Республики в составе Российской Федерации

Федеративный договор 1992 г., исходя из сложившихся традиций и политической ситуации, выделил в особую привилегированную категорию национальные республики в составе России. Конституция России (ч. 2 ст. 5) продолжила юридическое оформление такого вида субъектов Российской Федерации, как республики в ее составе, определив их как государства. Важнейшим атрибутом государственности этих субъектов и их первой отличительной чертой является право иметь свою конституцию. Причем, утверждение Основного закона республики в составе России федеральными органами власти не требуется. Конституция республик имеет высшую юридическую силу по вопросам, отнесенным к ведению республик. Так же как федеральная Конституция, она принимается и изменяется парламентом или в ином установленном республикой особом порядке.

В республиканских Конституциях закрепляются основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, организация и деятельность республиканских органов государственной власти и местного самоуправления, устанавливаются наряду с русским свой государственный язык и свои государственные символы (герб, флаг, гимн, столица). Государственная символика, наименование республики, официально зафиксированное в ст. 65 Конституции РФ, отражают национально-исторические традиции и дух нации, проживающей на данной территории. Второй отличительной чертой такого субъекта, как республики в составе Российской Федерации, является право устанавливать свои государственные языки (ч. 2 ст. 68 Конституции РФ). И в тех республиках, в которых титульная нация составляет большинство населения (таковых 6 из 21), и в республиках, где титульная нация не составляет большинство (Татарстан, Калмыкия), и в многонациональных республиках (Дагестан) может быть закреплено двуязычие и многоязычие. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик эти языки употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации – русским.

3. Края, области, города федерального значения

После 1992 г. Российская Федерация была преобразована таким образом, что бывшие административно-территориальные единицы – области и края смогли уравнять свой статус со статусом бывших автономных образований в составе Российской Федерации.

Ранее край, область были наиболее крупными административно-территориальными единицами. В России наличие краев было связано главным образом с тем, что в отличие от областей они имели в своем составе автономные образования (за исключением Приморского края). В подавляющем большинстве краев и областей преобладает русское население. В настоящее время край, область – качественно иное образование, нежели административно-террито­риальная единица, какой она была ранее. Края, области и города федерального значения – полноправные субъекты Российской Федерации, представляющие две трети от общего их количества.

Края, области, города федерального значения принимают свои уставы, учреждают свои органы власти, имеют свою символику.

Уставу края (области) присущи все признаки Конституции. Данный нормативный акт занимает высшее место в иерархии нормативных актов этого субъекта. Устав принимается законодательным (представительным) органом края (области) и вступает в силу в порядке, установленном субъектом Федерации. На современном этапе устав не нуждается в регистрации федеральными органами государственной власти.

Как и в других субъектах Федерации, в краях и областях избираются законодательные органы, именуемые по-разному. Порядок избрания и численность устанавливаются уставами и их избирательными законами. Органы исполнительной власти данных субъектов Федерации образуют единую систему с исполнительными органами Федерации.

Автономия в РФ

Автономия – широкое внутреннее самоуправление региона государства, а также особые права в сфере местного самоуправления, культуры, предоставляемым национальным меньшинствам (этническим группам). Видами автономий являются:

территориальная;

национально-территориальная;

национально-культурная.

Территориальная автономия означает определенную степень самостоятельности всех или большинства территориальных частей государства независимо от состава населения.

Национально-территориальное автономное образование создается с учетом этнических, бытовых и других особенностей компактно проживающих групп населения.

Национально-культурная автономия означает предоставление национальным меньшинствам, не составляющим значительных компактных групп в населении страны, а то и вовсе разрозненным, живущим вперемешку с другими этническими группами, прав и возможностей использовать свои культурные традиции, язык, религию и др.

Автономные округа и автономная область (Еврейская, ранее входившая в состав Хабаровского края) являются разновидностями территориальных или национально-территориальных автономий.

По численности и структуре населения все автономные округа невелики и многонациональны. Наибольший удельный вес коренной национальности – в Ненецком автономном округе (16,5%), наименьший – в Ханты-Мансийском (1,4%).

Особенность их правовой основы заключается в том, что каждый из указанных субъектов помимо своего устава при необходимости может иметь еще и специальный именной федеральный закон (эта возможность пока никем из них не реализована).

Вхождение автономного округа, автономной области в состав края, области не изменяет их конституционно-правовой природы как субъектов Российской Федерации. Это означает, что они утрачивают элементы своего статуса – территорию, население, систему государственных органов, устав, законодательство и т.п., а предполагает возможность по своему усмотрению распоряжаться тем объемом полномочий, который предоставлен им конституционными нормами. Более того, предусматривается возможность урегулирования взаимоотношений автономных образований с краем, областью, в состав которых они входят, путем заключения соглашения между ними.

Данная специфика статуса автономных округов не распространяется на Чукотский автономный округ, который (единственный из десяти автономных округов) считается непосредственно входящим в состав Российской Федерации, как и Еврейская автономная область.

Автономная область и автономные округа в равной мере со всеми субъектами Федерации представлены в Совете Федерации, а также избирают депутатов в Государственную Думу, что обеспечивает им представительство в законодательном органе Феде­рации.

Одним из институтов самоопределения является национально-культурная автономия, позволяющая гражданам Российской Федерации, принадлежащим к различным этническим общностям, в частности, малочисленным национальным меньшинствам, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования. Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение. Осуществление этого права не должно наносить ущерба интересам других этнических общностей.

Российское государство создает законодательную базу существования данной формы общественного объединения граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям.

К принципам существования национально-культурной автономии относятся:

свободное волеизъявление граждан при отнесении себя к определенной этнической общности;

самоорганизация и самоуправление;

сочетание общественной инициативы с государственной поддержкой;

многообразие форм внутренней организации национально-культурной автономии;

уважения языка, культуры, традиций, обычаев граждан различных этнических общностей;

законность.

Национально-культурная автономия является важным средством выявления и удовлетворения этнокультурных интересов граждан, достижения межнациональной стабильности, предупреждения конфликтов на этнической почве. К тому же она, являясь экстерриториальным общественным формированием, не ущемляет прав субъектов Российской Федерации, а расширяет их возможности и ответственность в осуществлении государственной национальной политики. Формы ее осуществления самые различные – создание и деятельность национально-культурных обществ, ассоциаций, фондов, клубов, воскресных школ и др.

Национально-культурные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными, федеральными. Они учреждаются, соответственно, на общих собраниях, конференциях и съездах, на которых образуются органы внутреннего управления автономии. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются национально-культурными автономиями самостоятельно в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях.

Наши рекомендации