отношений между президентом и правительством. При этом по Конституции президент не является руководителем каким-либо ОИВ. => КСуд сказал, что президент осуществляет руководство органами, т.к. он главнокомандующий и кто-то там ещё.

2) + 3) Принцип единства системы исполнительной власти и принцип разграничения предметов ведения и полномочий (принцип федерализма). В унитарном государстве нет смысла провозглашать принцип единства, а в федеративных важно на разных уровнях государственной власти, которые не соподчинены друг другу, обеспечить единство подходов к государственной политике. Но обеспечение единства гос.политики – принцип разграничения предметов ведения. Так или иначе, это баланс. Работают через призму друг друга. По отдельности значения не имеют.

3 вида предметов ведения:

исключительное ведение РФ

совместные предметы ведения,

исключительный предмет ведения субъектов РФ.

В каждой группе предметов ведения принцип единства определяется по-разному.

В рамках исключительных предметов ведения РФ только ФОИВ принимают НА, а исполняют их и ФОИВ (центральные и территориальные), и органы исполнительной власти субъектов.

=> по предметам ведения РФ образуется вертикальная структура.

В сфере совместного ведения ОИВ РФ и ОИВ субъектов формально и фактически не соподчинены друг другу.

=> Каждый из этих органов в рамках своей компетенции принимает акты и их исполняет.

Сфера совместного ведения – ФОИВ и ОИВ СРФ формально и фактически не соподчинены друг другу. Каждая группа органов принимает свои акты и их исполняет

3 Схемы разграничения полномочий в сферах совместного ведения:

 Управление осуществляется 2 не соподчинёнными друг другу органами ИВ РФ и субъекта. Разграничение полномочий может осуществляться по схемам:

– Общее регулирование – детальное регулирование (редко)

– Прямое распределение полномочий между уровнями власти федеральным законом

 Управление осуществляет ОИВ СРФ, которому федеральный орган делегировал свои полномочия

 Полномочия осуществляет территориальный орган ФОИВ, которому субъект РФ делегировал свои полномочия (сейчас не встречается)

По предметам исключительного ведения субъектов – ОИВ субъектов не входят в единую систему ФОИВ РФ.

Система и структура федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации до сих пор подвергается изменениям (т.н. административная реформа). Утверждение структуры ФОИВ осуществляется через Указы Президента РФ.

Подробную детализированную структуру ФОИВ с учетом подведомственности Президенту и Председателю Правительства можно посмотреть на официальном сайте Правительства РФ.

Система федеральных органов исполнительной власти:

1) Министерства. 2) Федеральные службы 3) Федеральные агентства.

В зависимости от направления деятельности ФОИВ определяется кому они подведомственны, Президенту или Правительству. Так, к примеру, Министерство Обороны, МВД, ФСБ, МИД всегда (в новой истории Росси) были подведомственны Президенту; а Министерство Финансов, Министерство регионального развития, министерство транспорта подведомственны Правительству РФ (Председателю Правительства РФ).

На уровне субъектов можно представить обобщенную структуру, характерную для всех субъектов:

Высшее должностное лицо субъекта (Президент республики, губернатор области и др.)

Высший исполнительный орган власти (Правительство или др.; в зависимости от субъекта)

Центральные органы исполнительной власти субъекта специальной компетенции

Территориальные органы специальной компетенции

Наши рекомендации