Принципы российского федерализма
Российская Федерация — сложное государство, которое состоит из государств (республик) и государственных образований.
Это обстоятельство обусловливает многие принципы российского федерализма, закрепленные в праве, такие как:
· государственная целостность,
· единство государственной власти и ее системы,
· равноправие народов и равноправие субъектов РФ,
· право народов на самоопределение в рамках Федерации,
· разграничение предметов ведения между ней и ее субъектами и полномочий между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ,
· равное гражданство,
· равный для всех субъектов стандарт основных прав и обязанностей человека и гражданина,
· верховенство федерального права.
Государственная целостность. Федеративное устройство России основано на государственной целостности (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ).
Государственная целостность включает единство территории, государственного суверенитета, экономического пространства, правового пространства.
Единство территории связано прежде всего с единой Государственной границей РФ. Границы субъектов с другими государствами (границы областей РФ с Украиной или Казахстаном, некоторых республик РФ с Грузией и т.д.) являются частями Государственной границы РФ. Правовое положение границы регулируется федеральным законодательством.
Территория России, находящаяся внутри государственной границы, — не просто сумма территорий ее субъектов, а определенная федеральная целостность. Кроме того, частями федеральной территории являются и другие объекты. Таким образом, складывается понятие единой федеральной территории.
Государственная целостность предполагает единый государственный суверенитет. Конституция РФ отказалась от подхода советских конституций тоталитарного социализма, когда провозглашался суверенитет субъектов (союзных республик СССР) и право их выхода из федерации.
Государственным суверенитетом теперь обладает лишь Федерация.
Тем самым исправлены положения Федеративного договора 1992 г., поскольку, согласно п. 1 заключительных и переходных положений Конституции РФ, «в случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора... действуют положения Конституции Российской Федерации». Противоречащие ей положения, которые содержались в конституциях некоторых республик и уставах ряда субъектов РФ (о суверенитете республик, о праве решать вопросы войны и мира, внешней политики, регулировать военную службу, о верховенстве законов субъектов РФ над федеральными, об исключительном праве субъектов РФ на природные ресурсы и др.), и аналогичные положения некоторых договоров между органами государственной власти РФ и ее субъектов после принятия Закона от 29 июля 2000 г. и решений Конституционного Суда РФ 2000 г. исправляются (в отдельных субъектах конституции и уставы приняты в новой редакции, а некоторые договоры по взаимному согласию органов государственной власти РФ и ее субъектов отменены), хотя этот процесс не завершен.
Государственная целостность предполагает единое экономическое пространство, т.е. единую денежную систему (были попытки отдельных республик в составе РФ выпускать свои временные денежные знаки), запрещение всяких таможенных барьеров между субъектами (иногда они создавались). Не допускается установление каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ).
Единство правового пространства находит свое выражение прежде всего в том, что на всей территории РФ, в каждом субъекте действуют Конституция и законы РФ, принцип верховенства федерального права.
Единство государственной власти и ее системы.
Часть 3 ст. 5 Конституции наряду с другими принципами устанавливает, что федеративное устройство России основано на единстве системы государственной власти.
Это означает, что все органы государственной власти на территории РФ
составляют единую иерархическую систему,
образуются и действуют на единой законодательной базе.
Эта организация должна опираться на принципы, закрепленные в Конституции РФ (республиканская форма правления, разделение властей, различие государственной власти и местного самоуправления и др.). Принципиальное сходство организации органов государственной власти в различных субъектах определяется Федеральным законом об основных принципах организации государственной власти в субъектах РФ 1999 г.
Единство системы государственной власти в условиях федерации, где существует федеральная государственная власть и государственная власть ее субъектов, предполагает иерархию властей. Государственная власть федерации представляет народ всего сообщества, государственная власть субъекта — власть части народа на его территории. Первая суверенна, вторая — нет. Федеральная государственная власть ограничена только теми полномочиями, которые федеральная конституция закрепляет за субъектами, государственная власть субъектов ограничена и подчинена государственной власти федерации. Отсюда проистекают возможность федерального принуждения в отношении субъектов и многие другие выводы, рассматриваемые ниже.
Равноправие народов и субъектов РФ.
Для правильного понимания данного вопроса прежде всего необходимо внести ясность в понимание термина «народ». Народ – это все население определенной страны, либо различные формы этнических общностей (племя, нация, народность, или вообще – люди).
Термин «народ» близок по смыслу к термину «нация». Нация – это историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и характера.
Термин «народ» употребляется в российской Конституции в нескольких значениях.
Во-первых, говорится о многонациональном народе России как социально-политической общности. В социальном отношении народ в основном совпадает с населением, в политическом отношении — это прежде всего граждане, составляющие корпус избирателей, принявшие, как указано в преамбуле, Конституцию РФ.
Во-вторых, в ее ст. 9 речь идет о народах, проживающих на определенной территории, основой жизни и деятельности которых являются земля и другие природные ресурсы. В данном случае имеются в виду прежде всего территориально-политические коллективы, которые могут иметь этнический характер (например, малочисленные коренные народы Севера), а могут представлять население субъекта РФ (в уставах русскоязычных областей, краев также говорится о народе этих образований).
В-третьих, Конституция говорит о народах России, обладающих равноправием и правом на самоопределение (преамбула и ч. 3 ст. 5). В этом случае речь идет преимущественно об этнических группах (понятие этноса объединяет понятия нации, народности, этнической группы и др.).
В Конституции Якутии сказано о народе, создавшем данную республику; в преамбуле Конституции Бурятии — о многонациональном народе Бурятии, объединившем в ходе исторического развития бурят, русских, эвенков и граждан других национальностей; в конституциях Мордовии, Марий Эл, Хакасии и др. — о многонациональном народе этих республик. Устав (Основной закон) Краснодарского края 1993 г. называет многонациональным народ края, о народе (населении) речь идет в Уставе Кировской области 1996 г. и т.д.
Термин «народ» употребляется в некоторых уставах муниципальных образований. Их жители, пользующиеся политическими правами, создают органы местного самоуправления, решают свои вопросы на местных референдумах.
Таким образом, термин «народ» в российском конституционном праве не имеет узкого этнического содержания: это и этническая, и социальная, и политическая, и территориальная общность.
Равноправие народов, образовавших субъекты РФ, выражается в том, что все они имеют основные законы (конституции, уставы), принятые самими субъектами и определяющие основы их жизни в соответствии с Конституцией РФ, создают органы государственной власти и управления, имеют право законодательства. Равноправие субъектов выражается в общем для них определении предметов ведения. Наконец, согласно п. 4 ст. 5 Конституции РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Это означает, в частности, что в Федерации не может быть каких-либо привилегированных субъектов.
На деле, однако, полного равноправия не существует. Сама Конституция РФ устанавливает по существу разные ранги субъектов, называя одни из них (республики) государствами, предоставляя им право иметь свою конституцию и свой государственный язык (в дополнение к русскому), тогда как другие этого лишены. Неравноправие субъектов связано с упомянутыми выше договорами между Федерацией и ее субъектами, вводящими неодинаковое перераспределение полномочий.
Право народов Российской Федерации на самоопределение.
Все народы РФ имеют равное право на самоопределение, т.е. на самостоятельное определение способов организации экономических, социальных, политических и духовных начал своей жизни.
Самоопределение народов различных частей России осуществлялось в различных формах — республик, краев, автономных округов и др., что и было подтверждено договорной формой (Федеративным договором). В своих конституциях и уставах они закрепили экономические, социальные политические, духовные основы жизни, основные права человека и гражданина. Все народы сохраняют за собой право изменить форму своей политической организации, но в рамках Российской Федерации, т.е. не имеют права выхода из нее.
Они могут избрать лишь иную территориально-государственную форму (например, преобразовать край в область, автономный округ в другую единицу, объединить несколько субъектов по взаимной договоренности и т.д.). Это означает также, что, оставаясь в составе Федерации, они не вправе изменять экономический строй (например, запретить частную собственность), социальную систему (провозглашать какой-либо социальный слой передовым и ведущим), политический строй (ввести монархию), основы духовной жизни (провозгласить обязательную идеологию). Провозглашение одностороннего выхода из состава Федерации, установление иного общественного и государственного порядка антиконституционно.
Федеральные войска с 1994 г. ведут вооруженные действия в Чечне — субъекте РФ. Прежнее руководство республики заявило о выходе из состава РФ и создало криминальное государство, а формируемые там бандитские вооруженные отряды вместе с иностранными наемниками совершают террористические действия на территории других субъектов РФ.
Разграничение предметов ведения и полномочий.
Поскольку в федерациях действуют две, хотя и неравные, государственные власти, существует разграничение предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов. Обычно такое разграничение связано прежде всего с законодательной сферой. Разграничение предметов ведения и полномочий в федерациях осуществляется неодинаково: в Германии — иначе, чем в Индии, а в Эфиопии — не так, как в них.
Единый и равный для всех субъектов РФ стандарт основных прав и обязанностей человека и гражданина. Статья 6 Конституции РФ устанавливает, что каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией.
Это значит, что субъекты РФ не вправе изменять конституционный статус личности. Однако бывает, например, что вводится требование знания местного языка для кандидатов на некоторые выборные должности, что нарушает единый стандарт основных прав и обязанностей человека и гражданина на всей территории Федерации.
Положения Конституции РФ имеют цель создать симметричную структуру Федерации. В некоторых отношениях эта цель достигнута. Вместе с тем сама Конституция заложила определенные элементы асимметрии (разнородность субъектов и др.). Договоры о разграничении полномочий и предметов ведения усилили асимметрию. Однако вряд ли следует считать, что симметрия — всегда хорошо, а асимметрия — плохо. Все зависит от конкретных условий страны (США асимметричны, хотя сами штаты равноправны, а в Индии штаты имеют разное правовое положение).
Верховенство федерального права. Часть 2 ст. 4 Конституции РФ устанавливает, что федеральная Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Законы 2000 г. предусматривают механизм для приведения правовых актов субъектов РФ и актов муниципальных образований в соответствие с федеральным законодательством, а также ответственность за издание нормативных правовых актов, противоречащих федеральной Конституции и федеральным законам.
вносит в него изменения), не принимает иных мер, предусмотренных решением суда, используются полномочия Президента РФ, предусмотренные Законом от 29 июля 2000 г. Президент выносит предупреждение законодательному органу субъекта РФ, принявшему акт, противоречащий федеральному закону. Такое предупреждение ограничено сроком: оно может быть вынесено не позднее чем в течение года со дня решения суда. Если в течение трех месяцев со дня предупреждения законодательный орган субъекта РФ не принял мер по исполнению решения суда, Президент РФ вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа субъекта РФ. Государственная Дума обязана в течение двух месяцев рассмотреть проект. Таким образом, вопрос о роспуске решает парламент РФ, поскольку решение Думы, если оно предусматривает роспуск, передается в Совет Федерации, и он принимает решение или не приступает к рассмотрению закона в установленный срок. В последнем случае законом становится текст, принятый Думой. Кроме того, Президент РФ может обращаться в законодательный орган субъекта РФ с представлением о приведении в соответствие с Конституцией РФ, федеральными законами закона или иного правового акта, принятого законодательным (представительным) органом субъекта РФ.
Закон от 29 июля 2000 г. предусматривает также ответственность высших должностных лиц (органов исполнительной власти) субъектов РФ за принятие правовых актов и совершение действий, противоречащих Конституции РФ и вызвавших указанные выше вредные последствия. В данном случае необходимо решение суда, устанавливающее срок для отмены или исправления акта, или указ Президента РФ о приостановлении действия нормативного акта высшего должностного лица (исполнительного органа) субъекта РФ. В течение двух месяцев после приостановления Президентом РФ акта высшее должностное лицо (исполнительный орган) субъекта РФ может обратиться в суд. Если высшее должностное лицо (исполнительный орган) в течение двух месяцев уклоняется от исполнения решения суда, Президент РФ выносит предупреждение такому должностному лицу (исполнительному органу). Если в течение месяца со дня вынесения предупреждения высшее должностное лицо (руководство высшего исполнительного органа) субъекта РФ не приняло мер по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения, Президент РФ отрешает высшее должностное лицо (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ от должности.
Кроме того, Президент РФ вправе по мотивированному представлению Генерального прокурора РФ в порядке, установленном уголовно-оцессуальным законодательством РФ, временно отстранить высшее должностное лицо (руководителя исполнительного органа) субъекта РФ от исполнения обязанностей в случае предъявленного такому лицу обвинения в совершении тяжкого преступления (поскольку президенты и губернаторы субъектов РФ теперь не являются членами Совета Федерации, они утратили депутатский иммунитет).
Если Президент РФ временно отстраняет высшее должностное лицо субъекта РФ, его обязанности в этот период исполняет лицо, предусмотренное конституцией (уставом) субъекта РФ. Если в случае отрешения от должности конституцией (уставом) субъекта РФ порядок временного замещения не предусмотрен, Президент РФ может назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ на период до проведения выборов и вступления в должность избранного высшего должностного лица.
Аналогичные меры ответственности предусмотрены для муниципальных представительных органов и должностных лиц, если они нарушают конституционный принцип верховенства федерального права.