ТЕМА 2. Институт референдума в Российской Федерации
Примерная структура работы
1. Референдум: понятие, виды, значение.
2. Законодательство о референдуме.
3. Право граждан РФ на участие в референдуме.
4. Инициатива проведения и назначение референдума.
5. Подготовка референдума. Голосование и определение его результатов.
Методические указания
В первом пункте работы рассматриваются теоретические вопросы института референдума. Сформулировав понятие референдума, студент должен показать его виды. При этом не нужно ограничиваться лишь теми видами, которые прямо предусмотрены российским законодательством; было бы важно отразить многообразие вариантов, известных мировой практике.
Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Он позволяет достичь высшей легитимности при принятии решения, ощутить гражданам ответственность за происходящее в стране, совместить интересы народа и органов власти. Вместе с тем референдум может быть использован как противовес представительной демократии, как средство в борьбе ветвей власти; он содержит в себе опасность подмены профессионализма популизмом, а значит, принятия некомпетентного решения.
Студенту необходимо охарактеризовать практику проведения референдумов в нашей стране; показать, какие вопросы выносились на референдум СССР 17 марта 1991 г., всероссийские референдумы 17 марта 1991 г., 25 апреля и 12 декабря 1993 г. Работа только выиграет, если автор приведет примеры проводившихся референдумов субъектов РФ, сообщит о выдвигавшихся инициативах проведения референдума Российской Федерации.
В началевторого пункта работы было бы уместно дать краткую характеристику российского законодательства о референдуме, существовавшего до принятия Конституции 1993 года. Далее необходимо проанализировать соответствующие положения действующей Конституции РФ, остановиться на Федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации» и Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), выяснить соотношение двух этих актов, обратить внимание на положения о местном референдуме, содержащиеся в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Важно иметь в виду, что составной частью законодательства о референдуме субъекта РФ и о местном референдуме являются конституции (уставы) соответствующих субъектов РФ и их законы о референдумах (в большинстве случаев это отдельные законы о референдуме субъекта РФ и о местном референдуме, например, в г. Москве, Вологодской, Калужской, Кировской, Московской, Рязанской областях; иногда, например, во Владимирской области, это единые законы, охватывающие оба указанных института). Кроме того, следует учесть, что ряд процедурных вопросов проведения местных референдумов регулируется в соответствии с уставами соответствующих муниципальных образований.
В третьем пункте работы необходимо показать, кто имеет право участвовать в референдуме; раскрыть принципы, действующие при его проведении (всеобщее равное и прямое волеизъявление при тайном голосовании).
При написаниичетвертого пункта следует исходить из того, что инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам РФ, имеющим право на участие в референдуме; однако соответствующими законами право такой инициативы может быть предоставлено иным субъектам. Студент должен осмыслить и отразить в своей работе положения главы 11 Федерального конституционного закона, а также главы II и статьи 33 Федерального закона. Наряду с этим было бы уместно показать, как с указанными положениями Федерального закона соотносятся нормы закона о референдуме какого-либо субъекта РФ. Особое внимание необходимо обратить на то, какие вопросы не могут выноситься на референдум, а также на обстоятельства, исключающие его проведение.
Раскрывая впятом пункте процесс подготовки референдума (формирование комиссий референдума, составление списков его участников, ведение агитации и т.д.), а также рассматривая порядок голосования, следует сосредоточиться лишь на ключевых аспектах этих вопросов. Вместе с тем нужно самым тщательным образом проанализировать то, как определяются результаты референдума. Студент должен показать, когда референдум признается несостоявшимся, когда решение считается принятым, в каких случаях результаты референдума признаются недействительными. Особое внимание необходимо уделить вопросу о юридической силе решения, принятого на референдуме.