Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов.

Система органов государственной власти основана на принципе разделения властей не только по горизонтали, т.е. между законодательной, исполнительной и судебной властями, но и по вертикали — разграничения полномочий различных видов органов РФ и ее субъектов. Конституция РФ устанавливает рамки полномочий для каждою вида федеральных органов, за пределы которых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации.

Реализуя принцип разделения властей по вертикали, свойственный сегодня практически всем демократическим государствам, и признавая при этом в достаточно широком масштабе права на самостоятельность субъектов Федерации, Российская Федерация не только значительно увеличивает круг реальных носителей власти и добивается разграничения их полномочий, т.е. создает систему, в которой каждый орган осуществляет государственные полномочия по строго определенному кругу вопросов, и только вся система в совокупности реализует государственную власть в целом.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что разграничение ком-петенции между органами власти Федерации и ее субъектов базиру-ется на добровольном признании субъектами Федерации приоритета ее задач и целей, а следовательно, на ограничении субъектов в их правах.

4. Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.

В Российской Федерации равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях.

Народы Российской Федерации пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание своей формы государственности.

В настоящее время в РФ имеются: 21 республика, одна автономная область и 10 автономных округов. Все они являются формой объединения многих народов. Это означает, что десятки народов имеют в РФ свою государственность, а следовательно, реализовали на практике право на самоопределение: верховенство и независимость в решении вопросов внутренней жизни и взаимоотношений с другими народами; свободное волеизъявление в избрании формы государственности: равенство прав во всех вопросах государственного строительства, развитии национальной культуры, национального языка и др. Однако это право может быть реализовано либо только в рамках РФ, либо в любой другой форме, но лишь с согласия Российской Федерации.

Равноправие субъектов РФ е их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

РФ (ст. 5) состоит из рес публик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов — равноправных субъектов РФ. Это равноправие означает, что все субъекты РФ обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе РФ не может быть одних субъектов, имеющих здесь какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. Именно в этом смысле все субъекты, находящиеся в составе РФ, равноправны.

Следует отметить, что равноправие субъектов Федерации не означает их равного статуса, который определяется законодательными актами различной юридической силы. Различен и круг полномочий субъектов Федерации. Республика в составе РФ является полугосударством, и она, конечно, не может иметь одинаковые права, скажем, с автономным округом. Вместе с тем, бесспорно, равноправными между собой являются все республики в составе РФ, все области и края, города федерального значения, автономная область, все автономные округа.

Принципы государственного устройства РФ тесно взаимосвязаны. Их главная цель и практическое назначение состоят в том, чтобы способствовать успешному государственному строительству в РФ.

Правовое государство

Российская Федерация является правовым государством (ст. 1).

Рассматривая РФ как правовое государство, следует иметь в виду, что речь идет не о каком-то особом типе государства, а об определенном, весьма высоком уровне его развития. При этом правовое государство представляется в виде некоего эталона или образца, которому согласно либерально-демократическим воззрениям должны следовать все другие государства.

Сущность идеи правового государства — его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Главное в идее правового государства — связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, защита граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов.

Правовым является такое государство, которому присущи следующие признаки: 1) подчиненность праву; 2) верховенство конституции; 3) верховенство закона; 4) приоритет международного права; 5) равенство всех его граждан перед законом и судом; 6) взаимная ответственность государства и личности; 7) приоритет прав и свобод человека и гражданина; 8) независимость суда в механизме государственной власти; 9) разделение властей; 10) целостность системы законодательства; 11) реальная обеспеченность прав и свобод личности и др.

Рассмотрим некоторые из перечисленных признаков.

Подчиненность праву. Правовое государство характеризуется тем, что оно ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объедине-ния и граждане.

Необходимо отметить, что в правовом государстве государственные органы в правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности ограничиваются не только нормами права, установленного в нормативных актах государства, но и идеальным, справедливым правом, в качестве которого можно выделить, например, естественные права человека. В правовом государстве подчиненность праву носит всеобщий характер: деятельность всех граждан государства, иностранных граждан, лиц без гражданства, общественных организаций должна соответствовать правовым .нормам государства. Тем самым обеспечиваются реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надежный, гарантированный правовой статус, юридическая защищенность.

В правовом государстве должны соблюдаться все правовые нормы. Однако исключительно важно, чтобы сами эти нормы в полной мере отвечали воле и интересам народа. Добиться такого положения можно только в том случае, если правовые нормы будут соответствовать законам — нормативным актам, принятым законодательным органом РФ и регулирующим наиболее важные общественные отношения.

Верховенство закона. Верховенство закона выражается в том, что основополагающие общественные отношения во всех сферах общественной и государственной жизни регулируются законами, через которые и воплощаются высшие правовые начала. Верховенство закона означает также его всеобщность, не оставляющую не урегулированными законом наиболее существенные области жизни общества, не допуская их регулирования подзаконными актами. Верховенство закона означает также утверждение его господства, т.е. такого его положения, когда выраженные в нем начала и устои общества непоколебимы, а все субъекты общественной жизни без всякого исключения подчиняются его нормам. «Органы госу-дарственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ч. 2 ст. 15 Конституции). Являясь высшей формой выражения государственной воли народа, законы обладают наибольшей юридической силой по отно шению ко всем иным нормативным актам государства и составляют основу всей системы права. Поэтому, провозглашая и обеспечивая верховенство закона, правовое государство тем самым утверждает в обществе коренные принципы и ценности конституционного строя, выраженные в законах, проводит в жизнь его главные идеи.

Верховенство конституции. Правовое государство — это прежде всего конституционное государство. Конституция является центром правовой системы. На ее базе строится механизм законности. В правовом государстве Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 15).

Высшая юридическая сила Конституции включает нормы Конституции в единую систему норм российского права. Последовательным развитием этой тенденции является учреждение конституционного правопорядка. Вместе с естественным правом Конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. За нарушения законодатедства все должностные лица несут ответственность (уголовную, административную). Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа правового государства, изменяющее баланс власти и свободы, а значит, создающее угрозу правам и свободам человека и гражданина.

Признание общепризнанных принципов и норм международного права составной частью правовой системы РФ и других государств, обладающих суверенным правом устанавливать правовые нормы, означает признание необходимости единою цивилизованного подхода к правовому регулированию основных вопросов жизни мирового сообщества в целом, прав человека, взаимоотношений государств. Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества. Тем самым через соответствие нормам международного права происходит своеобразная унификаиия национальных правовых систем на самом высоком уровне, гарантий прав и свобод человека и гражданина, демократии и социального прогресса. Этим объясняется включение данного принципа в конституции США, ФРГ, Франции и многих других государств. Приведение внутригосударственного законодательства в соответствие с нормами международного права обеспечивает дополнительные гарантии прав и свобод человека, возможность их международно-правовой зашиты, реализации всего комплекса прав и свобод при предоставлении политического убежища на территории другого государства в случае их незаконного нарушения в государстве гражданства или местопребывания.

Россия придерживается дуалистической концепции, признающей равенство и международного и внутригосударственного права. В том случае, если международный договор был ратифицирован (либо признан обязательным для России в иной форме), РФ обеспечивает его приоритет перед национальным законодательством согласно принципу «договоры должны соблюдаться». В иных случаях Россия вправе самостоятельно решать вопрос о приоритете международного или национального права.

Данный признак неразрывно связан с верховенством конституции, так как нормы о приоритете международного права содержатся конституциях государств.

Возможность применения международного права во внутренних правовых системах в большинстве случаев зависит от положений титуиий государств. Например:

1) конституции ряда стран объявляют международное право в целом, международное обычное право и международное договорное право частью внутреннего права. В этом случае индивиды, частные и публичные организации или государственные органы могут ссылаться на положения международного права в обоснование своих исков, предъявляемых во внутренних судах. Это означает, что в рассматриваемой группе стран права и обязанности индивидов могут непосредственно регулироваться нормами, источником которых является международное право;

2) многие страны считают, что предписания международного права могут применяться внутри страны только в том случае, если они трансформированы во внутреннее право соответствующим внутренним нормативным актом. Такой подход основан на концепции, согласно которой международное и внутреннее право являются совершенно различными правовыми системами. Поскольку нормы международного права регулируют отношения государств, а не индивидов, основаны на весьма своеобразных источниках и зачастую неконкретны, выдвигается тезис, что любое внутригосударственное применение таких норм требует принятия внутренних законов или иных правовых актов, способных трансформировать положения международною права в понятные внутренним субъектам права правовые предписания.

Будучи полноправным членом мирового сообщества, РФ устанавливает: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью своей правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч. 4 ст. 15).

Равенство всех граждан перед законом и судом. Правовым может быть лишь такое государство, в котором обеспечено равенство всех его граждан перед законом и судом.

Согласно Конституции РФ (ст. 19) в Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности, к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Взаимная ответственность государства и личности — обязательность закона не только для граждан, но и для самого государства.

В нашей стране при характеристике взаимоотношений государства с гражданами многие годы было принято подчеркивать их ответственность перед государством, рассматривать права и свободы граждан как своеобразный дар государств гражданам, за который они должны быть ему благодарны. Однако в правовом государстве ответственность не может быть односторонней. Для него характерны такие регулируемые законом взаимоотношения с гражданами, при которых государство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обшеству, а не какой-либо его части, ответственны перед человеком и гражданином, рассматривают человека, его жизнь и здоровье, личную неприкосновенность и безопасность, другие права и свободы, честь и достоинство в качестве высшей ценности, обеспечивают их защиту от любого произвола, считают признание, соблюдение и защиту прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина главной обязанностью государственной власти. А граждане в свою очередь несут ответственность перед государством и обеспечтгаают защиту его интересов.

Принцип правового государства преследует двойную цель: в равной мере ограничивать и обеспечивать деятельность государства таким образом, чтобы гарантировать права и свободы человека, справедливость и правовую защищенность его как в отношениях с государственной властью, так и между индивидами.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов и должностных лиц, опирающихся на прочное закрепление в конституции и законах и соответствующих естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. Правам и свободам посвящена гл. 2 Конституции РФ.

Наши рекомендации