Тема 14. Правительство Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти
Часа
Вопросы к обсуждению:
1. Место исполнительной власти в системе разделения властей.
2. Конституционно-правовой статус Правительства РФ. Функции и полномочия, состав и порядок формирования Правительства. Организация работы Правительства.
3. Правовые акты Правительства.
4. Взаимодействие Правительства с другими органами.
5. Ответственность Правительства РФ. Отставка Правительства.
6. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.
Контрольные вопросы:
1.Назовите юридические признаки, свидетельствующие о том, что Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти?
2.В чем выражается коллегиальность деятельности Правительства РФ?
3.Перечислите полномочия Правительства РФ по руководству федеральными органами исполнительной власти?
4.Какими полномочиями обладает Правительство РФ по отношению к органам исполнительной власти субъектов РФ?
5.Что означает термин "министр без портфеля"?
6.Назовите государственные органы, которые вправе создавать Правительство РФ?
7.Кому и в каком порядке Правительство РФ вправе делегировать часть своих полномочий?
Практические задания:
1. Государственная Дума приняла Федеральный закон «О продо-
вольственной безопасности». Закон был одобрен Советом Федера-
ции и направлен Президенту РФ на подпись. Президент отклонил
представленный Закон на том основании, что в систему федераль-
ных органов исполнительной власти вводится не предусмотренный
соответствующим Указом новый вид органа - государственная
инспекция. Соответственно меняется и структура федеральных ор-
ганов исполнительной власти, ранее утвержденная названным Ука-
зом, поскольку в отклоненном Федеральном законе предусматри-
ваются создание Государственной хлебной инспекции России и
выделение на ее функционирование необходимых средств федераль-
ного бюджета.
Является ли обоснованным вето Президента РФ?
Что следует понимать под категориями «система» и «структура» федеральных
органов исполнительной власти?
Каким правовым актом — законом или подзаконным актом, должны устанав-
ливаться соответственно система и структура федеральных органов исполнитель-
ной власти?
Какое содержательное значение Конституция РФ вкладывает в понятие «сис-
тема федеральных органов власти»?
(Задача решается на основе Конституции РФ, Указа Президента РФ «О систе-
ме и структуре федеральных органов исполнительной власти», Постановления
Конституционного Суда РФ «По делу о толковании статьи 71 (пункт "г"), статьи
76 (части 1) и статьи 112 (части 1) Конституции Российской Федерации»).
2. Министр промышленности и энергетики России обратился к
Президенту РФ с жалобой на решение Совета Безопасности России
об освобождении его от занимаемой должности. Основанием для
такого кадрового решения явилась авария в энергосистеме страны, повлекшая каскадное отключение в Москве и Московской области,
угрожающая безопасности экономики государства, жизни и здоро-
вья населения. В обоснование своей жалобы министр сослался на то,
что Совет Безопасности не вправе освобождать от должности ни чле-
нов Правительства РФ, ни руководителей иных государственных
органов и попросил отменить соответствующее решение.
Удовлетворит ли Президент РФ жалобу министра?
(Задача решается на основе Конституции РФ, Федерального конституцион-
ного закона «О Правительстве Российской Федерации», Федерального закона
«О безопасности», Указа Президента РФ «Об утверждении Положения о Совете
Безопасности Российской Федерации», Указа Президента РФ «06 утверждении
Положения о6 Администрации Президента Российской Федерации»).
3. Сравните перечень федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых непосредственно руководит Президент РФ на основании статьи 32 ФКЗ о Правительстве РФ с тем перечнем, который содержится в указе Президента РФ о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Изложите свое мнение о их соотношении.
4. Проведите круглый стол на тему: «Формы парламентского контроля в России. Эффективность взаимодействия Федерального Собрания и Правительства РФ». Обсудите следующие вопросы:
Какие формы парламентского контроля предусмотрены в действующем зако-
нодательстве?
Какие меры ответственности парламент может применить в отношении «нера-
дивых» членов Правительства РФ?
Как можно оптимизировать взаимоотношения в российской системе разделе-
ния властей, чтобы приблизиться к становлению института парламентской ответ-
ственности в России; нужно ли двигаться в этом направлении?
Нормативные правовые акты и судебная практика:
1.Конституция Российской Федерации: офиц. текст: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года] (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. № 7. 21 января.
2.Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ.- 1997.- № 51.- Ст. 5712.
3.Регламент Правительства Российской Федерации: Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 // СЗ РФ.- 2004.- № 23.- Ст. 2313.
4.Указ Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 11. Ст. 945.
5.
6.Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2008. № 20.Ст.2290.
7.Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1997.- № 33.- Ст. 3895; 1999.- № 8.- Ст. 1026.
8.Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 1999 г. № 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ.- 1999.- № 6.- Ст. 866.
Литература:
1.Варламов В.Ю. О некоторых вопросах реализации конституционных полномочий Правительства Российской Федерации в сферах внешней политики и международных отношений // Право и политика. 2005. N 10.
2.Виноградов В.А. Конституционно-правовая ответственность членов
правительства // Сравнительное конституционное
обозрение.2004. № 3.
3.Данилин А. Электронные государственные услуги и администра-
тивные регламенты: от политической задачи к архитектуре «электронно-
го правительства. М., 2004.
4.Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. И.Л. Бачило.- М.: Юристъ, 1998.
5.Исполнительная власть в РФ. Проблемы развития / Отв. ред.
И. Л. Бачило. М., 1998.
6.История становления и современное состояние исполнительной вла-
сти в России. М., 2003.
7.Ноздрачев А. Ф.. Исполнительная власть в РФ. Науч.-практ. посо-
бие. М., 1996.
8.Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 г. // Государство и право. 1996. № 1.
9.Салищева Н. Организация исполнительной власти в РФ: проблемы
и перспективы развития // Сравнительное конституцион-
ное право. 2004. № 1.
10. Суворов В.Н. Президент и Правительство Российской Федерации: констиутционные проблемы взаимоотношений // Труды МГЮА. 1999. № 4.
11. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»: Комментарий / Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Российской Федерации.- М.: Юрид. лит., 1999.
12. Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ». Ком-
ментарий / отв. ред. Л. А. Окуньков. М., 1999.
13. Шувалов И.И. Взаимодействие Правительства РФ и парламента
России в законотворческом процессе // Конституцион-
ное и муниципальное право. 2004. № 4.