Зарождение института парламентаризма
Парламент (от позднелат. рarlamentum и фр. parler) в понимании этого слова, близком к современному, впервые появился в Англии в XIIIвеке как орган сословного представительства при короле Иоанне Безземельном (1167-1216). Некие прообразы властного института (правда, лишь с совещательными функциями) были известны и в более отдаленные эпохи. Так, в государствах Месопотамии при царях существовали советы высших служителей культа и стражников, однако, по сути, они не были представительными, не обладали правом законотворчества и не имели суверенитета.
Второй родиной парламентской системы, которая уже стала родоначальницей современной ее конфигурации, стала Франция. В XIII-XVIII веках парламентом называли высшее судебно-административное учреждение. Находился он в Париже, выделился при Луи IXиз королевского совета (в дословном переводе этот совет назывался «спальня»). Превратился в суверенный суд, имеющий привилегию регистрации королевских актов.
История современного парламента как общенационального представительного учреждения, отличного от сословных представительных учреждений времен феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, после победы которых парламент становится важнейшим органом государства. Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм — особая система государственного руководства обществом, которая характеризуется разделением труда законодательного и исполнительного при существенной политической и идеологической роли парламента.
В России традиции народного представительства также имеют глубокие корни. Так, вечеНовгородской республики историками вообще рассматривается как характерный пример двухпалатности древних «парламентов» является (1136-1478). Оно состояло из двух «палат»—нижней (общегородское вече) и верхней (совет господ, или «300 золотых поясов»). В реальной жизни все главные вопросы решали именно эти 300 богатейших купцов.
Начало ХХ в. в Росси ознаменовалось важнейшими государственно-правовыми событиями.
На фоне оживления и развитие товарно-денежных отношений, формирования рынка товаров, сырья, финансов и рабочей силы, также роста недовольства политическим режимом начаты реформы политической и государственной систем.
6 августа 1905 г. были опубликованы три правовых акта:
· Высочайший Манифест об учреждении Государственной Думы;
· Статут этого органа — Учреждение Государственной Думы
· Положение о выборах в Государственную Думу.
Историческое значение все этих документов, так и не примененных на практике, заключалось в учреждении в России народного представительства, пробивающего брешь в абсолютизме монархической власти.
До революции 1917 г. было сформировано 4 состава Государственной Думы.
Дума первого созыва была сформирована в апреле 1906 г. и распущена 8 июня 1906 г. Поводом стал конфликт возникший между Госдумой и Правительством Столыпина по аграрному вопросу. Первая Дума итоге просуществовала всего 72 дня.
Вторая Государственная Дума начала работу в феврале 1907 г, наметились попытки ее сотрудничества с Правительством (даже эсеры объявили, что на время деятельности Думы прекращают свою террористическую деятельность). Плодотворного сотрудничества, однако, не получилось.
Государственная Дума критически встретила программу Правительства. Была отвергнута резолюция правых депутатов о порицании революционного террора. Проведение аграрного закона Правительством также наталкивалось на жесткую оппозицию.
В итоге по инициативе Правительства Государственная Дума была распущена, просуществовав 102дня.
Государственная Дума третьего созыва была сформирована в конце 1907 г. Этот состав Государственной Думы позволил Правительству в сотрудничестве с ней провести ряд важнейших преобразований. Дума третьего созыва отработала свой полный срок.
Осенью 1912г. прошли выборы в Государственную Думу четвертого созыва. Ее деятельность прекратилась в связи с революционными событиями 1917 г.
Функции парламентов
Функции парламентов могут быть сведены к четырем основным;
· легитимации;
· представительству;
· рекрутированию и социализации элиты;
· воздействию на исполнительную власть и контролю за ней.
Функцию легитимации режима выполняют все без исключения парламенты. Даже если исполнительная власть полностью берет на себя законодательную инициативу и правит посредством декретов, она все же нуждается в одобрении „народных избранников".
Парламент придает реальной власти законность в глазах населения, а та расплачивается с ним ритуальным почтением и вполне материальными привилегиями. Тех парламентариев, кто рискнет нарушить „правила игры", ждут суровые кары. Иммунитеты в такой ситуации помогают редко.
Функция представительства является единственной, в выполнении которой с парламентом не может сравниться никакой иной институт. Делается это, однако, по-разному.
Существуют четыре основных подхода, при которых члены собрания выступают в ролях
· „слуг избирателей",
· „опекунов народа",
· „проводников воли партий",
· «зеркала общества".
Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации.
К числу важнейших элементов парламентаризма относятся прежде всего
разделение властей,
представительность
и законность.
В Российской Федерации Федеральное Собрание как парламент республики пришло на смену «двухступенчатому» механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, включавшему Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет.
В ст. 94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собрание — представительный орган Российской Федерации.
В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.
Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью.
Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом РФ в отставку.
Согласно ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат— Совета Федерации и Государственной Думы.
Государственная Дума представляет все население Российской Федерации,
а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Федерации.
Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации — государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Федерации, а государству в целом, т. е. всей России.
В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению.
Ст. 100 Конституции устанавливает, что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания
посланий Президента РФ,
посланий Конституционного Суда РФ
и выступлений руководителей иностранных государств.
Более того, Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания.