Тема 11. Президент Российской Федерации
Часа
Вопросы к обсуждению:
1. Место Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти.
2. Характерные черты проведения выборов Президента РФ.
3. Компетенция Президента РФ.
4. Акты Президента РФ, их конституционно-правовая природа.
5. Гарантии осуществления полномочий Президента РФ. Порядок прекращения полномочий Президента РФ.
6. Органы, обеспечивающие деятельность главы государства в РФ.
Контрольные вопросы:
1.Является ли Президент РФ высшим должностным лицом РФ? Входит ли должность Президента в систему федеральных исполнительных органов государственной власти?
2.Перечислите основания, по которым Президент РФ вправе применить "право вето"?
3.Какие указы Президента РФ подлежат утверждению в Федеральном Собрании РФ?
4.Перечислите полномочия Президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ?
5.Какие из функций, осуществляемых Президентом РФ можно назвать "представительскими" и почему?
6.Что понимается под "скрытыми (подразумеваемыми) полномочиями" Президента РФ?
7.Какими средствами располагает Президент РФ как гарант Конституции РФ, прав и свобод человека?
8.Какие юридические процедуры использует Президент РФ для обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти?
9.Какие меры воздействия Президент РФ вправе применять к органам государственной власти субъектов РФ?
10. Имеет ли право Президент своими указами устранять пробелы федерального законодательства?
Практические задания:
1. Перечислите полномочия Президента РФ в сфере исполни-
тельной власти, в сфере законодательной власти и в сфере судебной
власти.
Какое место занимает Президент РФ в системе разделения властей?
К какому виду республики можно отнести Российскую Федерацию - прези-
дентской, парламентской или смешанной?
2. После вступления в должность вновь избранного Президен-
та РФ глава государства в соответствии со статьей 111 Конститу-
ции РФ предложил Государственной Думе дать согласие на назна-
чение его на должность Председателя Правительства РФ.
Дайте конституционно-правовую оценку ситуации.
Может ли Президент РФ временно возложить исполнение обязанностей Пред-
седателя Правительства РФ на себя самого, например, в случае отставки Прави-
тельства РФ?
3. Вновь избранный Президент РФ через четыре месяца после
своего избрания подал в отставку по состоянию собственного здоро-
вья. В соответствии с Конституцией РФ Совет Федерации назначил
новые выборы. О своем желании участвовать в них заявил бывший
глава государства, который не участвовал в последних выборах, так
как пребывал на посту Президента РФ уже два срока подряд.
Будет ли допущен бывший глава государства к новым выборам?
4. Президент РФ возвратил принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон без рассмотрения его по существу, поскольку при принятии данного закона была, по его мнению, нарушена конституционная процедура принятия законов, выразившаяся в частности в том, что при голосовании законопроекта во втором чтении одна из поправок, внесенных субъектом законодательной инициативы не попала в сводную таблицу поправок, и не была поставлена на голосование.
Председатель Государственной Думы направил письмо Президенту РФ, в котором указал, что допущенная процедурная оплошность не является нарушением конституционной процедуры принятия законов и не может служить основанием для возвращения Президентом РФ федерального закона без рассмотрения.
Дайте юридическое заключение по делу.
5. Проведите круглый стол и обсудите принцип «скрытых (подразумева-
емых) полномочий» Президента РФ. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении
от 31 июля 1995 г. № 10-П (пункт 4 мотивировочной части), Прези-
дент РФ имеет полномочия, не перечисленные в Конституции РФ, и
может осуществлять их в рамках механизма разделения властей и
при условии соответствия указов и распоряжений главы государ-
ства Конституции РФ и федеральным законам.
Ориентируясь на правовую модель «подразумеваемых полно-
мочий», Конституционный Суд РФ в ряде постановлений подтвер-
дил принадлежность Президенту РФ следующих полномочий:
- право издавать указы, восполняющие пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного ре-
шения, при условии, что такие указы не противоречат Кон-
ституции РФ и федеральным законам, а их действие во вре-
мени ограничивается периодом до принятия соответствую-
щих законодательных актов;
- право возвращать принятые палатами федеральные законы вне процедуры президентского вето в случае нарушения ус-
тановленного Конституцией РФ порядка принятия федераль-
ного закона, если эти нарушения ставят под сомнение резуль-
таты волеизъявления палат Федерального Собрания и само
принятие закона, указав на конкретные нарушения назван-
ных конституционных требований;
- при внесении в Государственную Думу предложений о кан-
дидатурах на должность Председателя Правительства РФ
право представлять одного и того же кандидата дважды или
трижды либо представлять каждый раз нового кандидата;
- право издания акта о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности в связи с возбуждением в отно-
шении него уголовного дела.
Обсудите следующие вопросы:
Можно ли считать надлежащей правовой основой принципа «подразумевае-
мых полномочий» Президента РФ правовую позицию Конституционного Суда РФ,
выраженную в мотивировочной части соответствующего постановления?
В чем заключается содержание принципа «подразумеваемых полномочий»?
Каким образом принцип «подразумеваемых полномочий» влияет на конститу-
ционно-правовой статус главы государства?
Каким образом активное использование Президентом РФ «подразумевае-
мых полномочий» может отразиться на балансе российской системы разделе-
ния властей?
Рекомендуемые источники:
Нормативные правовые акты и судебная практика:
1.Конституция Российской Федерации: офиц. текст: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года] (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. № 7. 21 января.
2.Федеральный закон от 10 января 2003г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ.- 2003.- № 2.- Ст. 171.
3.Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 12 ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» // СЗ РФ.- 2001.- № 7.- Ст. 617.
4.Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. "О Президенте РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.- 1991.- № 17.- Ст. 512.
5.Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 декабря 1998 г. № 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ.- 1998.- № 52.- Ст. 6447.
6.Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 10-П «По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ.- 1999.- №29.- Ст. 3773.
Литература:
1. Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11, право. 1998. № l.
2. Бобылева К.Н. Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации // Административное право и процесс. 2007. N 2.
3. Звягин Ю. Право безотлагательного вето Президента - на весах конституционного правосудия // Журнал российского права.1998.№ 6.
4. Зыкова Н.С. Отрешение от должности президента РФ и участие в этой процедуре Конституционного суда РФ // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 11.
5. Елисеев Б.П. Институт Президента Российской Федерации.- М., 1992.
6. Иксанов И.С. Аппарат глав государства // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 3.
7. Котенков А.А. Президент - Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе (статья I) // Государство и право.1998. №9.
8. Котенков А.А. Актуальные проблемы взаимоотношений Президента РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ в законодательном процессе (статья II) // Государство и право.1998.№ 10.
9. Мещеряков А.Н. Конституционные способы воздействия президента РФ на исполнительную власть и связанные с ними особенности Российской формы правления // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 5.
10. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации: Конституция и политическая практика. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1996.
11. Окуньков Л.А. Вето Президента // Журнал российского права.1998.№2.
12. Окуньков Л.А. Отклонение федеральных законов главой государства // Право и экономика.1998.№ 9.
13. Окуньков Л.А. Правительство и Президент (грани взаимодействия) // Журнал российского права.1998.№ 9. С. 77-88.
14. Окуньков Л.А., Рощин В.А. Вето Президента: Науч.-практ. пособие. М.: Городец. Формула права, 1999.
15. Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) // Журнал российского права.2001. № 2.
16. Панов А.А. Совещательные и консультативные органы при Президенте Российской Федерации: общие принципы формирования и наделения компетенцией, место в системе президентской власти // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 3.
17. Правовой статус Президента РФ: Учебное пособие / Под ред. Ю А Дмитриева. М.: Манускрипт, 1997.
18. Снежко О.А. Президент Российской Федерации – гарант прав и свобод граждан // Право и политика.2005. N 2
19. Суворов В.Н. Институт главы государства: юридическая природа и положение в системе власти // Право и жизнь.1998. № 13.
20. Суворов В.Н. Институт президентства: российская конституционная модель и зарубежный опыт // Исполнительная власть: сравнительно-правовое исследование / Отв. ред. В.В. Маклаков. - М.: ИНИОН РАН, 1995.
21. Суворов В.Н. Президент и Правительство Российской Федерации: конституционные проблемы взаимоотношении // Труды МГЮА, 1999. № 4.
22. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.
23. Скуратов Ю. Конституционные основы и практика функционирования президентской власти // Конституционный строй России. Вып. 1. М., 1992.
24. Скуратов Ю. Президентская власть в России: конституционные нормы и практика // Право и жизнь. 1992. № 2.
25. Сопельцева Н.С. Иммунитет президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 5.
26. Хутинаев И.Д. Институт Президента и проблемы формы государства. М., 1994.
27. Чертков А.Н., Плюгина И.В Институт полномочных представителей президента Российской Федерации в федеральных округах // Право и политика. 2006. N 2.
28. Шевченко Н.Д. Еще раз о неподписании Президентом Российской Федерации принятых законов // Журнал российского права. 1998. №10/1l.
Тема 12. Федеральное Собрание Российской Федерации.
Часа
Вопросы к обсуждению:
1. Общая характеристика конституционно-правового статуса Федерального Собрания РФ.
2. Порядок формирования Совета Федерации.
3. Особенности проведения выборов депутатов Государственной Думы.
4. Нормативная основа деятельности палат Федерального Собрания.
5. Внутренняя структура палат Федерального Собрания.
6. Компетенция Совета Федерации и основные направления его деятельности.
7. Компетенция Государственной Думы и основные направления ее деятельности.
8. Роспуск Государственной Думы.
9. Правовой статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.
Контрольные вопросы:
1.Чьи интересы представляют (должны представлять) палаты Федерального Собрания с учетом разных способов их формирования?
2.Статьи 97 (ч. 2), 98 (ч. 1) Конституции РФ говорят о членах Совета Федерации, а пункт 9 Заключительных и переходных положений - о депутатах Совета Федерации. Это противоречие внутри конституционного текста?
3.Каковы причины учреждения в России двухпалатного парламента? Может быть стоит вернуться к однопалатному парламенту?
4.В чем выражается постоянный характер работы палат (ч. 1 ст. 99 Конституции РФ)?
5.В чем вы видите смысл формулы: "Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат" (ч. 3 ст. 99 Конституции РФ)?
6.Как соотносятся законодательная и представительная функции палат Федерального Собрания?
7.Перечислите контрольные полномочия палат Федерального Собрания. В чем смысл и содержание контрольной функции?
8.Могут ли депутаты Госдумы и члены Совета Федерации на своем совместном заседании обсудить состояние дел в сельском хозяйстве и принять по данному вопросу совместное постановление?
9.Госдуму вправе распустить Президент РФ, а кто вправе распустить Совет Федерации в случае парламентского кризиса, вызванного недееспособностью этой палаты?
10. Каков характер отношений палат Федерального Собрания и Счетной палаты?
11. Вправе ли избиратели отзывать депутатов Госдумы, членов Совета Федерации?
12. Вправе ли депутатские фракции, представленные в Госдуме, досрочно отзывать входящих в них депутатов?
13. Для чего формируются комитеты и комиссии палат Федерального Собрания?
14. Вправе ли палаты Федерального Собрания принять единый для обеих палат регламент в форме закона? Какие вопросы решаются в регламентах палат?
15. Кто и с какими правами входит в состав Совета Госдумы?
16. В чем выражается неприкосновенность депутата Госдумы и члена Совета Федерации? Высказывался ли по этому вопросу Конституционный Суд РФ?
17. Чем императивный депутатский мандат отличается от свободного депутатского мандата?
18. Назовите случаи досрочного прекращения полномочий депутатов Госдумы. Законодательный перечень этих случаев является исчерпывающим или нет?
Практические задания:
1. Группа депутатов Государственной Думы в количестве 20 человек решила обратиться в Конституционный Суд с заявлением о неконституционности ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". По их мнению, Закон, предусматривая вхождение в Совет Федерации (орган представительной власти) одновременно представителей законодательной и исполнительной власти субъектов федерации, подрывает принцип разделения власти (ст. 10 Конституции РФ).
Оцените ситуацию.
2. Пресс-секретарь Президента России С.Ястржембский назвал «противоречащими здравому смыслу» попытки ряда депутатов Госдумы организовать постановление нижней палаты относительно стокгольмских разоруженческих инициатив президента Б.Н. Ельцина. Он напомнил, что «вопросы, связанные с определением состава, структуры, численности Вооруженных Сил России, а также местами их дислокации, относятся исключительно к компетенции Президента России» (Против здравого смысла // Российская газета. 1997. 19 дек.).
Проанализируйте приведенное газетное сообщение. Действительно, вправе ли Госдума принимать постановления по вопросам обороны и внешней политики?
3. Для рассмотрения юридических вопросов отрешения от должности Президента Б.Н. Ельцина депутаты Госдумы пригласили экспертов ряда федеральных ведомств, однако последние на заранее обговоренную встречу с депутатами не прибыли, не представив при этом и письменных заключений по поставленным перед ними вопросам.
Вправе ли была Госдума приглашать для участия в своей работе представителей исполнительной ветви власти?
4. В каких случаях Президент может распустить Госдуму? Вправе ли он распустить Госдуму после трехкратного отклонения ею кандидатуры председателя Правительства РФ, если до начала третьего рассмотрения кандидатуры председателя Правительства Госдума выдвинет обвинение против Президента с целью отрешения его от должности? Дайте свое мотивированное заключение по данному вопросу.
5. На одном из заседаний Совета Федерации были решены следующие вопросы:
а) назначен Генеральный прокурор России и его заместители;
б) избран Председатель Конституционного Суда РФ;
в) назначены председатель и заместитель председателя Счетной палаты;
г) избран Уполномоченный по правам человека;
д) избраны судьи ряда областных судов субъектов федерации;
е) назначены по представлению Президента РФ судьи Высшего Арбитражного Суда РФ и заместитель председателя Верховного Суда РФ.
Соответствуют ли эти решения действующему законодательству?
6.Письменно соотнесите внутреннее устройство Федерального Собрания РФ и Верховного Совета РФ на момент упразднения последнего.
7. На основе Федерального закона «О статусе члена Совета Феде-
рации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Со-
брания Российской Федерации» ответьте на следующие вопросы:
- Может ли парламентарий состоять в органах управления коммерческой орга-
низации?
- Вправе ли парламентарий иметь акции или доли в уставном капитале коммер-
ческой организации и получать от них доходы?
- Допускает ли закон участие парламентария в рекламе товаров, работ, услуг?
Вправе ли парламентарий быть певцом, телеведущим, журналистом, редакто-
ром газеты?
- Возможно ли совмещение депутатской деятельности с работой доцента, рек-
тора, директора дома творчества?
8.. На основе Федерального закона «О статусе члена Совета Фе-
дерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации», Постановления Конституцион-
ного Суда РФ от 20 февраля 1996 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности ряда положений названного Закона» ответьте на следующие вопросы:
- Можно ли наложить административный штраф на парламентария, совершив-
шего обгон с нарушением правил дорожного движения на личной автомашине?
- Допустим ли арест, задержание, обыск парламентария на месте совершения
преступления?
- Допустим ли допрос парламентария?
- В каких случаях парламентарий может быть подвергнут личному досмотру?
-
В каком порядке парламентарий будет нести ответственность за хулиганские
действия на заседании палаты, например за драку с другим парламентарием, ос-
корбление своих коллег, обливание их водой?
- Несет ли парламентарий ответственность за высказанные мнения и позиции
в ходе работы палаты?
- Можно ли возбудить в связи с действиями парламентария, не связанными
с осуществлением профессиональной деятельности, уголовное или администра-
тивное дело, предусматривающее судебный порядок наложения ответственности,
и проводить дознание или следственные мероприятия? Допускается ли в этом слу-
чае передача дела в суд?
- Вправе ли депутат отказаться от дачи свидетельских показаний? Если да, то
при каких условиях?
9. Проведите круглый столь на. тему: «Модель депутатского ман-
дата» (свободный, императивный или смешанный), на основе кото-
рой должны строиться отношения избирателей и депутатов в Рос-
сийской Федерации. Проведите дискуссию с целью нахождения
оптимальной модели депутатского мандата для современной Рос-
сии по вопросам:
- Какое сочетание форм взаимоотношений депутатов и избирателей является
оптимальным для того, чтобы, с одной стороны, обеспечить надлежащую ответ-
ственность парламентария перед гражданами и, с другой стороны, не допустить
чрезмерного давления избирателей на народных представителей?
- На каком уровне власти Российской Федерации возможен императивный
депутатский мандат?
- Позволят ли эффективные меры внутрипарламентской ответственности
«нерадивого» депутата сгладить негативные стороны свободного депутатско-
го мандата, выражающиеся в возможной оторванности представителя от интере-
сов избирателей?
При подготовке к круглому столу необходимо самотоятельно подобрать необходимые источники. Рекомендуется также ознакомиться с работами следующих авторов: Авакьян С.А. Размышления о статусе депутата //
Российская Федерация. 1994. № 2; Автономов А.С. Правовая онтология политики: к построению сис-
темы категорий. М., 1999; Безуглов Н.А. Советский депутат: государственно-правовой статус
. М., 1971; Васильев В. Депутат подотчетен избирателям, но в той мере, в какой
это считает нужным // Российская Федерация. 1994. № 1; Зиновьев А. В. Статус народного депутата в СССР.
Л., 1987; Златопольский Д. Л. Верховный Совет РСФСР — выразитель воли
советского народа. М., 1982; Масленникова С. В. Народное представительство и права граждан в
Российской Федерации. М., 2001; Нудненко Л.А. Конституционно-правовой статус депутата законо-
дательного органа государственной власти в Российской Федерации
. СПб., 2004.
Выступающих по предложенной теме долж-
но быть трое (сообщения по 5 — 7 минут). Один из студентов должен отстоять пози-
ции действия свободного мандата депутата, другой - императивного мандата, а
третий привести аргументы в пользу смешанного депутатского мандата.
Какие основания отзыва выборного должностного лица избирателями допус-
тимы в демократическом государстве, устанавливаются ли в законодательстве эф-
фективные гарантии отзываемого депутата от необоснованного применения дан-
ной меры ответственности?
10. Дайте конституционно-правовую оценку действующего по-
рядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Подготовьте правовое заключение, в котором рекомендует-
ся ответить на следующие вопросы:
- Существует ли зависимость между социально-политическим назначением Со-
вета Федерации и порядком формирования этой палаты российского парламента?
- Какие негативные стороны можно обнаружить в действующем порядке фор-
мирования Совета Федерации?
- Какие требования должны предъявляться к кандидатам на должности членов
Совета Федерации, чтобы они были способны эффективно представлять интересы
субъектов РФ и жителей, проживающих на соответствующих территориях?
- Какие изменения в законодательстве предусмотрены относительно порядка формирования Совета Федерации-?
Рекомендуемые источники:
Нормативные правовые акты и судебная практика:
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года] (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. № 7. 21 января.
2. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 51.Ст. 4982.
3. Федеральный закон от 5 августа 2000г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета.2000. 8 августа.
4. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ.1994.№2.Ст.74..
5. Федеральный закон от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ.1995.№3.Ст.167.
6. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Российская газета. N 162. 2004. 31 июля
7. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания - парламента Российской Федерации: Принят постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 г. // СЗ РФ.1998.№7.Ст.801.
8. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Утвержден постановлением Совета Федерации от 30 января 2002 г. № 33-СФ // СЗ. 2002. № 7. – Ст.635
9. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 марта 1995 г. №1-П «По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ.1995.№13.Ст.1207.
10. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 1995 г. №2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ.1995. №16.Ст.1451.
11. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. №10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ.1996.№18.Ст.2253.
12. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 1999 г. №15-П «По делу о толковании статей 84 (пункт «б»), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ.1999.№47.Ст.5787.
13. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 1996 г. №5-П «По делу о проверке конституционности положений части первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ.1996.№9.Ст.828.
Литература:
1.Авакьян С.А. Размышления о статусе депутата Федерального Собрания // Российская Федерация.1994.№2.
2.Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность.-М.: Российский Юридический Издательский Дом, 1997.
3.Авакьян С.А. Федеральное Собрание - парламент России. М.: Рос.юрид.издат.дом, 1999.
4. Адарчева Л.С. О совершенствовании законодательной деятельности Государственной Думы // Журнал Российского права.2000.№3.
5. Амиантов А.А. Конституционные принципы парламентизма // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 18.
6.Белов А. Правовые издержки в правовом государстве // Право и экономика.2000.№11..
7.Бессарабов В. Парламент и законотворчество // Законность.1999.№4..
8.Булаков О.Н. Бикамеральная структура парламента (практика и проблемы законотворчества) // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 9.
9.Бусыгина И.М. Формирование верхней палаты парламента в федерациях: Россия и зарубежный опыт // Мировая экономика и международные отношения.1996.№7.
10. Васильев В.И. Депутат подотчетен избирателям. Но в такой мере, в какой считает нужным // Российская Федерация.1994.№1.
11. Волкова Е. Судьбы палат парламента в современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. N 6.
12. Вьюницкий В. Прошлое и будущее российского парламентаризма // Обозреватель.1994.№14.
13. Глазнова Л. Ваше слово, господин Регламент, отец порядка, враг анархии // Российская Федерация сегодня.2000.№12.
14. Глейзнер Д., Чейсти П. Российская Государственная Дума: структура, деятельность и эволюция в период 1993-1998 годов / Центр конституц.исслед. Моск.Обществ.Науч.Фонда.- М.: Моск.Общ.Науч.Фонд, 1999.
15. Гранкин И.В. Конституционно-правовое регулирование формирования палат федерального собрания РФ и пути его // Журнал российского права. 2005. № 8.
16. Гранкин И.В. Основные признаки законодательных органов // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 5.
17. Гранкин И.В. Сущность российского парламентаризма // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 4.
18. Горобец В.Д. Парламент Российской Федерации. М., 1998.
19. Горобец В.Д. Система комитетов и комиссий палат Федерального Собрания // Государство и право.1998. №8.
20. Гранкин И.В. Конституционно-правовое регулирование деятельности Государственной Думы Федерального Собрания России // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 6.
21. Гранкин И.В. Конституционно-правовое регулирование формирования палат федерального собрания РФ и пути его совершенствования // Журнал российского права.2005.N 8.
22. Гранкин И.В. Контрольная деятельность палат парламента России: состояние и пути совершенствования // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 6.
23. Гранкин И.В Основные признаки законодательных органов // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 5.
24. Гранкин И.В. Парламент России. М.: Изд-во АО «Консалтбанкир», 1999.
25. Гузнов А.Г., Кененов А.А., Рождественская Т.Э. Современный законодательный процесс: основные понятия и институты. Смоленск: Траст-Имаком, 1995.
26. Гусев О.Б. Может ли законодатель в процессе законотворчества нарушать... Конституцию России? Да, иногда... может! // Юрист.1999.№9.
27. Дмитриев Ю.А., Черкашин Е.Ю. Законодательные органы России от Новгородского веча до Федерального Собрания / Под ред.Е.Ф. Варварина. М., 1995.
28. Журавлев М. К вопросу о правовом иммунитете членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Уголовное право.2000.№1.
29. Закс В.А. Торжество демократии или всероссийский обман? // Свободная мысль 2000.№3.
30. Зиновьев А.В. Конституционность как барометр правовой культуры и основа правового государства // Изв. высших учеб. завед. Правоведение.1999.№2.
31. Зиновьев А.В. Концепция первоочередных поправок в Конституцию России // Изв. высших учеб. завед. Правоведение.2000.№4.
32. Иванова В.И. Парламент Российской Федерации. Правовое регулирование и организация деятельности: Учебное пособие. М., 1995..
33. Иванченко Л.А., Калина В.Ф. Актуальные проблемы российского парламентаризма и их отражение в законотворческой деятельности // Журнал российского права.1999.№11.
34. История парламентаризма в государствах-участниках Содружества Независимых Государств // М. упр. Делами Гос. Думы Российской Федерации. Известия.-1996.-№46.
35. Колюшин Е.И. Пути реформирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 4.
36. Котелевская Н.В. Современный парламент // Государство и право.1997.№3.
37. Котелевская И. Взаимодействие властей в законотворчестве: разногласия и поиски компромисса // Проблемы парламентского права России: Сборник / Под ред. Л.Иванова. М., 1996.
38. Котенков А.А. На чем основано право Президента Российской Федерации возвращать принятый федеральный закон без рассмотрения // Журнал российского права.1997.№11.
39. Котенков А.А. Актуальные проблемы взаимоотношений Президента Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в законодательном процессе (статья II) // Государство и право.1998.№10.
40. Котенков А.А. Проблемы «финансовоемких» законопроектов в законодательной процедуре (статья III) // Государство и право.1998.№11.
41. Котенков А.А. Конституционно-правовые основы, практика и проблемы повышения эффективности взаимодействия Президента Российской Федерации с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческой сфере // Автореф.дис.канд.юрид.наук. М., 1998.
42. Литягин Н.Н. О подготовке Свода законов Российской Федерации // Журнал Российского права.1999.№11..
43. Надеев Р.К. Правовое обеспечение законопроектной деятельности Государственной Думы / Правовое Упр. Аппарата Гос. Думы Федерального Собрания - Парламента Российской Федерации.-М. // Известия.1997.19 июля.
44. Некрасов А.И., Емельянов Н.П., Артамонов Ю.Д. Возвращение Государственной Думы: первые после 1917 г. многопартийные выборы в России. Н.Новгород, 1994.
45. Мальцан А.Л. Современный парламентаризм: кризис или обновление идей? // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 9.
46. Медвецкий О.М. Двухпалатные парламенты России: современность и перспективы//Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 3
47. Медведьев Р. Новая Дума - новые и старые черты // Российская газета.2000.10 января.
48. Овсепян Ж. Парламент как основа демократического конституционного строя (проблемы и перспективы развития в Российской Федерации) // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. N 2.
49. Ольшанский А. Одноразовые партии еще в чести // Парламентская газета.2001.10 февраля.
50. Парламентаризм в России: опыт и перспективы.М., 1994.
51. Парламентское право России: Учебное пособие / Под ред. И.М.Степанова, Т.Я.Хабриевой.М.: Юристъ, 1999.
52. Погосян Е.Д. Счетная палата Российской Федерации.М.: Юристъ, 1998.
53. Романов Р.М. Понятие и сущность парламентаризма // Социал.-полит. журнал.1998.№4.
54. Рощин В.А. За рамками правового поля: Что показал анализ Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Журнал российского права.2000.№4.
55. Румянцева В.Г., Гуляева Е.А Парламентаризм: проблемы научного осмысления понятия и практика институционального воплощения // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 12.
56. Садовникова Г.Д. Парламентские процедуры: роль и значение в обеспечении представительной функции парламента // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 12.
57. Садовникова Г.Д. Парламентские расследования и развитие института парламентского контроля в РФ // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 2.
58. Селезнев Г.Н. Вся власть - закону. М.: Группа «Сегодня»,1997.
59. Терещенко Л.К. Текущее законодательство // Юридический мир.1998.№9-10.
60. Терюкова Е.Ю. Основания прекращения полномочий депутатов Государственной Думы: некоторые проблемы // Проблемы народного представительства в Российской Федерации: Сборник /Под ред. проф. С.А.Авакьяна.-М.: Изд-во Моск.ун-та, 1998.
61. Устинов Г. Непозволительная роскошь или необходимый минимум: О «льготах» и «привилегиях» депутатов Федерального Собрания // Российская Федерация.1994.№4.