Союзное государство Белоруссии и России
Создание Союзного государства Белоруссии и России осуществлялось в несколько этапов.
Сначала на основе договора между ними было создано Сообщество Белоруссии и России (1996 г.). Степень интеграции была слабой, хотя и предусматривалось, что главы государств Сообщества — Белоруссии и России могут принимать совместные обязательные для обоих государств решения по некоторым вопросам.
В 1997 г. на основе другого договора Сообщество было преобразовано в Союз, были созданы совместные органы Союза, степень интеграции была усилена.
8 декабря 1999 г. президенты Белоруссии и России подписали Договор о создании Союзного государства Белоруссии и России. Этот договор был ратифицирован парламентами обоих государств-участников и в конце декабря 1999 г. вступил в силу.
Договор 1999 г. знаменует новый этап единения народов двух стран в демократическое правовое государство. Однако достижение целей Союзного государства осуществляется поэтапно, шаг за шагом, конкретные мероприятия определяются решениями органов Союзного государства или договорами государств-участников.
Договор о создании Союзного государства основывается на том, что его участники равноправны и сохраняют суверенитет.
Для реализации целей Союзного государства создаются его государственные органы:
· Высший государственный совет,
· парламент,
· Совет министров,
· Суд и
· Счетная палата.
Государственную власть в государствах-участниках осуществляют их органы, образованные в соответствии с конституциями государств. Государства-участники передают Союзному государству определенные полномочия, сохраняя независимость, территориальную целостность, конституции, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности. Они сохраняют свое членство в ООН и других международных организациях, однако по договоренности государств-участников возможно единое членство в международных организациях. Таким образом, Союзное государство имеет определенные черты конфедерации.
В Союзном государстве признаются и защищаются равным образом все формы собственности, деятельность иностранных юридических лиц до унификации законодательства государств-участников осуществляется в соответствии с законами этих государств и их договорами с третьими странами.
Вместе с тем Союзное государство имеет собственное имущество, порядок пользования и распоряжения которым регулируется актами Союзного государства. Оно создает свой бюджет из отчислений от бюджетов государств-участников. Союзное государство имеет свою государственную символику (ее устанавливает парламент Союзного государства), утверждаемую Высшим государственным советом, единую денежную валюту, но до ее введения на территориях государств-участников используются их денежные знаки. Граждане государств-участников одновременно являются гражданами Союзного государства, им обеспечиваются равные права. Они могут, в частности, создавать союзные общественные объединения. До введения единых документов, удостоверяющих личность, действуют документы государств-участников.
Договор устанавливает предметы исключительного ведения Союзного государства, а также предметы совместного ведения Союзного государства и государств-участников.
К предметам исключительного ведения относятся:
· создание единого экономического пространства;
· единая денежно-кредитная, налоговая, ценовая политика;
· единое законодательство об иностранных инвестициях;
· разработка и утверждение бюджета Союзного государства;
· пограничная политика;
· стандарты;
· создание системы и формирование органов Союзного государства и др.
К совместному ведению Союзного государства и государств-участников относится:
· принятие в состав Союзного государства других государств,
· координация в сфере внешней политики;
· совместная оборонная политика;
· унификация законодательства;
· взаимодействие в области демократических преобразований и защита основных свобод граждан;
· борьба с терроризмом, коррупцией;
· охрана окружающей среды и др.
По предметам совместного ведения принимаются Основы законодательства, директивы и резолюции.
Таким образом, многие положения договора свидетельствуют, что Союзное государство наряду с элементами конфедерации (в настоящее время) имеет существенные черты федерации.
Эта сторона Союзного государства еще более отчетливо видна при анализе его государственных органов. Такой анализ в совокупности с учетом других обстоятельств (размежевание компетенции, принятие обязательных решений для обоих государств органами Союзного государств; общее законодательство, создание региональной группы поиски др.), а также с общими целями (установление единой валюты и др.) свидетельствует, что по своей форме Союзное государство Белоруссии и России является конфедерацией с существенными и растущими элементами федерации и тенденцией превращения в федеративное государство.