Конституционно-правовой статус Российской Федерации и ее субъектов
Правовые основы статуса РФ.
Российская Федерация имеет международно-правовой статус в мировом сообществе государств и конституционно-правовой статус. Первый определяется международным правом (общепризнанными принципами и нормами международного права, многосторонними и двусторонними договорами, участником которых является Россия), второй — внутренним конституционным правом, которое тоже может иметь одним из своих источников договор.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации определяется
Декларацией о государственном суверенитете РСФСР 1990 г.,
Федеративным договором 1992 г. (в части, не противоречащей Конституции РФ),
а наиболее полно — Конституцией РФ.
Основы правового статуса РФ в Союзном государстве Белоруссии и России определяются Договором о создании Союзного государства, подписанным 8 декабря 1999 г. и вступившим в силу для России после ратификации Федеральным Собранием 26 января 2000 г.
положения, согласно которым его поэтапная реализация может потребовать внесения поправок и дополнений в конституции государств участников.
Россия, будучи федерацией, является сложным государством (состоит из 89 субъектов)
Как уже говорилось, она — суверенное государство, что подтверждено упомянутым выше договором Белоруссии и России. Вместе с тем, участвуя в межгосударственных объединениях, она может передавать им часть своих полномочий, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя. Как государство, Россия имеет свою территорию, определяемую прежде всего Законом о Государственной границе РФ 1993 г., а также другими федеральными актами и международными соглашениями (например, в отношении подвижной или условной территории — кораблей, самолетов под флагом российского государства и др.).
Территория РФ состоит из территорий субъектов Федерации (подвижная территория — ее крайне незначительная часть) и составляет государственное единство, государственную целостность.
Как говорилось, она включает сушу, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними. Это — пространственный предел государственного суверенитета. Суверенитет распространяется также на условную территорию. Вопросы государственной территории находятся в федеральном ведении (п. «б» ст. 71 Конституции РФ). Это значит, что только Федерация (ее высшие органы, народ путем референдума) может решать вопрос об уступке или приобретении территории. Вопросы об уступке конституционным правом не урегулированы, а увеличение территории возможно в соответствии с Законом 2001 г. о порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ1.
Российское государство имеет суверенные права и осуществляет юрисдикцию в отношении других частей Земли, которые не входят в состав государственной территории. К таким частям относятся континентальный шельф и исключительная экономическая зона. В соответствии с законами о континентальном шельфе (1995 г.) и об исключительной экономической зоне РФ (1998 г.) субъекты Федерации не вправе без разрешения федеральных властей осуществлять на шельфе и в исключительных экономических зонах хозяйственную деятельность. Из положения о государственной целостности федеральной территории вытекает правило, что субъекты РФ не могут без участия федерации решать вопросы об уступке территории зарубежным государствам, о приобретении территории у них, об изменениях федеральной границы.
Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, защищая тем самым территориальную неприкосновенность ее субъектов. Она гарантирует также защиту установленного в них конституционного порядка, если он соответствует Конституции РФ. Хотя таких положений Конституция РФ не содержит, они считаются общепризнанными в конституционном праве многих федеративных государств мира.
Из суверенитета Российской Федерации вытекает ее право внешнеполитических и иных международных отношений с иностранными государствами.
Внешнеполитические отношения — исключительная компетенция Федерации (их следует отличать от внешнеэкономических, культурных и других связей). Осуществляя внешнеполитическую деятельность, Федерация представляет и защищает интересы всей страны и интересы каждого из ее субъектов. Она заключает международные и межгосударственные договоры, соглашения, участвует в работе международных организаций, в системах коллективной безопасности, в межгосударственных союзах.
Во внешнеэкономических и некоторых других международных отношениях могут участвовать и субъекты РФ, но в определенных пределах и с ведома соответствующих федеральных органов.
Важный элемент конституционно-правового статуса Российской Федерации — единое гражданство.
Об этом уже говорилось в лекции по Гражданству РФ.
Вопросы гражданства РФ, основания приобретения, утраты, обжалования решений по вопросам гражданства, порядок разрешения споров по вопросам гражданства между Федерацией и ее субъектами регулируются на основе Конституции РФ Федеральным законом о гражданстве 2002 г. Защита интересов граждан РФ за рубежом осуществляется органами Федерации, ее дипломатическими и консульскими представительствами.
Неотъемлемой чертой конституционно-правового статуса РФ является создание общих для всей Федерации органов государственной власти: законодательных, исполнительных, судебных.
Федерация имеет главу государства — Президента РФ, Федеральное Собрание — Парламент РФ, Правительство, Конституционный Суд, систему общих судов, прокуратуру и т.д.
Российская Федерация обладает единой правовой системой.
Она включает
· нормативные акты федеральных органов,
· акты субъектов РФ и
· акты органов местного самоуправления.
Частью этой системы являются локальные подсистемы в субъектах РФ, принимающих свои
· конституции,
· законы,
· кодексы законов и
· иные акты.
В рамках муниципальных образований тоже может действовать местная подсистема правовых актов, основанная на уставе муниципального образования акты образуют не конституционное, а местное муниципальное право). Разные акты могут по-своему регулировать те или иные отношения. Однако в силу верховенства федеральной Конституции и федерального права местное правотворчество развивается в соответствии с принципами федеральных правовых актов и не может им противоречить. В этом состоит суть единства права в Российской Федерации. В конце 2000 г. создан Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ.
Общим признаком федерации как государства является институт федерального принуждения ее субъектов к выполнению федеральной конституции и соответствующего ей законодательства.
В Конституции РФ, в отличие от основных законов многих других федераций, отсутствуют нормы, устанавливающие основания для федерального вмешательства, однако закреплены положения, допускающие его возможность. В ч. 4 ст. 78 устанавлено, что Президент и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ. Есть и другие положения, гласящие, что Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности (ч. 2 ст. 80). Имеются также международно-правовые акты, которые можно использовать для законного федерального принуждения. Таков, например, Дополнительный протокол 1977 г. к Женевским соглашениям 1949 г., ратифицированный СССР и являющийся в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы на основе правопреемства. В нем предусмотрена обязанность правительства всеми законными средствами восстанавливать порядок в государстве или защищать национальное единство и территориальную целостность государства (ч. 1 ст. 3). С этой целью могут быть использованы такие средства, как введение чрезвычайного положения, приостановление действия актов исполнительной власти, в том числе субъектов Федерации, противоречащих федеральным законам (что и делалось однократно), роспуск законодательного собрания субъекта РФ, от-ешение от должности главы его администрации.
Конституционно-правовой статус России как федерации предполагает не только федеральное вмешательство, но и участие ее субъектов в решении общефедеральных вопросов (формы такого участия рассматриваются ниже).
Российская Федерация как субъект права имеет свою собственность.
В России разграничивается
· федеральная собственность,
· собственность субъектов РФ и
· муниципальная собственность.
В соответствии с постановлением Верховного Совета России от 27 декабря 1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» г. к исключительной федеральной собственности относятся:
1) объекты, составляющие основу национального богатства страны. В их числе ресурсы континентального шельфа, территориальных вод, морской экономической зоны, особым образом используемые объекты (например, курорты, заповедники, объекты историко-культурного наследия и художественной ценности. Существует Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. Сюда входят, например, Государственный академический Мариинский театр (г. Санкт-Петербург), Государственный историко-культурный и этнографический музей-заповедник Кижи (Спасо-Кижский погост в Республике Карелия), Госфильмофонд РФ (Московская область), Российский государственный архив древних актов (г. Москва);
2) объекты, необходимые для функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач (государственная казна, имущество Вооруженных Сил, имущество учреждений, финансируемых из государственного бюджета, включая высшие учебные заведения, объекты Российской академии наук и др.);
3) объекты оборонного производства (все предприятия, производящие элементы и системы вооружения, взрывчатые, отравляющие, радиоактивные, расщепляющиеся материалы, научно-исследовательские и опытно-конструкторские объекты этого рода, независимо от доли военных заказов, космические аппараты и т.д.);
4) объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и других отраслей (предприятия добывающей промышленности, кроме добычи местного сырья, топливно-энергетического комплекса, железнодорожного, трубопроводного, воздушного транспорта, связи, телевизионные и радиоцентры, сортоиспытательные станции, предприятия по производству ценных пород рыб, фармацевтической промышленности и т.д.).
Объекты федеральной собственности могут передаваться в государственную собственность субъектов РФ (например, предприятия, занимающие доминирующее положение на местных рынках товаров, предприятия энергетического машиностроения, санаторно-курортные учреждения и др.).
Некоторые объекты федеральной собственности (например, недра) могут находиться в совместном владении, пользовании и распоряжении Федерации и ее субъектов.
Принципиальная черта России как федерального государства — установление Конституцией РФ единства экономического пространства и единство денежной и кредитной политики.
Официальной денежной (валютной) единицей на территории РФ является рубль. Эмиссия денежных знаков, введение их в обращение и изъятие из обращения возлагается исключительно на Центральный банк РФ, который организует также денежное обращение, устанавливает единые правила кредитования и кредитных расчетов.
Одна из важнейших характеристик конституционно-правового статуса России — единые Вооруженные Силы. Только Федерация определяет структуру и организацию Вооруженных Сил, разрабатывает и проводит оборонную политику, решает вопросы войны и мира, производит, продает и покупает оружие, боеприпасы, военную технику. Федеральные органы осуществляют призыв на военную службу, распоряжаются Вооруженными Силами.
Существенным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является федеральный государственный язык.
Согласно ч. 1 ст. 68 Конституции РФ государственным языком на всей территории РФ является русский язык.
Связано это с тем, что большинство населения — русские, а подавляющее большинство лиц многих других национальностей считают русский язык своим родным языком. Иное решение данного вопроса невозможно по объективным причинам: в Федерации проживают лица более 190 национальностей. Признание русского языка государственным означает, что на нем ведется работа в законодательных и исполнительных органах государственной власти, в судах, прокуратуре, он обязательно изучается в общеобразовательных учреждениях, на нем публикуются официальные документы. Он является основным средством межнационального общения народов РФ. При этом законодательство РФ предусматривает равные права народов России на сохранение, развитие, государственную поддержку их языков.
Как уже отмечалось, федеративная структура России находит свое выражение в конституционно установленном разграничении компетенции.
Правовой статус РФ характеризуется тем, что важнейшие вопросы отнесены к сфере исключительных предметов ведения Федерации, ее полномочиям.
Это означает, что только органы государственной власти Федерации (президент, парламент, правительство) могут осуществлять соответствующее нормативное регулирование, а подчиненные им органы, в том числе федеральные территориальные органы, находящиеся в субъектах РФ, могут осуществлять текущую управленческую деятельность по этим вопросам.
Предметы ведения Федерации закреплены в п. 1—18 ст. 71 Конституции РФ.
Наконец, необходимым элементом конституционно-правового статуса РФ являются ее государственные символы (Государственный герб, Государственный флаг и др.), о которых говорилось выше.