К разделу 7. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Акты местного самоуправления могут признаваться источниками конституционного права, если
они:
расширяют права граждан на участие в управлении государством; устанавливают гарантии для
решения населением всех вопросов местного значения; устанавливают правила торгово-бытового
обслуживания населения; определяют размеры местных налогов и сборов; устанавливают денежное
содержание муниципальных служащих.
2. Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется:
запретом на ограничение прав местного самоуправления; правом на судебную защиту;
ограничением прокурорского надзора за ним; правом на получение беспроцентных ссуд от
негосударственных банков; самостоятельностью распоряжения земельными ресурсами.
3. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает:
решение населением вопросов местного значения; пользование и распоряжение муниципальной
собственностью; государственную безопасность; охрану участков государственной границы; призыв
молодежи на военную службу.
4. Местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется в:
городских поселениях; сельских поселениях; городах федерального значения; автономных
образованиях; республиках.
5. Органы местного самоуправления самостоятельно:
управляют муниципальной собственностью; утверждают местные бюджеты; устанавливают
налоги; управляют жилым фондом на своей территории; руководят транспортным обслуживанием
населения.
6. Субъектами законодательного процесса, имеющими право вносить предложения о пересмотре
Конституции Российской Федерации, являются:
Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума;
Президент РФ, Государственная Дума, Правительство РФ;
Верховный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ; Исполнительные органы субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Задачи для самостоятельного решения (внеаудиторная работа)
Задача 1.
ООО “Петух” и ЗАО “Тромбон” получили разрешение от Администрации Санкт-
Петербурга на использование в своей коммерческой рекламе изображения герба и гимна
Санкт-Петербурга. Прокурор Санкт-Петербурга внес в Администрацию города
представление о нарушении Устава Санкт-Петербурга, поскольку Уставом зафиксировано
описание герба как символа Санкт-Петербурга, и, будучи государственным символом, герб
не может использоваться в коммерческой деятельности.
Одновременно против ЗАО “Тромбон” и Администрации Санкт-Петербурга было
возбуждено гражданское дело по защите авторских прав на музыку гимна Санкт-Петербурга композитора Рейнгольда Глиэра. От имени автора балета “Медный всадник” выступали его наследники Ирина и Санта Глиэр.
Нормы каких отраслей права подлежат применению в указанной ситуации? В чем отличия
публично-правового от частно-правового метода регулирования? Каков предмет
регулирования конституционного права?
Задача 2.
Указом Президента Российской Федерации № 1444 от 7 августа 2000 года было утверждено
Положение об Управлении делами Президента, которому были переданы полномочия по
материально-техническому обеспечению деятельности федеральных органов
государственной власти, в том числе Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации. Данный Указ был оспорен в Конституционном Суде Российской
Федерации на том основании, что Конституция не предоставляет Президенту РФ права
осуществлять материально-техническое обеспечение деятельности парламента.
Представитель Президента возражал, ссылаясь на то, что Конституция не запрещает
Президенту осуществлять указанную деятельность.
Какое решение следует вынести Конституционному Суду?
Задача 3*.
В уставе Владимирской области указано, что губернатор области является государственным служащим, причем его статус определяется законодательством о государственной службе и трудовым законодательством. Однако ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации” относит государственные должности, прямо предусмотренные уставами субъектов Российской Федерации, к категории “А”, а лиц, которые замещают эти должности, не относит к государственным служащим.
Закон о “Об основах государственной службы Российской Федерации” имеет приоритет
перед иными законодательными актами, регулирующими вопросы государственной службы.
Трудовое законодательство регулирует правовой статус лиц, работающих по трудовому
договору (контракту), тогда как полномочия губернатора возникают на основании его
избрания и в соответствии с действующими законодательными актами.
Можно ли распространять гарантии и ограничения, предусмотренные для государственным служащих, на губернатора Владимирской области? В какой части его статус регулируется законодательством о труде?
Какие элементы статуса (права, обязанности и ограничения) губернатора регулируются
государственным, а какие – административным и трудовым правом? Какой отрасли права и к какой отрасли законодательства относится указанная норма Устава?
Задача 4.
На основании статьи 135 ГПК Смольнинский федеральный районный суд Санкт-Петербурга возвратил гражданину А.Р. Синевину его исковое заявление в связи с тем, что дело неподсудно данному суду в соответствии со статьями 23-27 ГПК. В частной жалобе на определение о возврате искового заявления Синевин указал, что Конституция РФ (ст.47) гарантирует каждому право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого отнесено законом, и что судебная система устанавливается Федеральным конституционным законом (ст.118). Следовательно – делает вывод Синевин – компетенция суда (подсудность) должна также устанавливаться Федеральным конституционным законом, а возврат искового заявления со ссылкой на ГПК неправомерен.
В чем разница между конституционным и обычным федеральным законом? В какой части
вопросы организации судебной системы относится к предмету регулирования
конституционного права и федерального конституционного закона, а в какой части - к
предмету процессуального законодательства?
Задача 5
Гражданин Абелев Н.К. припарковал свой автомобиль в зоне действия знака “Остановка
запрещена”. Автомобиль был эвакуирован специальной службой ГИБДД. Абелев посчитал действия ГИБДД неправомерными, поскольку они нарушают право собственности, гарантированное статьей 35 Конституции РФ. ГИБДД представило возражения, в которых указало, что реализация права собственности должна осуществляться в рамках, установленных действующим законодательством. Право ГИБДД осуществлять эвакуацию транспортных средств, мешающих дорожному движению, предусмотрено действующим административным законодательством. В случае передачи дела в суд какое решение следует вынести? Каков объект правоотношений, регулируемых конституционным правом в отличие от административного?
Задача 6.
Постановлением Государственной Думы было установлено, что обычаю голосовать за
отсутствующих на заседании депутатов их коллегами ввиду его широкого применения
должен быть придан общеобязательный характер. Конституционный Суд Российской
Федерации, ссылаясь на правовую позицию, выраженную в п.13 мотивировочной части
Постановления КС РФ от 20 июля 1999 года №12-П, признал Постановление не
соответствующим Конституции РФ, однако депутаты, утверждая, что обычай также является источником конституционного права, продолжали голосовать за своих коллег.
Могут ли выступать в качестве источников конституционного права правовой обычай,
решения Конституционного Суда РФ и акты палат федерального парламента и каковы их
особенности?
Задача 7.
Общественная организация "Общество защиты прав потребителей "Альтернатива"
обратилась в Верховный Суд РФ с требованием в интересах потребителей признать
"Правила пользования электрической энергией", утвержденных Приказом Министерства
энергетики и электрификации СССР, утратившими силу, ссылаясь на то, что оспариваемые Правила не были опубликованы официально для всеобщего сведения, а поэтому в силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не подлежат применению. Данные Правила должны быть признаны недействующими с 1 марта 1991 г., поскольку согласно заключению Комитета конституционного надзора СССР от 29 ноября 1990 г. №12 все неопубликованные нормативные акты к указанному дню, затрагивающие права и свободы граждан, считаются утратившими силу. Какое решение следует принять по этому заявлению?
Задача 8.
Договором между кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российская Федерации Василием Николаевичем Штыбиковым и типографией газеты “На страже Родины” был заключен гражданско-правовой договор об издании агитационных материалов. В изданных листовках не были указаны необходимые данные в соответствии с ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Избирательная комиссия потребовала от кандидата прекратить распространение и пригрозила привлечь его к ответственности по статье 5.12 КоАП РФ – “Изготовление и распространение анонимных агитационных материалов”. На это кандидат В.Н. Штыбиков заявил, что договор он заключал не как кандидат, а как обычный гражданин; что ответственность должен не нести не он, а типография, поскольку именно типография не выполнила необходимые требования закона.
Кто является сторонами в данном правоотношении, кто и какую должен нести
ответственность? Определите объект конституционно-правовых (в данном случае –
избирательно-правовых отношений)?
Задача 9.
Прокурор г. Задрынска возбудил уголовное дело против группы скинхэдов, которые
ворвались в помещение, принадлежащее местному отделению организации “Свидетелей
Иеговы”, разбили обрядовую утварь и разогнали собравшихся. Дело _______было возбуждено по статье 148 Уголовного кодекса РФ - “Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести”.
Защитник обвиняемых заявил, что дело подлежит прекращению, поскольку Конституция не раскрывает понятия “права на свободу совести” и не дает определение религиозного обряда. Действия, совершаемые членами организации “Свидетели Иеговы”, не являются
религиозным обрядом. Кроме того, Конституция не содержит санкции на нарушение нормы о свободе совести, а следовательно в составе данной нормы при наличии гипотезы и диспозиции отсутствует санкция.
Подлежит ли дело прекращению на основании изложенных доводов защиты? В чем
специфика такого элемента конституционно-правовой нормы, как санкция? Обладают ли
нормы Конституции свойствами прямого действия?
Задача 10.
В 1995 году предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ стала норма Федерального
закона о выборах депутатов Государственной Думы, устанавливавшая смешанную
несвязанную мажоритарно-пропорциональную избирательную систему. Одна из сторон
утверждала, что Конституция РФ прямо не закрепляет тип избирательной системы,
следовательно, нормы, регулирующие конкретные правоотношения, в Конституции
отсутствуют, и предмета для рассмотрения Конституционного Суда РФ нет и не может
быть. Другая возражала, что Конституционный Суд РФ вправе проверять закон на
соответствие норме, не регулирующей конкретное правоотношение, норме-принципу,
определяя её правовое содержание. Большинство конституционных норм носит абстрактный характер, характер норм-принципов, и именно поэтому для их толкования создан специальный орган – орган конституционной юстиции.
В чем особенности метода конституционного регулирования? Чем отличаются нормы
конституционного права от норм других отраслей? Позиция какой стороны вам
представляется более правильной и почему?
Задача 11.
Ирак. 2003 год. Оккупационные власти и их сторонники предлагают населению на
референдуме утвердить проект новой Конституции Ирака взамен действующей, принятой 16 июля 1970 года. Предлагается исключить из Конституции руководящую роль партии Баас, провозгласить демократическую парламентскую республику, правовое государство, свободу вероисповедания и равенство религий. В ответ одни высказывают мнение, что Конституция необходима, но поскольку Ирак является частью исламского мира, то, как и во многих арабских странах (Египте, Иране, Сирии), необходимо установить в Конституции ислам в качестве государственной религии, а в качестве основы правопорядка - исламское право (шариат). Другие выступают вообще против принятия Конституции, поскольку шариат не предусматривает существование каких-то основополагающих законов, кроме Корана и сунны.
Какие функции должна выполнять Конституция? В чем состоит правовая, идеологическая и социальная функции Конституции?
Задача 12.
Прокурор Ленинградской области внес представление в Законодательное собрание и
губернатору области, требуя разработать и утвердить, как это предусмотрено Конституцией РФ и Федеральным законом “Об общих принципах организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ”, Устав области. Действующий Устав, по мнению прокурора, таковым не может считаться, поскольку он принят в форме обычного закона Ленинградской области, тогда как Устав должен отличаться по форме от иных законодательных актов.
Каковы особенности формы Конституции (Устава)? Какое решение должно быть принято по представлению прокурора?
Задача 13.
Во время подготовки проекта Конституции Российской Федерации в одном из проектов было предусмотрено, что изменения и дополнения в текст Конституции могут вноситься
конституционным законом, обычным федеральным законом, а в некоторых случаях – Указом Президента РФ. Возражая против такого порядка изменения, ученые-юристы утверждали, что текст Конституции должен изменяться в особом порядке. Теория конституции не допускает изменения конституционного текста даже путем принятия обычных федеральных законов, и тем более - указов Президента. Отстаивая свою идею, авторы проекта заявляли, что теория должна следовать практике, а не наоборот; так же, как существуют сверхжесткие конституции, должны быть сверхгибкие, тем более, что в этом существует практическая потребность.
В окончательном тексте Конституции возможность изменения с помощью обычных
федеральных законов была устранена, а возможность изменения с помощью указов
Президента, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в
Постановлении от 28 ноября 1995 года №15-П, сведена к дополнению названий субъектов
РФ в статье 65 Конституции. Тем самым предмет спора сохранился.
Каков обычный порядок внесения изменений в текст конституции? Каким образом
отличаются конституции по порядку их принятия? Какая позиция в приведенном споре Вам представляется более обоснованной?
Задача 14.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела заявление Ениклеевой А.В. о признании недействительным Закона Московской области "О порядке отзыва депутата Московской областной Думы" в связи с тем, что Закон противоречит Конституции РФ, нарушает ее права как депутата Московской областной Думы и гражданина. Суд сослался на п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", в котором разъяснено, что согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Судам, как указано в этом постановлении, при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия. В результате была признана недействительной ст. 1 Закона Московской области "О порядке отзыва депутата Московской областной Думы" в части возможности отзыва депутата за
невыполнение депутатских обязанностей или требований Конституции либо закона, а также признаны недействительными ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 11 названного Закона.
В чем состоит принцип прямого действия Конституции? Какой орган осуществляет функцию охраны Конституции? В каких случаях суды общей юрисдикции вправе применять Конституцию непосредственно?
Задача 15.
Штат Майями в 2006 году вышел из состава Соединенных Штатов Америки, образовав
независимое суверенное государство. В качестве Конституции был использован текст
Конституции США без внесенных в него поправок. Одновременно республика Майями
присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. При обращении граждан с жалобами суды республики решали дела ссылаясь на Конвенцию. Однако Ассоциация международного права заявила, что в республике действует фиктивная Конституция.
Может ли Конституция носит фиктивный характер? Является ли в данной ситуации
Конституция Майями фиктивной конституцией?
Задача 16.
Во время проведения выставки коллекций государственного Эрмитажа в соборе Дома
Инвалидов в Париже в парижский суд обратились ассоциации держателей царских займов и займов советского правительства с требованием наложить арест на произведения,
представленные на выставке, в обеспечение иска к Российской Федерации как
правопреемнице Российской Империи и СССР. Одновременно было подано требование об
аресте другой выставки, проходившей в то же самое время в Париже – выставки коллекций Санкт-Петербургского музея истории города, для обеспечения требований к Санкт- Петербургу о погашении обязательств, взятых на себя городом в 1906-1908 годах.
Является ли Россия правопреемницей Российской империи и СССР, а Санкт-Петербург,
субъект Российской Федерации, – правопреемником губернского города Санкт-Петербурга? Какими правовыми актами это регулируется?
Задача 17.
Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года № 2534-VII был регламентирован порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан. Указанное постановление Президиума ВС СССР в настоящее время не отменено, предмет его регулирования лишь частично урегулирован действующими законодательными актами Российской Федерации. Гражданин Шулер Н.С. обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод некоторыми нормами указанного Постановления.
Конституционный Суд отказал в приеме жалобы, сославшись на то, что в Конституционный Суд по жалобам граждан рассматривает конституционность только законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле.
Какое место в системе правовых актов СССР и РФ занимает Постановление Президиума ВС СССР, и каким образом можно обжаловать содержание его норм в рамках современной судебной системы РФ? Является ли РФ правопреемницей правовых актов СССР? Каково действие нормативных актов СССР и РСФСР в современной России?
Если указанное Постановление Президиума ВС СССР будет признано не соответствующим Конституции РФ, то каким актом оно может быть отменено или изменено? Требуется (достаточно) принятие Постановления Правительства, Указа Президента или Федерального закона?
Задача 18.
В ноябре 1997 года Министерство имущества Российской Федерации потребовало от
Профсоюза работников народного образования возвратить числящийся на его балансе
стадион “Двигатель” в г. Самаре, поскольку имущество профсоюзных организаций являлось по Конституции СССР социалистической собственностью, а значит в настоящее время оно является государственной собственностью.
Возражая на это требование, профсоюзная организация заявила, что имущество профсоюзов являлось не государственной, а общественной собственностью в СССР, следовательно, теперь оно должно считаться собственностью соответствующих юридических лиц, т.е. частной собственностью. Кроме того, в условиях деления единой государственной собственности на федеральную собственность и собственность субъектов РФ неясно, кому следует передать стадион – Самарской области или Российской Федерации. Спор был передан на рассмотрение областного суда.
Какие формы собственности признавались в соответствии с Конституцией СССР 1977 года? Каким образом происходило оформление собственности в 1990-е годы? Какое решение должен вынести суд?
Задача 19.
Гражданин Седюкин А.М., служащий Административного комитета Санкт-Петербурга,
обратился в Смольнинский федеральный районный суд с требованием о предоставлении ему ежегодного отпуска в июне месяце в связи с обучением на вечернем отделении факультета менеджмента СПбГУ, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Постановлением Совета Министров СССР от 24 декабря 1982 года №1116 было утверждено положение о льготах для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях. В частности, указанным положением было предусмотрено, что при предоставлении рабочим и служащим, обучающимся в учебных заведениях без отрыва от производства, ежегодных отпусков администрация предприятий, учреждений, организаций обязана приурочивать, по их желанию, эти отпуска ко времени проведения установочных занятий, выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов в учебном заведении. Однако на его требование о предоставлении отпуска отдел кадров Административного комитета ответил ему отказом.
Представитель ответчика в суде пояснил, что согласно статье 5 Трудового кодекса
Российской Федерации источниками трудового права могут быть Постановления
Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты иных федеральных
органов исполнительной власти. Постановление Совета Министров СССР к таковым не
относится, поскольку Правительство СССР не являлось органом исполнительной власти, а
было лишь исполнительным и распорядительным органом при Совете Народных Депутатов СССР. Следовательно, данная льгота не может считаться установленной в надлежащей правовой форме.
Признавался ли в Конституции СССР принцип разделения властей? Опишите систему
органов государственной власти в СССР. Каким статусом обладал Совет Министров СССР –Правительство СССР? Как следует решить дело в настоящее время?
Задача 20.
В Конституционный Суд РФ обратилось Законодательное Собрание республики Коми с
запросом, в котором оспаривало непосредственное вхождение Коми-пермяцкого
автономного округа в состав РФ. По мнению заявителя, автономный округ в составе РСФСР не был субъектом федерации, следовательно не имел государственно-правового, а имел лишь административно-территориальный статус и не мог участвовать в подписании
Федеративного договора. Российская Федерация как федеративное государство установлена не Конституцией, а Федеративным договором (Конституция содержит ссылки на его нормы). Конституция лишь воспроизводит нормы Федеративного договора, не придавая им дополнительной юридической силы. Какова была схема организации РСФСР как федеративной республики? Федеративное устройство российского государства носит договорный или конституционный характер?
Какое решение следует принять суду?
Задача 21.
После вступления в силу Федерального закона “Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов РФ” прокурор Санкт-Петербурга обратился в Администрацию города с
требованием создать высший исполнительный орган власти, так как ситуация, когда все
отраслевые органы исполнительной власти являются структурными подразделениями
Администрации, противоречит указанному Федеральному закону.
Администрация Санкт-Петербурга посчитала требование прокурора необоснованным,
поскольку (1) во время принятия Закона Санкт-Петербурга “О системе органов
государственной власти Санкт-Петербурга” подобные требования в законодательстве
отсутствовали, (2) Конституция РФ относит вопрос о системе органов государственной
власти субъектов к их собственной компетенции, а указанный Федеральный закон
противоречит конституционным принципам федерализма, (3) в 1996 году между Санкт-
Петербургом и Российской Федерацией был заключен договор о разграничении предметов
ведения и полномочий, где указанный вопрос не был урегулирован.
Каковы основные этапы развития современного российского федерализма? Каким образом положения Конституции РФ о федеративном устройстве российского государства
развивались в 1993-2002 годах? Регламентируется ли структура органов государственной
власти субъектов в настоящее время федеральным законодательством?
Действует ли договор о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Санкт-Петербургом? Какова судьба договорного способа регулирования распределения предметов ведения между федерацией и субъектами? Какое федеральное законодательство ограничивает применение этого способа?
Оцените доводы Администрации Санкт-Петербурга.
Задача 22.
Гражданин К.Б. Зелюкин обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение его прав и свобод Федеральным законом “О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”. Основанием послужил отказ Прокопьевского федерального районного суда Кемеровской области обязать депутата Государственной Думы, Останину Н.А., избранную по Прокопьевскому избирательному округу №91, выполнить наказы избирателей, данные ей во время предвыборной кампании. Районный суд, ссылаясь на нормы указанного Федерального закона, сделал вывод, что в Российской Федерации установлен свободный, а не императивный мандат. Оспаривая данное положение в Конституционном Суде, К.Б. Зелюкин ссылался на принцип народного суверенитета, закрепленный в статье 3 Конституции РФ. Поскольку народ осуществляет свою власть через представителей, этим представителям могут даваться указания относительно их действий; аналогичным образом их действия ограничиваются предвыборной программой. Государственная Дума и Президент в своих возражениях ссылались на то, что принцип свободного мандата действует во многих демократических странах, этот принцип в полной мере соответствует понятию и правовому содержанию народного суверенитета. Смыслом представительной демократии является представление не воли граждан, а их объективных интересов, далеко не всегда ими осознаваемых ввиду недостатка необходимой информации и подготовленности. Каково юридическое содержание принципа народного суверенитета (статья 3 Конституции РФ)? Какое решение должен принять Конституционный Суд?
Задача 23.
Во время празднования трехсотлетнего юбилея Санкт-Петербурга доступ в центр города был ограничен. Гражданин Семенов Ж.Л. обратился в Куйбышевский федеральный районный суд Санкт-Петербурга с жалобой на действия сотрудников правоохранительных органов, воспрепятствовавших ему пройти в снимаемую им по договору найма квартиру в доме №10 по Миллионной улице. В возражениях на жалобу, представленных юридическим отделом Федеральной службы охраны было указано, что право по “недопущению транспортных средств и граждан на отдельные участки местности и объекты” предоставлено этому органу в соответствии в положениями п. 10 статьи 15 Федерального закона “О государственной охране” от 27 мая 1996 года №57-ФЗ. Ограничение прав и свобод человека и гражданина, в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ, может осуществляться Федеральным законом для обеспечения безопасности государства.
Семенов посчитал такой вывод необоснованным, поскольку статья 2 Конституции РФ
провозглашает человека, его права и свободы (в том числе свободу передвижения, выбор
места пребывания и жительства) высшей ценностью, а следовательно соображения
безопасности государства (социального института, созданного для защиты личности, охраны и обеспечения её прав, но не для отстаивания своих собственных интересов) не могут служить ограничением прав и свобод граждан. Как следует решить дело?
Можно ли, и если можно, то в каком порядке, признать статью 55 (часть 3) Конституции РФ не соответствующей положениям главы “Основы конституционного строя” и в частности статье 2 той же Конституции РФ?
Задача 24.
Типография “На страже Родины” обратилась к прокурору г. Москвы с требованием принять меры к устранению нарушений Конституции и Федеральных законов, выразившиеся в следующем. По мнению типографии, установленный законом порядок лицензирования деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, равно как и лицензирование любой другой деятельности, не соответствует конституционному принципу свободы экономической деятельности. Установленный порядок лицензирования фактически означает нарушение принципа поддержки конкуренции и поощряет монополию государственных предприятий, в частности, Госзнака, для которых получение лицензии упрощается, поскольку помощь им осуществляет вышестоящий государственный орган.
В чем состоит принцип свободы экономической деятельности и поддержки конкуренции?
Соответствует ли этому принципу установленный в настоящее время в законодательстве
порядок лицензирования отдельных видов деятельности? Необходимо ли государственным предприятиям получать лицензию для осуществления лицензируемых видов деятельности? Вправе ли государство как властный субъект осуществлять экономическую (в том числе предпринимательскую) деятельность?
Задача 25*.
Гражданин К.В. Ансумов оспаривает принятое Муниципальным Советом Муниципального образования “Всеволожский район” решение об обязательном ежегодном субботнике по уборке мусора, озеленению и благоустройстве придомовых территорий в населенных пунктах района. К.В. Ансумов считает, что органы местного самоуправления не вправе принимать общеобязательные решения, поскольку они по Конституции не являются государственными органами, а значит и органами власти. Право на осуществление местного самоуправления - это право тех граждан, кто желает решать свои проблемы местного значения, однако поскольку подавляющее большинство избирателей (более 80%) даже не принимает участия в выборах органов местного самоуправления, то и права выступать от имени всех жителей у этих органов нет.
Какова правовая природа органов местного самоуправления и каковы особенности права
граждан на осуществление местного самоуправления? Обоснована ли позиция К.В. Ансумова? Приведите аргументы.
Задача 26.
Несколько известных правозащитников, выступая перед представителями телевидения, газет и журналов, заявили, что необходимо в ближайшее время законодательно запретить
деятельность любых общественных организаций, в том числе и религиозных, которые
нетерпимо относятся к представителям других конфессий, которые не признают идей
естественного происхождения прав и свобод человека, принципов правового и
демократического государства и республиканской формы правления. На возражения
оппонентов о том, что подобная позиция также представляет из себя выражение
определенной идеологии, они возразили, что идеология – это система взглядов, которая
навязывается человеку, тогда как в демократическом государстве существует полная свобода идей. Оцените приведенные доводы. В чем состоит принцип идеологического многообразия? Каким образом можно регулировать правовыми средствами убеждения и взгляды граждан? Существуют ли в настоящее время правовые ограничения на идеологическую свободу?
Задача 27.
В государственном внешкольном образовательном учреждении – Дворце творчества юных Санкт-Петербурга – было организовано изучение православной религии, с исполнением отдельных религиозных обрядов и совершения паломничеств к святым местам. Комитет по образованию на запрос петербургского отделения мусульман России с требованием дать правовую оценку происходящему ответил, что не усматривает в действиях подведомственной организации нарушения закона.
Обучение построено на научной основе, оно осуществляется в рамках добровольного
внешкольного посещения, поэтому никаких оснований считать эту деятельность
противоречащей закону нет.
Отделение мусульман России подало обращение прокурору Санкт-Петербурга с требованием принять меры прокурорского реагирования, поскольку пропаганда религии, несмотря на конституционные положения об отделении церкви от государства, осуществляется за государственный счет. Научным такое обучение считаться не может, так как явно отдается предпочтение одной конфессии и не соблюдается равенство вероисповеданий. В преподавании ислама в той же организации было отказано, по тем соображениям, что это будто бы “воинственная религия”.
Какое решение должен принять прокурор?
Задача 28.
В 2003 год на рассмотрение Государственной Думы был внесен проект Федерального закона, по которому с 2005 года должен был осуществиться переход от государственного
бюджетного финансирования пенсий к страховой системе пенсионных взносов. При этом
роль государства в пенсионном обеспечении ограничивалась только пенсионным
обеспечением сирот. Все прочие социально незащищенные категории граждан должны
получать пенсию в рамках пенсионного страхования соответственно внесенным страховым вкладам.
Соответствует ли этот проект конституционному принципу социального государства?
Каковы в мировой практике подходы к социально-обеспечительной политике государства и какой правовой режим и правовое содержание заключает в себе принцип социального
государства?
Задача 29.
11 ноября 1999 года Уполномоченный по правам человека Российской Федерации обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на бездействие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по обеспечению контроля за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов в Чеченской Республике. В жалобе он просил признать бездействие Центральной избирательной комиссии РФ по обеспечению законности при подготовке и проведении выборов в Чеченской Республике неправомерным и отменить решение органов государственной власти Российской Федерации и Чеченской Республики о проведении выборов в Чеченской Республике 19 декабря 1999 г. до устранения обстоятельств, препятствующих осуществлению конституционных гарантий избирательных прав граждан.
В жалобе Уполномоченного также было указано, что подготовка и проведение каких бы то ни было выборов на территории Чеченской Республики грубо и в массовом порядке
нарушает основные конституционные права граждан, действующее законодательство и
Конституцию Российской Федерации, поскольку там существуют незаконные вооруженные формирования, отсутствуют постоянно действующие легитимные органы власти и местного самоуправления, в ряде мест существует комендантский час, действуют иные ограничения прав и свобод граждан, что делает невозмо<