В чем сущность местного самоуправления?
Что это за вопросы местного значения?
В ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под вопросами местного значения понимаются
вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В целом перечень вопросов местного значения — это в значительной мере права гражданина, записанные в Конституции РФ. В ст. 2 Конституции РФ записано: «Признание, соблюдение и защита права и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
Сущность местного самоуправления состоит в форме организации публичной власти как метода управления.
При этом оно имеет политический и неполитический характер.
Локальный характер местного самоуправления обеспечивает его связь с населением, порождает организационную обособленность органов местного самоуправления от звеньев государственного аппарата, а наличие собственной компетенции, определенной бюджетно-финансовой самостоятельности создает условия для известной управленческой самостоятельности, права местного нормотворчества.
Отличительными признаками местного самоуправления являются:
а) обеспечение местного интереса;
б) хозяйствование в интересах жителей муниципального образования: использование форм прямой демократии, активного участия широких слоев населения в деятельности органов местного самоуправления;
в) наличие определенной сферы деятельности, предметов ведения; стремление населения муниципального образования к внутренней связи с потребностью самим определять гражданскую позицию, судьбу.
Конституция РФ в ст. 130 закрепляет принцип осуществления местного самоуправления на территории РФ в различных организационных формах, которые находятся во взаимосвязи друг с другом и образуют систему местного самоуправления. Термин «система местного самоуправления» не используется ни в Конституции, ни в законодательстве, ни в судебных решениях по вопросам местного самоуправления.
Однако использование данного термина целесообразно, так как понятие системы предполагает, что ее элементы структурированы по общему признаку, назначению и находятся между собой в определенной связи, образуя тем самым целостность.
Организационные формы осуществления местного самоуправления, посредством которых обеспечивается решение вопросов местного значения, могут образовывать систему местного самоуправления только в границах муниципального образования. Рассмотрение в качестве одной системы всех форм местного самоуправления на территории РФ невозможно в силу широкой вариантности организационных форм, конкретизация которых отнесена к ведению населения каждого из муниципальных образований.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации можно выделить триосновные группы организационных форм.
1. Формы непосредственной демократии:
муниципальные выборы,
местный референдум,
отзыв выборных лиц местного самоуправления,
голосование по выявлению мнения населения об отношении к изменению границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление,
сход жителей муниципальных образований.
2. Выборные и иные органы местного самоуправления:
представительный орган, глава муниципального образования,
местная администрация (административно-распорядительный орган муниципального образования),
контрольный орган муниципального образования,
иные коллегиальные или единоличные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования).
3. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления:
территориальное общественное самоуправление,
собрания граждан по месту жительства, конференции граждан,
народная правотворческая инициатива,
участие в публичных слушаниях,
обращения в органы местного самоуправления,
обсуждение проблем, связанных с решением вопросов местного значения, в СМИ,
клубы по интересам и т.д.
Основополагающим элементом в первой группе являются формы прямого (непосредственного) осуществления населением местного самоуправления. Особую роль здесь играют муниципальные выборы, систематически проводимые во всех муниципальных образованиях.
Действующим Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» допускается исключение из данного правила в отношении муниципальных образований — муниципальных районов, в которых уставом зафиксировано, что представительный орган формируется не путем муниципальных выборов, а из числа представителей внутрирайонных муниципальных образований, а глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава. В отличие от выборов другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления могут не использоваться.
Вторая группа организационных форм — деятельность органов местного самоуправления основывается на решениях, принятых через формы прямого осуществления власти населением.
Такие решения являются обязательными к исполнению и не могут быть отменены или изменены органами местного самоуправления.
Особое место в данной группе принадлежит представительному органу местного самоуправления. Обязательность создания указанного органа закреплена в ст. 34 Федерального закона. Исключение составляют малочисленные муниципальные образования, где полномочия представительного органа осуществляет сход граждан.
Порядок формирования, численный состав представительного органа местного самоуправления определяются уставом муниципального образования при соблюдении минимальных норм представительства, содержащихся в ст. 35 Федерального закона.
Законом также установлен круг вопросов, находящихся в исключительной компетенции представительного органа. Иные его полномочия определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.
Третьей группой являются инициативные формы участия жителей в местном самоуправлении. Органы местного самоуправления обязаны реагировать на такую деятельность с правом как принимать к исполнению предложения граждан, выдвинутые в инициативном порядке, так и отказаться от реализации тех или иных предложений по мотивам нецелесообразности и несвоевременности.
Закрепленный в Законе перечень форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления не является исчерпывающим. Так, ст. 33 Закона допускает право граждан на иные формы, не противоречащие Конституции РФ, федеральным законам и законам субъектов РФ. Тем самым государство оставляет
возможность на усмотрение граждан самостоятельно выбирать формы непосредственного осуществления местного самоуправления.
Сущность местного самоуправления, природа, место в системе на-родовластия, задачи и цели, к достижению которых направлена муниципальная деятельность, определяются его функциями.
Под функциями понимаются основные направления деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, обусловленные социальным предназначением местного самоуправления.
Основными функциями местного самоуправления являются:
обеспечение участия населения к решении вопросов местного значения;
управление муниципальной собственностью;
обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;
обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;
охрана общественного порядка.
Решение вопросов местного значения непосредственно населением — главное назначение местною самоуправления.
Для успешного выполнения данной функции необходимо: использование механизмов непосредственной демократии; наличие органов местного самоуправления, формируемых посредством свободных, равных, прямых выборов. Соответственно необходимы и гарантии избирательных прав граждан при избрании указанных органов, экономические гарантии местного самоуправления.
Функцию управления муниципальной собственностью выполняют преимущественно специально создаваемые для этой цели органы местного самоуправления.
Муниципальная собственность признается и защищается наравне с государственной и частной собственностью в соответствии со ст. 8 Конституции РФ.
Муниципальная собственность, порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения закрепляются Гражданским кодексом РФ.
Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления и РФ» в ст. 50 устанавливает состав муниципальной собственности.
В него входят:
средства местного бюджета,
муниципальные внебюджетные фонды;
имущество органов местного самоуправления;
муниципальные земли,
местные природные ресурсы;
муниципальные хозяйствующие субъекты;
муниципальные банки и кредитно-кассовые учреждения;
муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения;
муниципальные социально-культурные учреждения;
другое движимое и недвижимое имущество.
Процесс формирования муниципальной собственности еще не закончен и будет продолжаться до окончательного завершения процесса разграничения полномочий и предметов ведения между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Порядок передачи имущества в муниципальную собственность регламентируется законами субъектов РФ.
Муниципальная собственность — одно из обязательных условий существования местного самоуправления, но ее отсутствие не является основанием для упразднения муниципального образования.
Порядок управления муниципальной собственностью устанавливают представительные органы местного самоуправления.
Функция комплексного развития муниципального образования заключается
· в принятии программ развития территории муниципального образования,
· их осуществлении
· и контроле за их исполнением.
Для реализации данной функции органы местного самоуправления:
· организуют, содержат и развивают муниципальные учреждения дошкольного, основного общего и профессионального образования;
· организуют, содержат и развивают муниципальные учреждения здравоохранения;
· обеспечивают санитарное благополучие населения;
· создают и развивают соответствующие мунипипальные предприятия, учреждения, организации;
· а также создают благоприятные условия для осуществления данной функции любыми заинтересованными лицами.
Функции местного самоуправления по охране общественного порядкареализуютсясозданиеммуниципальных органов общественного порядка и осуществлением контроля за их деятельностью. Участие населения в реализации функции охраны общественного порядка возможно также посредством создания народных дружин, осуществляющих охрану общественного порядка на безвозмездной основе.