Понятие и основные стадии избирательного процесса
Выборы имеют две стороны: официальную и неофициальную.
Под официальной понимаются мероприятия, которые осуществляются государственными органами и которые обязательны для проведения выборов. К официальной стороне относятся такие действия, как создание избирательных участков, избирательных органов, которые будут проводить выборы и контролировать их ход регист- рации кандидатов в депутаты и т.д.
Неофициальная сторона — это мероприятия, которые проводят политические партии или иные общественные формирования, т.е. действия, которые совершаются (в основном) негосударственными органами.
Законодательство прежде всего подробно регламентирует официальную сторону подготовки и проведения выборов. Соответствующие нормы избирательного права закрепляют весь процесс подготовки, назначения и проведения выбором представительных и других выборных институтов власти и управления. В последнее время законодательно регулируется и неофициальная сторона выборов — действуют законы, регламентирующие деятельность политических партий, общественных объединений, средств массовой информации и т.д.
Термин «избирательный процесс» можно рассматривать в широком и узком значениях.
В широком смысле под избирательным процессом понимается период времени со дня официального опубликования решения уполномоченного должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования их результатов (ст. 2 Закона об основных гарантиях). В данном смысле термин «избирательный процесс» идентичен термину «избирательная кампания».
В узком смысле избирательный процесс — это установленная законом совокупность стадий, включающих совокупность конкретных избирательных процедур, и определенная последовательность избирательных действий субъектов.
Федеральное законодательство не содержит определения избирательного процесса, однако в законодательстве некоторых субъектов Федерации такое определение приводится. Так, согласно Избирательному кодексу Свердловской области под избирательным процессом понимается регламентированная законодательством Российской Федерации и Свердловской области последовательность действий граждан, избирательных комиссий, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений по подготовке и проведению выборов.
Стадиями избирательного процесса признаются этапы организации и проведения выборов, в рамках которых осуществляются избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан и других субъектов избирательного процесса, а также избирательные действия, предусмотренные законодательством.
Избирательные процедуры— это порядок совершения действий, обеспечивающих реализацию избирательных прав субъектов избирательного процесса, предусмотренных избирательным законодательством. Избирательные действия — конкретные поступки и решения участников избирательного процесса, направленные на достижение результата, т.е. избрания (либо отказа в избрании) выборного лица или органа. Такие юридически необходимые и достаточные процедуры и действия только в совокупности могут обеспечить конституционно-правовую легитимность выборов'.
Можно выделить следующие обязательные стадии избирательного процесса, при отсутствии хотя бы одной из которых проведение выборов невозможно:
1) назначение выборов,
2) образование избирательных участков,
3) составление списков избирателей и ознакомление с ними граждан;
4) образование избирательных комиссий,
5) выдвижение и регистрация кандидатов,
6) информирование граждан и предвыборная агитация,
7) финансовое обеспечение выборов,
8) голосование и определение результатов выборов.
Избирательный процесс оформляется в законодательстве и реализуется на практике как система сменяющих друг друга этапов организации и проведения выборов.
В рамках этих этапов совершаются предусмотренные законом избирательные действия и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан РФ и иных участников выборов, а также целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при формировании представительного органа либо избрании выборного должностного лица.
Избирательный процесс начинается в определенный срок, должен пройти через все предусмотренные законом обязательные стадии и закончиться вынесением соответствующей избирательной комиссией актапо итогам выборов.
Иная последовательность стадий избирательного процесса невозможна, ибо нет смысла образовывать избирательные округа и участки, если выборы не назначены, предвыборная агитация бессмысленна до выдвижения и регистрации кандидатов: производить подсчет голосов возможно лишь после совершения избирателями самого акта голосования.
Ряд действий участников избирательного процесса возможен и после окончания его последней обязательной стадии, например, кандидаты, политические партии после официального опубликования результатов выборов обязаны представить итоговый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств их избирательных фондов; передача на хранение (в вышестоящую избирательную комиссию иди в архив) избирательной документации и др. Такие действия носят вспомогательный, технологический характер и не направлены непосредственно на избрание кандидатов в депутаты или на иные выборные должности.
Факультативными стадиями избирательного процесса могут быть: повторное голосование, повторные выборы, выборы депутатов вместо выбывших.