Смысл этой меры состоит в обеспечении представительства меньшинства избирателей.

Федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, получают указанные мандаты в соответствии с методикой распределения депутатских мандатов, предусмотренной федеральным законом.

Депутатские мандаты, полученные федеральным списком кандидатов, переходят в первую очередь к зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов. Оставшиеся депутатские мандаты переходят к зарегистрированным кандидатам, включенным в региональные группы кандидатов, в соответствии с методикой распределения депутатских мандатов.

Депутатские мандаты распределяются между зарегистрированными кандидатами в соответствии с порядком их размещения в федеральном списке кандидатов, установленным при регистрации этого списка Центральной избирательной комиссией РФ и рассматриваемым (в пределах общефедеральной части федерального списка кандидатов и в пределах каждой из региональных групп кандидатов) как порядок очередности получения депутатских мандатов.

В течение семи дней со дня голосования зарегистрированный кандидат может отказаться от получения депутатского мандата. Заявление об отказе от депутатского мандата не подлежит отзыву. Отказ зарегистрированного кандидата от получения депутатского мандата влечет за собой изменение порядка размещения зарегистрированных кандидатов в соответствующем федеральном списке кандидатов.

Установленная Федеральным законом методика пропорционального распределениядепутатских мандатов сводится к следующему.

Центральная избирательная комиссия РФ подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов. Эта сумма голосов избирателей делится на 450 — число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу. Полученный результат есть первое избирательное частное, которое используется в процессе распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов.

Число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов.

Если после проведенного первичного распределения депутатских мандатов остаются нераспределенные депутатские мандаты, проводится их вторичное распределение. Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления. При равенстве дробных частей (после запятой до шестого знака включительно) преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано большее число голосов избирателей.

После распределения депутатских мандатов проводится их распределение внутри каждого федерального списка кандидатов между региональными группами кандидатов и общефедеральной частью федерального списка кандидатов (если таковая имеется). В первую очередь депутатские мандаты переходят к зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, в порядке очередности их размещения в указанном списке.

Если после передачи депутатских мандатов зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, остаются депутатские мандаты, причитающиеся данному федеральному списку кандидатов, указанные мандаты распределяются внутри списка между региональными группами кандидатов в следующем порядке. Сумма голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов в тех субъектах Федерации (в группах субъектов Федерации, на частях территорий субъектов), которым соответствуют региональные группы кандидатов, на которые был разделен федеральный список кандидатов (далее — голоса избирателей, поданные за региональные группы кандидатов), делится на число оставшихся не распределенными внутри федерального списка кандидатов депутатских мандатов. Полученный результат есть второе избирательное частное данного федерального списка кандидатов. Число голосов избирателей, поданных за каждую из региональных групп кандидатов, делится на второе избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующая региональная группа кандидатов. Если после указанных действий остаются нераспределенными депутатские мандаты, причитающиеся данному федеральному списку кандидатов, они передаются по одному тем региональным группам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления числа голосов избирателей, поданных за каждую из региональных групп кандидатов, на второе избирательное частное данного федерального списка кандидатов. При равенстве дробных частей преимущество отдается той региональной группе кандидатов, за которую было подано большее число голосов избирателей.

Если в процессе распределения депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов в одной региональной группе кандидатов или нескольких региональных группах кандидатов не оказалось нужного числа зарегистрированных кандидатов, оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты подлежат дополнительному распределению между региональными группами того же федерального списка кандидатов, в которых имеются зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов. Если на момент проведения дополнительного распределения депутатских мандатов окажутся региональные группы кандидатов, не получившие депутатских мандатов в процессе их распределения, и среди них окажутся группы, в которых имеются зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов, мандаты передаются по одному каждой из указанных региональных групп кандидатов. При этом сохраняется очередность передачи депутатских мандатов (в соответствии со значениями дробных частей), определяемая на основе первоначально вычисленного второго избирательного частного. Если в процессе дополнительного распределения после исчерпания региональных групп кандидатов, не получивших депутатских мандатов в процессе их распределения в соответствии со значениями дробных частей, остаются нераспределенные депутатские мандаты, они распределяются по одному тем региональным группам кандидатов, в которых оказывается наименьшим коэффициент дополнительного распределения, вычисляемый для каждой из региональных групп кандидатов, в которых имеются зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов. Названный коэффициент вычисляется путем деления числа полученных региональной группой кандидатов депутатских мандатов на число полученных ею голосов избирателей. При равных значениях указанного коэффициента депутатский мандат передается той региональной группе кандидатов, которая получила большее число голосов избирателей. Если после такого распределения число дополнительно распределяемых депутатских мандатов окажется больше числа региональных групп кандидатов, которые могут их получить, процедура дополнительного распределения повторяется необходимое число раз, при этом указанный коэффициент каждый раз вычисляется заново.

Если после распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов возникает необходимость дополнительно распределить один депутатский мандат или несколько депутатских мандатов среди всех федеральных списков кандидатов или среди некоторых из них, то такое распределение проводится следующим образом. Вначале депутатские мандаты передаются федеральным спискам кандидатов, не получившим депутатских мандатов при их распределении в соответствии со значениями дробных частей, а затем производится передача депутатских мандатов в соответствии с коэффициентами дополнительного распределения депутатских мандатов для каждого федерального списка кандидатов, вычисляемыми путем деления общего числа депутатских мандатов, полученных соответствующим федеральным списком кандидатов, на число полученных этим же списком голосов избирателей. Депутатские мандаты распределяются по одному тем федеральным спискам кандидатов, в которых указанный коэффициент оказывается наименьшим. При равных значениях указанного коэффициента депутатский мандат передается тому федеральному списку кандидатов, который получил большее число голосов избирателей. Если после такого распределения число дополнительно распределяемых депутатских мандатов окажется больше числа федеральных списков кандидатов, которые могут их получить, процедура дополнительного распределения повторяется необходимое число раз, при этом указанный коэффициент каждый раз вычисляется заново. Полученные федеральным списком кандидатов депутатские мандаты передаются зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть списка и не получившим депутатских мандатов, а при отсутствии таковых — зарегистрированным кандидатам, включенным в региональные группы кандидатов данного списка, в соответствии с методикой дополнительного распределения депутатских мандатов. В дополнительном распределении депутатских мандатов могут участвовать только федеральные списки кандидатов, имеющие зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов.

Если после первоначального распределения депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов депутатский мандат оказался вакантным, он передается зарегистрированному кандидату из того же федерального списка кандидатов. Депутатский мандат передается первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату из числа зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов и включенных в ту же региональную группу кандидатов (общефедеральную часть федерального списка кандидатов), что и зарегистрированный кандидат, депутатский мандат которого оказался вакантным. Если в соответствующей региональной группе кандидатов (в общефедеральной части федерального списка кандидатов) отсутствуют зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов, оказавшийся вакантным депутатский мандат подлежит распределению между другими региональными группами кандидатов того же федерального списка кандидатов в соответствии с методикой дополнительного распределения депутатских мандатов.

Если в процессе распределения депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов не окажется зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов, оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты остаются вакантными до следующих выборов депутатов Государственной Думы.

Если в результате реализации положений закона Государственная Дума останется в неправомочном составе, нераспределенные депутатские мандаты передаются федеральным спискам кандидатов, не допущенным к распределению депутатских мандатов в соответствии с требованиями Федерального закона и получившим число голосов избирателей, которое превышает первое избирательное частное. При этом каждый из указанных списков вправе получить депутатские мандаты в количестве, не превышающем числа депутатских мандатов, которое он мог бы получить, если бы был допущен к распределению депутатских мандатов вместе с федеральными списками кандидатов, допущенными к такому распределению. Такие депутатские мандаты распределяются между федеральными списками кандидатов, не допущенными к распределению депутатских мандатов и получившими число голосов избирателей, которое превышает первое избирательное частное, пропорционально полученному ими числу голосов избирателей в соответствии с методикой распределения депутатских мандатов.

Согласно ст. 103 Конституции к ведению Государственной Думы относятся:

· дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

· решение вопроса о доверии Правительству;

· назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка;

· назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

· назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

· объявление амнистии;

· выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.

В соответствии со ст. 105 Конституции Государственной Думой принимаются федеральные законы.

Как отмечалось ранее, Государственная Дума может быть распущена Президентом в случаях, предусмотренных ст. 111и117 Конституции.

При роспуске Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Деятельность Государственной Думы основывается на принципах

политического многообразия и многопартийности,

свободного обсуждения

и коллективного решения вопросов.

Заседания Государственной Думы проводятся открыто, хотя палата вправе проводить и закрытые заседания.

Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией РФ и Регламентом Думы.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, ее депутаты образуют депутатские объединения— фракции и депутатские группы.

Государственная Дума избираетиз своего состава

Председателя,

Первого заместителя

и заместителей Председателя.

Они избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней.

Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования.

Вопрос о числе заместителей Председателя решается Государственной Думой.

ПредседательГосударственной Думы

· ведет заседания палаты;

· ведает ее внутренним распорядком;

· организует работу Совета Государственной Думы,

· осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы;

· назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы;

· представляет палату во взаимоотношениях с другими государственными органами, общественными объединениями, а также с парламентами зарубежных государств и в международных парламентских организациях;

· участвует в согласительных процедурах для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Федерации;

· издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции, которые могут быть отменены Государственной Думой, и др.

Заместители Председателя Государственной Думы по поручению Председателя

ведут заседания палаты,

замещают Председателя в его отсутствие,

решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты согласно распределению обязанностей между ними.

Для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты создается Совет Государственной Думы.

В его состав входят с правом решающего голоса Председатель Государственной Думы и его заместители. В работе Совета могут принять участие с правом совещательного голоса председатели комитетов Государственной Думы или по их поручению представители этих комитетов.

Заседание Совета правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета. Решения Совета принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал Председатель Государственной Думы или один из его заместителей, который ведет заседание Совета.

Совет Государственной Думы согласно ее Регламенту(ст. 14)

· формирует проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию;

· принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию;

· формирует проект календаря рассмотрения Государственной Думой вопросов на очередной месяц;

· формирует проект порядка работы Государственной Думы на очередное заседание;

· созывает по предложению Президента РФ, по требованию депутатского объединения, поддержанному не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, или по предложению Председателя Государственной Думы внеочередные заседания палаты и определяет даты их проведения;

· назначает соответствующий комитет Государственной Думы ответственным за подготовку законопроекта к рассмотрению Государственной Думой и направляет его для рассмотрения в комитеты палаты, депутатские объединения и определяет срок подготовки отзывов, предложений и замечаний (поправок) к законопроекту;

· направляет законопроект, подготовленный ответственным комитетом палаты, на рассмотрение Государственной Думы, и материалы к нему Президенту РФ, субъекту права законодательной инициативы, внесшему в Государственную Думу этот законопроект, в Правительство РФ, депутатам Государственной Думы в сроки, установленные Регламентом Государственной Думы;

· согласовывает с Правительством РФ вопрос о сроке подготовки на законопроект заключения Правительства в случае невозможности дачи такого заключения в течение 14 дней по не зависящим от Правительства обстоятельствам;

· по предложению комитетов Государственной Думы принимает решение о возвращении законопроекта субъекту права законодательной инициативы, если им не выполнены требования Конституции РФ или Регламента Государственной Думы;

· принимает решение о проведении парламентских слушаний;

· принимает решение о награждении Почетной грамотой Государственной Думы;

· решает иные вопросы организации работы Государственной Думы в соответствии с ее Регламентом.

Важную роль в организации работы Государственной Думы играет Временная комиссия Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

Временная комиссия

· осуществляет контроль за соблюдением Регламента Государственной Думы,

· дает разъяснения его положений;

· составляет списки депутатских объединений по заявлениям депутатов,

· регистрирует депутатские объединения и информирует об этом Государственную Думу и средства массовой информации;

· вносит на рассмотрение палаты проекты постановлений Государственной Думы о составах комитетов Государственной Думы;

· осуществляет контроль за использованием электронной системы на заседаниях Государственной Думы;

· ведет учет заявлений депутатов о передаче своих голосов другим депутатам;

· осуществляет контроль за деятельностью Аппарата Государственной Думы

· и выполняет другие функции по обеспечению деятельности Государственной Думы.

Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после избрания. Президент может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. В дальнейшем до избрания Председателя Государственной Думы или заместителя Председателя поочередно на ее заседаниях председательствуют представители всех депутатских объединений по согласованию между ними.

Решением палаты на ее заседания могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Государственной Думой законопроектам и другим вопросам. Представители средств массовой информации могут присутствовать на заседаниях палаты при условии их аккредитации в Государственной Думе.

Государственная Дума может принять решение о проведении закрытого заседания. Оно принимается большинством голосов от числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании.

Президент РФ, его полномочный представитель в Государственной Думе, Председатель Совета Федерации, члены Совета Федерации, Председатель Правительства, члены Правительства, полномочный представитель Правительства, члены Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Председатель Счетной палаты и его заместители, аудиторы Счетной палаты, Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор и Председатель Центральной избирательной комиссии вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты. Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях палаты только по специальному приглашению.

Государственная Дума собирается на сессии, как правило,

на весеннюю — с 12 января по 20 июня

и осеннюю — с 1 сентября по 25 декабря.

Во время сессии проводятся

заседания палаты,

заседания Совета Государственной Думы,

заседания комитетов и комиссий,

парламентские слушания,

работа депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирателями.

Два раза в месяц по средам на заседании Государственной Думы проводится «правительственный час» для ответов членов Правительства и других должностных лиц на вопросы депутатов.

На «правительственном часе» рассматривается один из блоков вопросов, относящихся к сфере деятельности исполнительных органов государственной власти: «Экономическое развитие и торговля», «Финансовая и налоговая политика», «Промышленность и энергетика», «Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство», «Транспортный комплекс», «Информационные технологии и связь», «Сельское хозяйство и продовольствие», «Природные ресурсы и экология», «Безопасность государства», «Личная безопасность граждан и борьба с преступностью», «Законность и конституционные права граждан», «Оборона и Вооруженные Силы Российской Федерации», «Гражданская оборона и предупреждение чрезвычайных ситуаций», «Внешняя политика и международные отношения», «Региональная политика», «Социальная политика», «Пра-воохрана», «Образование и наука», «Культура и средства массовой информации», «Физическая культура, спорт и туризм».

Заседание Государственной Думы начинается с регистрации присутствующих депутатов, которую проводит председательствующий.

Заседание является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты. Регистрация осуществляется после каждого перерыва в заседании палаты.

Депутаты Государственной Думы своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение палаты. Проекты документов и другие необходимые материалы предоставляются депутатам не позднее чем за три дня до рассмотрения этих материалов на заседании палаты.

Внеочередномурассмотрению на заседании Государственной Думы подлежат

· послания и обращения Президента РФ;

· законопроекты, внесенные в качестве срочных Президентом или Правительством РФ;

· проекты федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетной системе Российской Федерации;

· федеральные конституционные и федеральные законы, возвращенные на повторное рассмотрение Государственной Думы;

· нормативные правовые акты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, имеющие статус законодательной рекомендации Союза;

· проекты федеральных законов о ратификации международных договоров;

· проекты постановлений о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд РФ;

· проекты постановлений Государственной Думы по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Государственной Думы;

· проекты Регламента и постановлений Государственной Думы о внесении в него изменений и дополнений.

Правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности Государственной Думы осуществляет Аппарат Государственной Думы.

В состав Аппарата входят в качестве самостоятельных структурных подразделений аппараты комитетов и комиссий Государственной Думы, фракций и депутатских групп. Контроль за деятельностью Аппарата Государственной Думы осуществляется Комитетом по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием.

Открытое голосование может быть поименным.

Голосование на заседании Государственной Думы осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов, без использования электронной системы, с использованием бюллетеней и путем опроса депутатов Государственной Думы. Для осуществления голосования Государственная Дума в соответствии с Регламентом избирает Временную комиссию по Регламенту и организации работы Государственной Думы, Счетную комиссию и Временный секретариат Государственной Думы. После избрания Председателя Государственной Думы, его заместителей, образования Комитета по Регламенту и организации работы Государственной Думы она прекращает полномочия Временной комиссии и Временного секретариата.

Постановление Государственной Думы принимается большинством голосов от общего числа депутатов, если иной порядок не предусмотрен Конституцией. По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов депутатов, принявших участие в голосовании, если иной порядок не предусмотрен Регламентом Государственной Думы.

Порядок решения Думой вопросов, отнесенных к ее ведению, установлен в РегламентеГосударственной Думы.

Государственная Дума принимает обращения и заявления, выражающие ее позицию по общим или отдельным вопросам внешней политики России, а также по вопросам международных отношений в целом.

Государственная Дума может обращаться в Конституционный Суд с запросами о соответствии Конституции

· федеральных законов,

· нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов,

· а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации,

· договоров между органами государственной власти российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации,

· договоров между органами государственной власти субъектов Федерации,

· не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Дума может обратиться также с запросом о даче толкования Конституции РФ и по другим вопросам, относящимся к ведению Думы.

Предложение об обращении с запросом в Конституционный Суд вносится фракцией, депутатской группой или комитетом Государственной Думы. Решение об обращении с запросом в Конституционный Суд принимается большинством голосов от общего числа депутатов Думы и доводится до сведения депутатов на очередном заседании после того, как такое решение получено.

Запрос в Конституционный Суд может быть направлен группой депутатов Государственной Думы, насчитывающей не менее одной пятой от общего числа депутатов. В последнем случае к проекту ходатайства должен быть приложен перечень подписей запрашивающих с указанием избирательных округов.

Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания РФ.

В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, являющиеся постоянно действующими органами соответствующих палат.

Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению,

· осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов;

· организуют проводимые палатами парламентские слушания и их подготовку к рассмотрению палатой;

· решают вопросы организации своей деятельности;

· рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению палат.

Кроме того, комитеты Совета Федерации

· осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой федеральным законам

· и способствуют реализации положений Конституции РФ и федеральных законов;

Наши рекомендации