Тема 16. Система органов государственной власти субъектов

Российской Федерации

Часа

Вопросы к обсуждению:

1. Конституционные принципы организации и деятельности органов государственной власти субъектов РФ.

2. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ: порядок формирования, структура, основные полномочия. Порядок досрочного прекращения полномочий.

3. Особенности законодательного процесса в субъектах РФ.

4. Статус депутата законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

5. Система органов исполнительной власти субъекта РФ. Правовое положение высшего должностного лица субъекта РФ. Порядок наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ. Досрочное прекращение полномочий.

6. Порядок формирования, структура и компетенция высшего исполнительного органа субъекта РФ.

7. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: место в судебной системе и системе органов государственной власти; компетенция, порядок формирования, решения.

Практические задания:

1.В уставе одного из субъектов РФ предусматривается следую-
щая система органов государственной власти: Глава администра-
ции - руководитель (лидер) субъекта РФ, Государственный Совет -
высший законодательный и исполнительно-распорядительный орган
власти, Верховный Суд - высший суд общей юрисдикции на тер-
ритории субъекта РФ, Главный прокурор - глава прокуратуры
субъекта РФ, назначаемый Главой администрации субъекта РФ.

Какие нарушения Федерального закона «Об общих принципах организации за-
конодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации» здесь допущены?

2. В уставе одной из областей содержатся положения, устанав-
ливающие, что:

• срок полномочий областного законодательного собрания со-
ставляет шесть лет;

• срок полномочий высшего должностного лица области — два

года;

• законы области подписывает председатель областного зако-
нодательного собрания.

Дайте конституционно-правовую оценку указанным положе-
ниям областного устава.

2. На основе Конституции РФ, Федерального закона «Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»,
Постановлений Конституционного Суда РФ по делам о проверке
конституционности ряда положений Уставов Алтайского края, Чи-
тинской области и Конституции Республики Алтай ответьте на сле-
дующие вопросы:

Должна ли система органов государственной власти субъектов РФ строиться
по аналогии с моделью разделения властей, предусмотренной на федеральном
уровне?

Какие формы взаимоотношений законодательных (представительных) и испол-
нительных органов государственной власти субъекты РФ обязаны устанавливать
в своих конституциях и уставах?

Какие формы взаимоотношений данных органов могут быть предусмотрены
самими субъектами РФ в статутных актах и законах?

4. Напишите доклады, в которых проанализируйте систему ор-
ганов государственной власти в конкретных субъектах РФ на осно-
вании конституций и уставов данных субъектов. Важно обратить
внимание на особенности организации власти на региональном
уровне, выделить институты, которые не встречаются в федераль-
ной системе разделения властей, оценить степень и объем самосто-
ятельности конкретного субъекта РФ в сфере установления соб-
ственной системы органов государственной власти.

При подготовке докладов необходимо использовать конститу-
ции и уставы субъектов РФ. Рекомендуется также изучить
дополнительную литературу к теме, самосто-
ятельно выявленные публикации в периодических изданиях.

Рекомендуемые источники:

Нормативные правовые акты и судебная практика:

1. Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законода-
тельных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.1999. № 42. Ст. 5005.

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 г.
№ 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава
(Основного Закона) Алтайского края» // Собрание законодательства РФ.1996. N 4. Ст.409.

3. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г.
№ 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава
(Основного Закона) Читинской области» // Собрание законодательства РФ.1996. N 7. Ст.700.

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 10 декабря 1997 г.
№ 19-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава
(Основного закона) Тамбовской области» // Собрание законодательства РФ.1997. N 51. Ст. 5877.

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. № 8-П
«По делу о проверке конституционности отдельных положений Федераль-
ного закона "Об общих принципах организации законодательных (пред-
ставительных) и исполнительных органов государственной власти субъек-
тов РФ" в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Туман) Рес-
публики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета-
Хасэ Республики Адыгея» // Собрание законодательства РФ.2002. N 15. Ст.1497.

6. Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июля 2002 г.
№ 12-П По делу о проверке конституционности положений пункта 5 ста-
тьи 18 и статьи 30.1 Федерального закона "Об общих принципах органи-
зации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов РФ", статьи 108 Конституции Респуб-
лики Татарстан, статьи 67 Конституции (Основного Закона) Республики
Саха (Якутия) и части 3 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) "О вы-
борах Президента Республики Саха (Якутия)"» // Собрание законодательства РФ 2002. N 28. Ст. 2909.

Литература:

1. Васильев В.И., Павлушкин А.В., Постников А.Е. Законодательные органы субъектов РФ: Правовые
вопросы формирования, компетенции и организации работы-
льев. М., 2001.

2. Виноградов В.А. Об ограничении замещения высшими должност-
ными лицами субъектов РФ своих постов // Консти-
туционное право: восточноевропейское обозрение. 2003. № 1.

3. Конституционное право субъектов РФ / Отв. ред. В. А. Кряжков.
М., 2002.

4. Курманов М. М. Уклонение законодательного органа власти субъекта
РФ от приведения своих актов в соответствие с федеральным законода-
тельством: теория и практика // Конституционное и
муниципальное право. 2004. № 4.

5.Лебедев В.А. Проблемы организации и деятельности законодатель-
ной и исполнительной власти в субъектах РФ. М., 2000.

6. Маносейчук Т. М. Роль Закона об общих принципах организации
законодательных и исполнительных органов субъектов РФ в создании
системы исполнительной власти // Правоведение. 2001. № 6.

7. Чиркин В. Е. О сущности субъекта Федерации: традиции и реалии
// Государство и право. 2003. № 7.

Наши рекомендации