Тема 1. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации
И принятия конституционных поправок
Примерная структура работы
1. Стабильность конституции и гарантии ее обеспечения.
2. Пересмотр положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации.
3. Принятие и вступление в силу поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации.
4. Внесение изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации.
Методические указания
Курсовую работу следует начать с рассмотрения такого свойства конституции, как стабильность, устойчивость ее содержания. Характеризуя значение данного качества конституции, необходимо показать, что ее стабильность является важнейшим условием режима законности, устойчивости правовой системы и государственного механизма, весомым фактором определенности в отношениях между личностью и государством. Вместе с тем следует отметить, что стабильность конституции не означает ее неизменности. Конституция должна отражать перемены в тех отношениях, которые она регулирует. Сочетание стабильности и динамизма позволяет сохранить реальность конституции.
Раскрывая вопрос о гарантиях стабильности конституции, важно иметь в виду, что это качество конституции обусловлено самой ее природой, тем, что конституция является основным законом, закрепляет устои устройства общества и государства. В силу базового, фундаментального характера регулируемых конституцией отношений она и не должна быть подвержена постоянным изменениям.
В то же время необходимо обратить внимание и на другое обстоятельство: стабильность конституции зависит от отношения к ней государственной власти, от уровня политической и правовой культуры общества. Стремление политических групп перекроить конституцию в угоду собственным конъюнктурным интересам, неумение и нежелание соотносить свои действия с «тесными» конституционными рамками вполне могут поломать любую, даже «идеальную» конституцию.
Данный тезис следует соотнести с реалиями политической жизни России, с подходом различных политических сил- и властных институтов к вопросу о целесообразности модернизации («исправления») Конституции 1993 года. Особое внимание необходимо уделить позиции Президента Российской Федерации, использовать для этого, в частности, текст послания Президента Федеральному Собранию.
Ключевым местомпервого пункта курсовой работы должны стать положения об особом, усложненном порядке полного и частичного пересмотра конституции как гарантии ее стабильности. Используя материалы, отражающие зарубежный опыт, было бы уместно показать, каким может быть «набор» юридических средств, усложняющих порядок изменения конституции или принятия нового основного закона по сравнению с процедурой принятия обычных законов. Работа только выиграет, если с этой же целью в поле зрения автора окажутся конституции субъектов Российской Федерации. Сопоставив, например, конституции Бурятии, Дагестана, Ингушетии, Республики Коми, Республики Саха (Якутия), Татарстана, можно было бы подразделить их на более жесткие и менее жесткие.
Студенту необходимо сформулировать основные отличия порядка пересмотра Конституции и принятия конституционных поправок, предусмотренного Конституцией РФ 1993 года (глава 9), от процедуры изменения и дополнения ранее действовавшего Основного Закона России (статья 185). Проведенное сопоставление позволит сделать вывод (или подтвердить ранее обозначенный тезис) о значительном усилении «жесткости» российской Конституции.
Поскольку нынешняя Конституция различает понятия «пересмотр Конституции» и «поправка», устанавливает применительно к ним разные процедуры, постольку и вопросы о пересмотре и поправках подлежат рассмотрению в самостоятельных пунктах работы.Пункт второй посвящен порядку пересмотра положений глав 1, 2, 9 Конституции РФ. В отличие от остальных положения этих, наиболее значимых глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Вместе с тем важно уяснить, что без Федерального Собрания их пересмотр невозможен: парламент как бы дает «зеленый свет» этому процессу.
В работе следует показать, по каким вариантам может пойти развитие событий после того, как Федеральное Собрание поддержит предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9.
Указанные главы являются «неприкасаемыми» в рамках существующей Конституции, они могут стать иными только путем принятия новой. Проект же новой Конституции вправе разработать лишь специальный орган - Конституционное Собрание. Пока федеральный конституционный закон об этом органе не принят, однако уже сделаны некоторые наработки, которые активно обсуждаются учеными и политиками. Так, еще в 1997 году Президент РФ изложил свое отношение к одному из проектов конституционного закона. Помимо отражения дискуссий по данному поводу составной частью пункта второго работы могут стать рассуждения автора о том, каким, по его мнению, должен быть порядок формирования Конституционного Собрания, о том, какие иные вопросы подлежат урегулированию в конституционном законе о нем. Следует учесть, что некоторые аспекты деятельности Конституционного Собрания уже урегулированы в Федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации».
В пункте третьем работы требуется рассмотреть вопрос о поправках к главам 3-8 Конституции. Студент должен тщательно проанализировать статью 136 Конституции и постановление Конституционного Суда о ее толковании. Важно понять логику Конституционного Суда, почему формой принятия конституционной поправки должен быть не федеральный и не федеральный конституционный закон, а особый правовой акт - закон РФ о поправке к Конституции. Необходимо показать, что процедура принятия, одобрения и вступления в силу этого необычного акта требует правового регулирования. Следует проанализировать Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», при этом важно обратить внимание на его недостатки, отмеченные Президентом РФ, а также на предложения главы государства о внесении в указанный Федеральный закон изменений и дополнений (соответствующий законопроект, направленный Президентом в Государственную Думу одновременно с подписанием Федерального закона, был принят в первом чтении 31 марта 1999 г.).
Выигрышным моментом работы может стать характеристика тех поправок к Конституции, которые рассматривались в Федеральном Собрании. Соответствующие постановления палат опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации.
Составной частью как второго, так и третьего пунктов курсовой работы должно стать рассмотрение тех положений регламентов палат Федерального Собрания, которые касаются процедур пересмотра Конституции и принятия поправок.
В четвертом пункте работы необходимо отразить порядок, в котором вносятся изменения в статью 65 Конституции. При этом следует учесть, что особый порядок изменения, предусмотренный статьей 137 Конституции, распространяется только на часть 1 статьи 65 (применительно к части 2 статьи 65 действует тот же порядок, что и для большинства положений глав 3-8).
Опираясь на постановление Конституционного Суда от 28 ноября 1995 года, студент должен показать, что при изменении наименования субъекта РФ новое наименование включается в текст статьи 65 Конституции указом Президента Российской Федерации. В работе следует отразить практику издания таких указов.
Что же касается других изменений части 1 статьи 65 (связанных с принятием в Российскую Федерацию и образованием в ее составе нового субъекта РФ либо с изменением конституционно-правового статуса субъекта РФ, например, при преобразовании области в республику или автономного округа в область), то они вносятся на основании федерального конституционного закона. Соответствующие положения Конституции (часть 1 статьи 137 во взаимосвязи с частью 2 статьи 65 и частью 5 статьи 66) содержат простор для толкования, в связи с этим для автора работы сохраняется возможность сопоставления различных точек зрения и изложения собственной позиции.