Особенности правового положения республики в составе Российской Федерации
В состав Российской Федерации входит 21 республика: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан, Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика.
Республики в составе РФ имеют общие признаки с другими субъектами РФ, названные выше. Вместе с тем они как субъекты Федерации имеют ряд особенностей.
Прежде всего, от других субъектов РФ их отличает само название республика.
Данный термин (наряду с монархическими «королевство», «империя» т.д.) по традиции применяется к государству. Терминология для обозначения других субъектов заимствована из сферы автономии (автономная область, автономные округа) или административно-территориального деления (край, область, город федерального значения).
Согласно ч. 2 ст. 5 Конституции РФ, республики в составе Российской Федерации являются государствами.
Правда, данный термин употребляется в скобках, но это не изменяет его юридического значения. Республика в России — это государство в составе другого федеративного государства (РФ). Слово «государство» употребляется для характеристики субъектов федерации и в других странах («штат» от английского «state» в Австралии, США, Индии означает «государство»), но его значение переосмыслено (американские, малайзийские, бразильские или мексиканские штаты не рассматриваются как государства).
Республики в составе РФ неодинаковы по форме правления.
Одни из них приняли модель президентской республики (например, Башкортостан), другие — полупрезидентской (Коми), третьи — ближе к парламентарной (Карелия). В отличие от РФ все республики — унитарные государства. В некоторых республиках президент является главой государства, а Совет министров обладает исполнительной властью, в иных — президент одновременно глава государства и исполнительной власти. Демократические элементы в государственном режиме некоторых республик, отражая, в частности, национальную специфику, нередко представлены слабее, на светский характер республики оказывают определенное влияние традиционные для данной местности верования (буддизм, ислам). Качества социальной государственности в республиках проявляются по-разному. В некоторых «богатых» республиках есть дополнительные к федеральным социальные гарантии, в других — не реализуются гарантии, закрепленные на федеральном уровне, средства, выделяемые для этого из федерального бюджета, иногда расходуются на другие цели.
Будучи по Конституции РФ государствами, республики, как любой другой субъект Федерации, не обладают, однако, государственным суверенитетом.
Правда, в Федеративном договоре 1992 г говорится о «суверенных республиках», есть нормы о суверенитете и в конституциях некоторых республик, но эти положения не соответствуют Конституции РФ и поэтому не действуют. Начиная с 2000 г. законодательные органы республик вносят соответствуюшие поправки в свои конституции.
Не будучи суверенными государствами, республики не могут заключать международные соглашения политического характера с иностранными государствами и между собой (последнее иногда делалось), не вправе провозглашать своей исключительной собственностью землю, ее недра, природные богатства, хотя на практике эти положения не всегда соблюдаются. Они не должны вмешиваться в регулирование вопросов, отнесенных к предметам исключительного веления Федерации (это бывало; например, некоторые республики объявляли свою территорию безъядерной зоной). Границы между республиками и с другими субъектами РФ являются не государственными (международно-правовом смысле), а административными. Они отнюдь не всегда являются историческими границами коренных народов, как об этом говорится в конституциях некоторых республик. Происходившая при советской власти перекройка таких границ имела административный характер, иногда носила произвольный характер, особенно на Северном Кавказе.
Как и всякий субъект РФ республика имеет свою территорию. Территория республики — это пространственный предел ее власти, но использование государственной власти республики невозможно по вопросам предметов ведения Федерации и по вопросам совместного ведения Федерации и ее субъектов, если эти вопросы уже урегулированы Федерацией. В иных случаях республика в полной мере может использовать свою государственную власть на своей территории, при условии, что это соответствует Конституции РФ
Территория республики, как и территории других субъектов РФ, не может быть изменена без ее согласия, а границы между республиками, как и другими субъектами, изменяются только с их взаимного согласия.
В конституциях республик иногда говорится о формах волеизъявления народа республики при изменении ее территории, например, путем проведения референдума (Бурятия). Вместе с тем изменение территории и границ относится к совместным предметам ведения. Таким образом, участие Федерации необходимо в любом случае изменении территории республики, как и иного субъекта РФ.
Главное заключается не в том, чтобы прокламировать суверенитет, а чтобы иметь реальные возможности (материальные средства, вооруженные силы, экономический потенциал, численность населения, даже соответствующее географическое положение и т.д.), чтобы его осуществлять. Многих из этих возможностей у республик нет.
Обладая своей территорией, республика не имеет своих государственных границ.
Если республика граничит с сопредельными иностранными государствами, то граница является частью Государственной границы РФ. Ее режим определяется исключительно законами Федерации и международными договорами РФ с иностранными государствами.
В отличие от других субъектов РФ республика имеет свою конституцию (в других субъектах РФ их основные законы называются, говорилось, уставами).
Конституции принимаются республиками самостоятельно по процедуре, определенной самими республиками не нуждаются в утверждении органами государственной власти РФ.
В различных республиках предусмотрен неодинаковый порядок принятия новых конституций и изменении действующих. В некоторых из них не говорится о порядке принятия, а сказано лишь процедуре изменения (например, 2/3 голосов в каждой палате двухпалатного законодательного собрания Кабардино-Балкарии). В Карелии конституция принимается и изменяется только нижней палатой законодателынго органа, в Северной Осетии — Алании — однопалатным парламентом, в Калмыкии для прекращения действующей и принятия новой конституции (Степного уложения) необходим референдум В Бурятии для принятия новой конституции решением парламента, принятым 3/4 голосов, должно быть созвано Конституционное Собрание, а поправки к определенным главам принимаются 2/3 голосов однопалатного парламента (главы, соответствующие по содержанию гл. 1,2,9 Конституции РФ, не могут быть изменены). Предусмотрены и другие способы принятия и изменения конституций республик.
Как и другие субъекты РФ, республики имеют свои органы государственной власти (парламент, органы исполнительной власти), но в отличие от других субъектов Федерации в большинстве республик ее свои президенты (главы республик) и конституционные суды. В других субъектах РФ их главы администрации имеют другие названия (обычно это губернаторы), а соответствующие суды называются уставными.
Согласно Конституции РФ (ст. 68) республика вправе устанавливать свой государственный язык. Такого права нет у других субъектов РФ, в том числе создаваемых с учетом этнического признака (автономной области и автономных округов). Поскольку русский язык является государственным языком Федерации, в конституциях лик обычно говорятся о двух государственных языках: русском и языке титульной нации (Бурятия, Калмыкия, Коми и др.). Вместе с тем республики гарантируют всем народам, проживающим на их территории, сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Республики имеют свои столицы. Это города, являющиеся центрами политической жизни республик.
Особенности правового положения краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
Такие субъекты Федерации, как края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа обладают принципиальными общими чертами. Их различные названия не связаны с существенными особенностями правового положения, оно в принципе одинаково.
Эти особенности вытекают из того, что другие субъекты РФ
· не являются государствами,
· не имеют конституций,
· национального государственного языка.
У этих субъектов нет своих столиц, а есть административные центры.
Между ними имеются различия, хотя и незначительные, в сфере их правового положения. Свои особенности имеют автономные округа, входящие в состав другого субъекта, своеобразие правового положения Москвы вытекает из ее статуса столицы России.