История и теория конституционализма

История и теория конституционализма

Направление подготовки

Шифр по ОКСО-030501) «Юриспруденция»

Квалификация (степень) выпускника

специалист

Форма обучения

очная

Вологда

Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки

Шифр по ОКСО -030501) «Юриспруденция»»

Автор: старший преподаватель кафедры конституционного, международного права и политологии Мальцев А.В.

Учебно-методический комплекс дисциплины одобрен на заседании кафедры конституционного, международного права и политологии

протокол № __1___.от ___20.09________ 2012 года.

Изменения учебно-методического комплекса дисциплины История и теория конституционализма

№ протокола и дата заседания кафедры содержание изменения подпись зав. кафедрой
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Содержание

1. Рабочая программа учебной дисциплины (с включенным в состав учебно-тематическим планом)

2. Тематика семинарских и практических занятий

3. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов

4. Тематика контрольных, курсовых работ

5. Критерии оценки уровня знаний студентов при текущем и итоговом контроле

6. Сведения об обеспеченности учебной дисциплины обязательной литературой

1. Рабочая программа дисциплины

Пояснительная записка

Курс «История и теория конституционализма» призван расширить и углубить знания студентов старших курсов юридического факультета по теоретическим и практическим вопросам конституционного развития России и стран мира.

Предполагается, что приступая к изучению данного курса студенты уже обладают необходимым уровнем знаний по таким дисциплинам, как «Теория государства и права», «История государства и права России», «История государства и права зарубежных стран», «Конституционное право России», «Конституционное право зарубежных стран», «Политология», владеют соответствующими навыками познавательной деятельности (поиск, изучение и конспектирование научной литературы, исторических документов и действующих нормативно-правовых актов, подготовка устных и письменных сообщений и докладов, оппонирование и пр.).

В процессе изучения данного курса они смогут закрепить полученные ранее умения и навыки, получить комплексные знания по целому ряду актуальных политико-правовых проблем: теоретические и идеологические основы конституционализма; генезис конституционных идей; особенности конституционализма в России, теория и практика разделения властей в современной России и других.

Цель освоения:

Целью освоения дисциплины «История и теория конституционализма» является углубление, расширение и систематизация знаний о концептуальных основах, исторических путях и формах развития, а также современном состоянии конституционного строя как в России, так и других странах.

Задачи:

студенты, приступающие к изучению дисциплины «История и теория конституционализма», должны:

знать:

· природу и сущность государства и права, основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права;

· особенности государственного и правового развития России;

· роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни;

уметь:

· оперировать основными юридическими категориями и понятиями;

· строить устную и письменную речь в соответствии с правилами русского языка;

· воспринимать, обобщать и анализировать информацию, необходимую для достижения целей освоения дисциплины;

владеть:

· юридической и государствоведческой терминологией;

· навыками анализа различных политико-правовых явлений.

В результате освоения дисциплины обучающиеся должны:

знать:

· категориально-понятийный аппарат правовой науки и политологии;

· связь политико-правовых идей и институтов с условиями развития государства и общества на определенном историческом этапе;

· закономерности складывания и развития основных конституционных концепций и видов конституционализма, их общие и отличительные черты;

уметь:

· давать развернутую характеристику конституционных концепций и институтов;

· показать особенности развития конституционно-правовых идей в России на различных исторических этапах;

владеть:

· методологическими навыками научного исследования, категориально-понятийным аппаратом данной науки,

· способностью к аргументации обосновываемых положений,

· умением связывать теоретические положения с исторической практикой и современными реалиями политико-правовой действительности.

В результате освоения дисциплины обучающиеся также должны демонстрировать способность и готовность:

· владеть культурой мышления;

· использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач;

· эффективно осуществлять правовое воспитание.

Извлечения из ГОС ВПО

Специальность 021100 – юриспруденция

Квалификация – юрист

ОПД.Ф.00 Федеральный компонент
ОПД.Ф.03 История отечественного государства и права Рабовладельческие государства на территории нашей страны; раннефеодальные государства на Руси (IX - начало XVI в.); татаро-монгольские государства на территории нашей страны (XIII - XV вв.); сословно-представительская монархия в России; проблемы возникновения и становления феодального государства и права у народов России(у народов Прибалтики, Украины, Казахстана, Средней Азии, Молдавии, Закавказья); образование и развитие абсолютной монархии в России; государство и право России в период становления и развития капитализма; возникновение и основные этапы развития советского государства и права; государство и право Российской Федерации.
ОПД.Ф.04 История государства и права зарубежных стран Государство и право в странах Древнего Востока (древневосточные цивилизации): Египет, Вавилон, Индия, Китай; античная цивилизация и античные государства: Древняя Греция и Древний Рим; история римского права; два пути развития средневековых цивилизаций Запада и Востока; феодальное государство и право в странах Европы (Англия, Франция, Германия и др.); роль христианства и католической церкви; средневековые государства Востока: Исламский мир и Арабский Халифат, Индия, Япония, Китай; мусульманское право; возникновение буржуазного государства и права (Англия, США, Франция, Германия и др.); образование англосаксонской и континентальной системы права; государство и право Новейшего времени (США, Великобритания, Франция, Германия и др.); государство и право в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, Америки, Азии и Африки; основные тенденции развития государства и права зарубежных стран в ХХ веке.
ОПД.Ф.05 Конституционное (государственное) право России Понятие и предмет конституционного права в системе права России; конституционное развитие России; Конституция РФ 1993 г; конституционные основы общественного и государственного строя РФ; основы конституционного строя РФ; основы правового положения граждан; конституционный статус человека и гражданина РФ; гражданство РФ; конституционные права, свободы и обязанности российских граждан, их реализация и защита; формы правления, государственное устройство РФ: содержание и правовое закрепление российского федерализма; административно-территориальное деление в РФ; избирательная система и избирательное право в РФ; референдум; порядок принятия и изменения конституции; виды государственных органов в РФ, их система и конституционно-правовой статус, Президент РФ; Федеральное Собрание – парламент РФ, его палаты; законодательный процесс в Федеральном Собрании; Правительство РФ; судебная власть в РФ; конституционные основы деятельности Прокуратуры РФ; Конституционный Суд РФ; конституционные основы системы государственной власти субъектов РФ; конституционные основы деятельности местного самоуправления в РФ.
ОПД.Ф.06 Конституционное (государственное) право зарубежных стран Классификация зарубежных государств по уровню их социально-экономического и политического режима; основные тенденции развития конституционного права зарубежных государств; качественные характеристики конституционно-правового развития и конституционного права отдельных государств (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Япония, Польша, Китай, Куба, Индия, Иран и др.); правовое положение граждан в зарубежных странах; разновидности политических режимов; формы государства; избирательное право и избирательные системы; органы государства и их положение; парламент и парламентаризм; муниципальные системы.
ГСЭ.Ф.00 Федеральный компонент
ГСЭ.Ф.05 Политология Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. Истории политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая экономика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика. Сравнительная политология.  

1.3.Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 200 часов

№ П/П Шифр и наименование специальности Курс Семестр Виды учебной работы в часах Вид итогового контроля (форма отчетности)
Всего аудит. ЛК ПР/ СМ ЛБ Сам. раб
1. юриспруденция      
2. юриспруденция     зачет

1.4. Содержание дисциплины

1.4.1.Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п   ТЕМЫ Аудит. занятия Лекции Самост. работа Формы контроля
Введение в «Историю и теорию конституционализма» Проверка инд. заданий
Теория конституции Проверка инд. заданий
Предыстория конституционализма Проверка инд. заданий
Буржуазные революции XVII – XVIII вв. и становление конституционного строя на Западе.
Эволюция зарубежной теории и практики конституционализма в новое и новейшее время
Идеи ограничения государственной власти в России (IX – XVIII вв.). Проверка инд. заданий
Конституционные проекты в России в XIX в.
Либеральный конституционализм в России конца XIX – начала ХХ вв.
Российские конституционные акты 1905 – 1906 гг.
«Социалистический конституционализм». Проверка инд. заданий
Проблемы и перспективы конституционализма в современной России. Проверка инд. заданий
Актуальные вопросы российской политической системы и политического процесса.
  Итого (200): Зачет

1.4.2. Содержание разделов дисциплины

1. Понятие и содержание конституционализма

Конституционализм как идеологический и юридический феномен, методологические вопросы его познания.

Конституционализм: подходы к определению. Соотношение понятий «конституционализм», «конституция», «либерализм», «демократия», «конституционное право». Методология конституционализма как научной дисциплины.

Становление конституционализма в Европе и мире. Школы конституционного права и их представители: история и современность.

Виды конституционализма. Дискуссия об особенностях конституционализма в России. Конституционная теория в современной России и ее представители.

Теория конституции

Конституция – явление культуры современного общества. Понятие и сущность конституции: подходы к пониманию на различных этапах развития политико-правовой мысли. Современные трактовки конституции. Функции конституции в современном мире. Функции российской конституции.

Основные подходы к классификации конституций. Форма и содержание конституции: история и современность.

Источники конституционного права. Место конституции в системе национальных и международных источников права. Проблема надконституционных источников конституционного права.

Механизм реализации конституции. Конституционные правоотношения; их особенности. Социальные факторы реализации конституции.

Ответственность в механизме реализации конституции; организационно-правовое обеспечение реализации конституции. Конституционное правосудие и охрана конституции: теория и практика. Модели конституционной юстиции в зарубежных странах.

Вопросы к зачету

1. Конституционализм: понятие и содержание термина.

2. Конституционализм: подходы к изучению. Виды конституционализма.

3. Методы изучения конституционного права и конституционализма.

4. Особенности и этапы эволюции конституционализма в России.

5. Конституция – явление культуры современного общества.

6. Механизм реализации конституции.

7. Конституционные идеи эпохи Античности и Средневековья.

8. Конституционные идеи эпохи Возрождения, Реформации и Просвещения.

9. Конституционалисты, конституционные идеи и институты в Великобритании и Северной Америке (XVII–XIX вв.).

10. Конституционалисты, конституционные идеи и институты во Франции и Германии (XVIII–XIX вв.).

11. Ограничение монархической власти в Древней и Средневековой Руси (IX–XVII вв.).

12. Конституционные идеи и проекты в России XVIII в.

13. Конституционные идеи и проекты в России начала XIX в.: М.М. Сперанский, Н.Н. Новосильцев.

14. Конституционные проекты декабристов.

15. Правительственный конституционализм в России второй половины XIX в.

16. Либеральный конституционализм второй половины XIX – начала ХХ вв.

17. Конституционные идеи в трудах Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского, В.М. Гессена, С.А. Котляревского и др.

18. Основные государственные законы Российской империи 1906 г. – первая отечественная конституция.

19. Система высших государственных органов в России (1906–1917 гг.).

20. «Советский конституционализм»: признаки и противоречия.

21. Конституционные реформы конца 1980 – начала 1990-х гг. и принятие Конституции России 1993 г.

22. Конституционные модели разделения властей: российский и мировой опыт.

23. Независимость судебной власти. Судебная реформа в России и ее результаты.

24. Российский конституционализм и конституционная идеология. Конституционные ценности.

25. Политические партии и партийной система в современной России.

26. Политический режим в современной России: состояние и перспективы эволюции.

27. Территориальная организация власти в РФ: основные научные проблемы и подходы.

28. Политические права и свободы граждан в РФ: основные научные проблемы и подходы.

Тема 2. Теория конституции

1. Понятие и сущность конституции.

2. Функции конституции.

3. Основные подходы к классификации конституций.

4. Форма конституции.

5. Содержание конституций: история и современность.

6. Место конституции в системе национальных и международных источников права.

Литература для подготовки к теме 1-2:

См. общий список литературы

Задание 1

Составьте конспект параграфа 1 главы 1 монографии О.Е. Кутафина «Российский конституционализм». Напоминаем, что конспект – это не переписывание текста источника или его фрагментов целиком. Конспект– это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста. Он может включать в себя и цитаты, и собственные формулировки автора конспекта. Текст конспекта должен быть разделен на абзацы, содержать выделенные ключевые слова; при необходимости – нумерацию тезисов.

В конспекте необходимо отразить ответы на вопросы: каких авторов Кутафин относит к ученым, внесшим большой вклад в разработку понятия «конституционализм»? В чем ему видится различие подходов этих авторов? Выражает ли Кутафин несогласие с кем-либо из них? Дает ли свое определение российского конституционализма?

Задание 2

Составьте аннотированный список интернет-ресурсов по проблемам конституционного развития России. В списке должно быть не менее 10 сайтов (старниц). Оформите список в виде таблицы:

№ п/п Интернет-ресурс (сайт и пр.) Аннотация
     

Электронный адрес должен быть точным, а аннотация – краткой. Например:

11. http://ilpp.ru/page_pid_610_abc_26_lang_1.aspx На странице приводятся аннотации статей, составивших содержание номера журнала «Сравнительное конституционное обозрение» № 6(85) за 2011, издаваемого Институтом права и публичной политики.

Задание 3

Составьте аннотированный список интернет-ресурсов по проблемам конституционного развития зарубежных стран. В списке также должно быть не менее 10 сайтов.

Задание 4

Напишите рецензию на журнальную статью или монографию по теоретическим проблемам конституционного развития. Вы можете воспользоваться списком литературы, приведенным отдельно, либо любым научным журналом, вышедшим в 2011-2013 году. Это может быть как бумажная, так и электронная версия журнала. Но в любом случае необходимо к рецензии приложить распечатку статьи или ее ксерокопию. Объем рецензии – 2-3 страницы формата А4 при компьютерном исполнении. При написании рецензии придерживайтесь следующего плана:

1. Объект анализа: автор, название материала, место и время публикации (оформляется по правилам библиографического описания).

2. Актуальность темы.

3. Краткое содержание.

4. Формулировка основного тезиса.

5. Общая оценка.

6. Недостатки, недочеты.

7. Выводы.

Задание 5

Напишите эссе «Зачем государству и обществу конституция?». Используя полученные из учебной и научной литературы знания, оперируя соответствующими терминами, выскажите собственное мнение по этому поводу. Объем работы – 3-4 листа формата А4 при компьютерном исполнении. Помните, что эссе – творческая работа, а не копирование материалов из Интернета. Основное внимание при оценке работы будет уделяться аргументации собственного мнения.

Задание 6

Составьте тестовые задания для студентов юридического факультета, изучающих дисциплину «Конституционное право», теме «Конституция: понятие и сущность».

6 заданий с выбором одного правильного ответа (из 4 вариантов ответов) и 3 задания с выбором нескольких вариантов ответа (из 6 предложенных вариантов).

Требования к заданиям: 1) они не должны быть слишком «сложными» (узкими, отражающими позицию или оценку отдельного автора) или слишком «простыми» (общими, ответы на которые очевидны); 2) они должны быть достоверными, т.е. проверять знание основных понятий темы, а правильные ответы должны находить отражение в современной учебной литературе; 3) задания должны выполнены самостоятельно, т.е. не повторять задания других авторов или этого же автора; 4) задания должны содержать указание на правильный ответ; 5) задания должны быть написаны на русском языке с соблюдением правил этого языка; формулировки вопросов и ответов должны быть краткими, точными, ясными.

Задание 7

Составьте таблицу «Классики европейской государственно-правовой науки XVIII–XIX вв. о конституционном (правовом) государстве». Столбцы (критерии сравнения): 1) Имя, фамилия, даты жизни; 2) основные труды; 3) основные идеи, вклад в конституционно-правовую науку. Количество строк (представителей государственно-правовой науки) – 4-5.

Задание 8-9

1. Составьте таблицу «Конституционно-правовые идеи эпохи Просвещения и их представители (XVII–XVIII вв.)». Столбцы (критерии сравнения): 1) Имя, фамилия, даты жизни; 2) основные труды; 3) основные идеи, вклад в конституционно-правовую науку. Количество строк (представителей государственно-правовой науки) – 4-5.

2. Аналогичное задание по теме «Философия права о проблемах развития элементов конституционного (правового) государства в ХХ в.».

Задание 10

Подготовьте фрагмент лекции-презентации на тему «Этапы развития российского конституционализма (от Древней Руси до начала ХХ вв.)». Выберите один из этапов, дайте его краткую характеристику, а затем остановитесь на ярких представителях и идеях этого этапа. Последний слайд – список рекомендуемой литературы (3-4 позиции). Объем – 15–20 слайдов.

Требования к презентации (критерии оценивания): 1) содержательность и логичность построения материала (она должна раскрывать выбранный фрагмент темы, иметь введение, структурные части и завершение-вывод); 2) наглядность и образность (крупный шрифт, например, Arial, кегль 32; картинки, схемы, пункты и подпункты); 3) оригинальность, аккуратность и эстетичность исполнения.

Задание 11

Составьте таблицу «Либеральный конституционализм второй половины XIX вв.: основные представители и юридические теории». Столбцы (критерии сравнения): 1) Имя, фамилия, даты жизни; 2) основные труды; 3) основные идеи, вклад в конституционно-правовую науку. Количество строк (представителей государственно-правовой науки) – 4-5.

Задание 12

Подготовьте конспект просветительской лекции для студентов юридических и гуманитарных факультетов 1–2 курсов на тему: «Либеральный конституционализм второй половины XIX – начала ХХ вв.: основные представители, юридические теории и политические проекты. Почему об этом важно говорить сейчас?». Лекция должна содержать план, пункты и подпункты из расчета 1,5 академических часа (1 астрономический час). Ключевые определения и термины должны быть выделены в тесте курсивом или иным способом.

Задание 13

Составьте библиографический список по теме: «Концепция правового (конституционного) государства в трудах отечественных юристов конца XIX – начала ХХ вв.». Количество позиций в перечне – не менее 15. Перечень должен содержать научные публикации за последние 5 лет. Список должен быть корректно оформлен. На одну из публикаций напишите рецензию (см. указания к заданию №2).

Задание 14

Напишите юридический очерк: «Нужно ли менять Конституцию 1993 года: pro et contra». Используя полученные из научной литературы знания, оперируя соответствующими терминами и показав знание различных точек зрения (не забудьте про сноски), выскажите собственное мнение по этому поводу. Объем работы – 3-4 листа формата А4 при компьютерном исполнении.

Задание 15

Составьте таблицу «Достоинства и недостатки Конституции 1993 г.: оценки исследователей», при этом так, чтобы одна часть уравновешивала другую, а элементы «положительной» стороны соответствовали «отрицательной». При подготовке опирайтесь на мнения ученых и общественных деятелей, чьи работы приведены в списке рекомендуемой литературы (с обязательным указанием на авторство).

Задание 16

Выполните одно из заданий на выбор:

  1. Составьте сравнительную таблицу полномочий Президента и председателя Правительства РФ, сгруппировав полномочия по определенным блокам (не менее 5). В качестве вывода предложите 1-2 меры по совершенствованию механизма правового регулирования президентской и исполнительной власти в РФ.
  2. Составьте схему: «Порядок формирования верхних палат парламента в зарубежных странах и России на современном этапе». В единообразной форме нужно отразить специфику не менее 5 государств.
  3. Напишите эссе (очерк): «Независимость судебной власти в России: миф или реальность?».

Задание 17

Подготовьтесь к дебатам на тему: «Централизм и децентрализм в государственном механизме России: что лучше?» Вы в праве выбрать одну из сторон (сторонники «централизма» или «децентрализма»), в этом случае следует продумать аргументы (доказательства, факты, оценки экспертов) в пользу выбранной позиции и контраргументы (возражения) на возможные аргументы противоположной стороны. Также можно выбрать «нейтральную» сторону. В этом случае необходимо подготовить несколько (не менее 5) вопросов для противоборствующих сторон, ответы на которые позволили прояснить их позицию. Естественно, подготовка любой роли требует изучения учебной и научной литературы по теме.

Задание 18 (универсальное)

Подготовьте реферат по одному из вопросов темы. Реферат – это небольшая по объему (около 10 страниц) письменная работа, представляющая собой компиляцию нескольких научных работ (не менее 5 актуальных публикаций) по заданной теме, имеющая план, внутреннюю логически выверенную структуру (введение – 2-3 пункта основного текста – выводы) и раскрывающая тему в ее ключевых аспектах. Помимо темы и плана, реферат должен содержать список используемой литературы (он также должен быть корректно оформлен).

Задание 19 (универсальное)

Подготовьте аннотацию научной публикации по одному из вопросов темы. Вы можете воспользоваться любым юридическим или обществоведческим журналом, вышедшим в течение прошлого или текущего календарного года. Это может быть как бумажная, так и электронная версия журнала. Но в любом случае необходимо к аннотации приложить распечатку статьи или ее ксерокопию. Объем аннотации – до 500 печатных знаков. Помните, чтобы составить корректную аннотацию, нужно ответить на следующие вопросы:

1. Как называется работа (статья, монография)?

2. Где и когда напечатана?

3. Чему посвящена?

4. Какие вопросы рассматриваются в данной работе?

5. Кому она адресована?

Справочно: в письменных аннотациях первые два вопроса заменяет корректно оформленное библиографическое описание.

История и теория конституционализма

Направление подготовки

Наши рекомендации