Правовые основы государственного управления в сфере юстиции и иностранных дел
1. Руководство системой органов и учреждений юстиции.
2. Государственная регистрация ведомственных нормативных актов и контроль за соответствием нормативных правовых актов субъектов РФ федеральному законодательству.
3. Обеспечение судебной деятельности:
4. Организационное обеспечение деятельности адвокатуры и нотариата.
5. Государственная регистрация актов гражданского состояния.
6. Система и компетенция органов, осуществляющих государственное управление в сфере иностранных дел.
ИСТОЧНИКИ
Специальные
Основные
1. Административное право России: курс лекций / Под ред. Н.Ю. Хаманевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
2. Административное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / Под ред. П.И. Кононова, В.А. Кикотя, И.Ш. Кисляханова. – М.: ЮНИТИ ДАНА, Закон и право, 2008.
3. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. – М.: Изд-во «Зерцало», 2007.
Дополнительные
1. Батяев А.А. Комментарий к Федеральному закону «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (постатейный). – М.: ЗАО Юстицинформ, 2006.
2. Белоусов Л.В. Судебный пристав: статус и организация деятельности. Научно-практическое пособие. – М.: Юрайт, 2000.
3. Ваничкина О.Ю. Комментарий к Федеральному закону «Об актах гражданского состояния» (постатейный). – М.: ЗАО Юстицинформ, 2006.
4. Гаврилин С.А. Регистрация религиозных организаций // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2000. № 4.
5. Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала: Учебное пособие. – М.: Международные отношения, 1995.
6. Дипломатическая служба: Учебное пособие / Под ред. А.В. Торкунова. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002.
7. Жевакин С.Н. Государственная регистрация ведомственных нормативных актов: краткий комментарий и обзор практики применения // Государство и право. 1995. № 5.
8. Колесов Ю.И. Правовое пространство России. Участие органов юстиции в обеспечении его единства. Монография. – М.: Спарк, 2004.
9. Комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» / Отв. ред. Е.В. Семеняко. – М.: Норма, 2004.
10. Чашин А.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ. – М.: Дело и Сервис, 2008.
11. Кудрин Е. Судебные приставы в системе государственной власти // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2000. № 11.
12. Лапин Г.Э. Консульская служба: Учебное пособие. – М.: Междунар. Отношения, 2005.
13. Органы и учреждения юстиции РФ / Ред. Ю.И. Колесов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
14. Рогожин Н.А. Комментарий к Федеральному закону «О судебных приставах» (постатейный). – М.: ЗАО Юстицинформ, 2006.
15. Романовский Г.Б., Романовская О.В. Организация нотариата в России. – М.: Приор, 2001.
16. Шлянцев Д.А. Комментарий к ФЗ «О международных договорах» (постатейный). – М.: ЗАО Юстицинформ, 2006.
Нормативные
Основные
1. Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I // ВВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357; СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607; № 45. Ст. 4377; 2006. № 27. Ст. 2881; 2007. № 1. Ст. 21; № 27. Ст. 3213.
2. Уголовно-исполнительный кодекс РФ (ФЗ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ).
3. ФЗ от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590; 2000. № 46. Ст. 4537; 2004. № 27. Ст. 2711; № 35. Ст. 3607; 2007. № 10. Ст. 1156.
4. ФЗ от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5340; 2001. № 44. Ст. 4149; 2002. № 18. Ст. 1724; 2003. № 17. Ст. 1553. № 28. Ст. 2889. № 50. Ст. 4855; 2004. № 35. Ст. 3607.
5. ФЗ от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102; 2004. № 35. Ст. 3607; № 52. Ст. 5267; 2007. № 31. Ст. 4011.
6. Положение о Министерстве юстиции РФ (утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313) // СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4108; 2005. № 44. Ст. 4535; № 52. Ст. 5690; 2006. № 12. Ст. 1284; № 19. Ст. 2070; № 23. Ст. 2452.
7. Положение о Посольстве РФ (утв. Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г. № 1497) // СЗ РФ. 1996. № 45. Ст. 5090.
8. Положение о Консульском учреждении РФ (утв. Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г. № 1330) // СЗ РФ. 1998. № 45. Ст. 5509.
9. Положение о Постоянном представительстве РФ при международной организации (утв. Указом Президента РФ от 29 сентября 1999 г. № 1316) // СЗ РФ. 1999. № 40. Ст. 4819.
10. Положение о Министерстве иностранных дел РФ (утв. Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 865) // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2880; 2005. № 19. Ст. 1782; № 43. Ст. 4371; 2007. № 5. Ст. 637.
Дополнительные
1. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. – Международное право. Сборник документов. Том 1. – М.: БЕК, 1996.
2. Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. – там же.
3. ФЗ от 16 июня 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах РФ» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
4. ФЗ от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759; 1998. № 30. Ст. 3613; 2001. № 11. Ст. 1002; 2003. № 27. Ст. 2700; № 50. Ст. 4847; 2004. № 27. Ст. 2711; 2006. № 17. Ст. 1779; 2007. № 7. Ст. 830; № 30. Ст. 3808; № 31. Ст. 4011.
5. ФЗ от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.
6. Указ Президента РФ от 12 марта 1996 г. № 375 «О координирующей роли Министерства иностранных дел в проведении единой внешнеполитической линии РФ» // СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1061.
7. Положение о Чрезвычайном и Полномочном После РФ в иностранном государстве (утв. Указом Президента РФ от 7 сентября 1999 г.№ 1180) // СЗ РФ. 2000. № 1. Ст. 101.
8. Положение о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работникам Министерства иностранных дел РФ, дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, представительств Министерства иностранных дел РФ на территории РФ (утв. Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1371) // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5012; 2001. № 36. Ст. 3540; 2006. № 31. Ст. 3459.
9. Положение о Федеральной службе исполнения наказаний (утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314) // СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4109.
10. Положение о Федеральной службе судебных приставов (утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316) // СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4109.
11. Концепция реформирования органов и учреждений юстиции РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 7 октября 1996 г. № 1177) // СЗ РФ. 1996. № 42. Ст. 4806.
12. Постановление Правительства РФ от 14 марта 1997 г. № 300 «О порядке рассмотрения обращений Министерства иностранных дел РФ и входящих в его систему дипломатических представительств по вопросам международного сотрудничества» // СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1437.
13. Положение о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. № 904) // СЗ РФ. 2000. № 49. Ст. 4826.
14. Положение о Представительстве Министерства иностранных дел на территории РФ (утв. приказом МИД России от 11 марта 2002 г. № 2792) // БНА. 2002. № 19.
15. Порядок ведения реестра адвокатов субъектов РФ (утв. приказом Минюста России от 29 июля 2002 г. № 211) // БНА. 2002. № 37.
16. Правила рассмотрения заявлений и принятия Министерством юстиции РФ и его территориальными органами решения о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений, в том числе политических партий, профсоюзов и национально-культурных автономий (утв. приказом Минюста России от 25 марта 2003 г. № 68) // БНА. 2003. № 24.
17. Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. № 88) // БНА. 2007. № 23.
Вопросы для самоконтроля
1) Каков срок регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ?
2) В какой срок после принятия нормативного правового акта субъекта РФ высшее должностное лицо субъекта РФ обязано обеспечить направление его копии в Министерство юстиции РФ?
3) В каких случаях допускается применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия должностными лицами органов, исполняющих уголовные наказания?
4) Какие требования предъявляются к лицу, назначаемому на должность судебного пристава?
5) Как соотносятся между собой обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей?
6) Каков порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса?
7) Каков состав квалификационных комиссий, создаваемых для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката?
8) Какие вопросы входят в компетенцию Министерства иностранных дел РФ?
9) Каковы сроки рассмотрения и предоставления информации федеральными органами исполнительной власти по запросам МИДа России и входящих в его систему дипломатических представительств?
10) Каким статусом обладает Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в иностранном государстве?
11) Каков порядок учреждения Посольств РФ?
12) Каковы основные задачи и функции Посольства?
13) Каков порядок открытия консульских учреждений?
14) Каковы основные задачи и функции консульского учреждения?
Тесты для рубежного контроля
1. Военное время наступает с момента:
1) объявления состояния войны;
2) введения военного положения;
3) введения чрезвычайного положения;
1) принятия решения о проведении контртеррористической операции.
2. Гражданин, подлежащий воинскому учету, обязан сняться с воинского учета при выезде из РФ на срок свыше:
1) трех;
2) четырех;
3) пяти;
4) шести месяцев и встать на воинский учет в течение:
а) одной недели;
б) двух недель;
в) трех недель со дня возвращения в РФ.
3. Контрразведывательная деятельность является одним из основных направлений деятельности:
1) Службы внешней разведки РФ;
2) Федеральной службы безопасности РФ;
1) Федеральной службы охраны РФ.
4. Закон не запрещает органам федеральной службы безопасности использовать негласное (конфиденциальное) содействие на контрактной основе:
1) депутатов;
2) судей;
3) несовершеннолетних;
4) членов политических партий;
2) священнослужителей.
5. В рамках режима чрезвычайного положения, введенного в целях устранения вооруженного мятежа, не допускается применение такой меры, как:
1) запрещение проведения массовых мероприятий;
2) введение комендантского часа;
3) ограничение свободы СМИ путем введения предварительной цензуры;
2) мобилизация трудоспособного населения для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
6. По общему правилу срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну не должен превышать:
1) десять;
2) двадцать;
3) тридцать лет.
7. Правила въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне являются частью:
1) режима государственной границы;
2) пограничного режима;
4) режима в пунктах пропуска через государственную границу.
8. Какой вид специальных средств не допускается к применению для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи и организаций:
1) резиновые палки;
2) слезоточивый газ;
3) водометы и бронемашины;
4) служебные собаки;
5) светозвуковые средства отвлекающего воздействия?
9. В лицензиях, на основании которых граждане приобретают газовые пистолеты и револьверы, огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства, сигнальное оружие и холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальной одеждой, допускается регистрация не более:
1) одного;
2) двух;
3) трех;
4) четырех;
5) пяти;
6) шести единиц перечисленных выше типов оружия.
10. Замена паспорта гражданина РФ производится по достижении его владельцем возраста:
1) 18 и 35;
2) 20 и 45;
1) 25 и 55 лет.
11. Граждане РФ, прибывшие к месту пребывания (временного проживания) в жилое помещение, не являющееся их местом жительства, на срок свыше:
1) 30;
2) 60;
3) 90 дней, обязаны по истечении указанного срока представить в надлежащую инстанцию необходимые документы для постановки на учет по месту пребывания.
12. Какое обстоятельство не может служить основанием для временного ограничения в праве гражданина РФ на выезд из РФ:
1) если он призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу;
2) если он в соответствии Законом РФ «О государственной тайне» оформил допуск к секретным сведениям;
3) если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом;
1) если он сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из РФ.
13. Какие полномочия из числа перечисленных ниже принадлежат судебному приставу по обеспечению установленного порядка деятельности судов («А»), а какие – судебному приставу-исполнителю («Б»):
1) входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками, производить осмотр указанных помещений и хранилищ и при необходимости вскрывать их;
2) арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество;
3) осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;
4) налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
5) объявлять розыск должника и (или) его имущества;
6) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях, предусмотренных Федеральным законом;
7) поддерживать общественный порядок в судебных помещениях.
14. Какие из приведенных ниже характеристик актуальны, а какие - нет для нотариуса, занимающегося частной практикой:
1) совершает нотариальные действия от имени РФ;
2) его деятельность не является предпринимательской;
3) должен иметь лицензию на право нотариальной деятельности;
4) состоит на должности государственной гражданской службы;
5) наделяется полномочиями Минюстом России;
6) обязан принести присягу при назначении на должность впервые;
7) выдает свидетельства о праве на наследство;
8) имеет личную печать с изображением Государственного Герба РФ;
9) должен быть членом нотариальной палаты.
15. Местонахождение консульского учреждения, его класс и консульский округ определяются по согласованию с государством пребывания:
1) Президентом РФ;
2) Правительством РФ;
3) Министерством иностранных дел РФ.
16. Дипломатический ранг «атташе» присваивается:
1) Президентом РФ;
2) Председателем Правительства РФ;
3) Министром иностранных дел РФ.
Задача
Условие
Гражданин П. обратился в орган внутренних дел по месту жительства за информацией об условиях приобретения в целях самообороны газового пистолета и охотничьего ружья для охраны загородной дачи. Сотрудник подразделения лицензионно-разрешительной работы пояснил, что для получения соответствующих лицензий ему необходимо представить:
- заявление по установленной форме,
- две фотокарточки,
- паспорт,
- медицинскую справку из районной поликлиники о состоянии здоровья,
- справку из областного наркологического диспансера (о том, что он не состоит на соответствующем учете),
- справку из областного психиатрического диспансера,
- охотничий билет,
- справку о прохождении обучения на курсах по правилам безопасного обращения с гражданским оружием,
- квитанцию об уплате лицензионного сбора.
Выполнив поставленные условия, гражданин П. приобрел газовый пистолет и охотничье ружье в специализированном магазине. Через 10 дней приобретенное оружие, паспорта на него и лицензии с отметками продавца были представлены в районный орган внутренних дел для регистрации. По ее результатам гражданин П. получил разрешение на хранение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия. Спустя месяц по пути следования на дачу он был остановлен участковым инспектором сельского РОВД, который изъял обе единицы гражданского оружия. В протоколе в качестве оснований изъятия были указаны:
- для газового пистолета – отсутствие специального разрешения на его ношение,
- для охотничьего ружья – тот факт, что имеющееся у гражданина П. разрешение позволяет лишь хранить названное оружие по месту жительства.
Гражданин П. обжаловал действия участкового инспектора начальнику милиции общественной безопасности сельского РОВД.
Вопросы
1. Законно ли требование сотрудника подразделения лицензионно-разрешительной работы в части перечня документов, подлежащих представлению в РОВД для получения соответствующих лицензий?
2. В какой срок названные в задаче образцы гражданского оружия подлежат регистрации в ОВД?
3. Требуется ли получение специального разрешения на хранение и ношение газового пистолета?
4. Вышел ли гражданин П. за рамки разрешения на хранение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия?
5. Какое решение по жалобе гражданина П. должен принять начальник милиции общественной безопасности сельского РОВД?
Источники
1. ФЗ от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681; 1998. № 30. Ст. 3613; № 31. Ст. 3834; № 51. Ст. 6269; 2000. № 16. Ст. 1640; 2001. № 33. Ст. 3435; № 49. Ст. 4558; 2002. № 26. Ст. 2516; 2003. № 2. Ст. 167; № 27. Ст. 2700; № 50. Ст. 4855; 2004. № 18. Ст. 1683; № 27. Ст. 2711.
2. Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814) // СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3878; 2000. № 24. Ст. 2567.
3. Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ (утв. приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288) // БНА. 1999. № 32.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ДИСЦИПЛИНЫ
Основой для успешного изучения курса «Административное право» являются знания, приобретенные студентами в результате изучения теории государства и права и конституционного права РФ. Изначально слушатели должны иметь представление о том, что представляют собой предмет и метод правового регулирования, система и источники отрасли права, правовые нормы и правовые отношения. Студентам пригодятся также общие знания о соотношении между отраслями, составляющими систему российского права. Им должны быть известны базовые характеристики исполнительной власти, отличающие ее от других ветвей государственной власти, а также основные гарантии прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и их должностными лицами. В силу частичной кодификации административного права в преддверии рассмотрения содержательных характеристик отдельных тем не лишним будет уяснить внутреннюю логику группировки учебного материала, имеющую в своей основе традиционную концепцию выделения общей и особенной части административного права. Желательно, чтобы, приступая к изучению очередной проблемы, студент имел представление о том, каким образом она связана с ранее изученными вопросами, а также какое продолжение и развитие эта проблема получит в дальнейшем.
Согласно учебному плану на освоение курса «Административное право» отводятся два семестра одного учебного года с промежуточной аттестацией в форме зачета. В этих условиях первый семестр посвящается рассмотрению вопросов общей, а второй – особенной части настоящей дисциплины. Слушатель должен быть готов к тому, что базовые знания о правовых основах организации и деятельности административной власти, усвоенные им по результатам обучения в первом полугодии, пригодятся ему в дальнейшем при рассмотрении особенностей, присущих государственному и муниципальному управлению применительно к отдельным сферам и отраслям публичного управления. Для успешной сдачи сначала зачета, а потом экзамена по административному праву студенту следует комплексно и последовательно добывать и прорабатывать информацию, озвученную в ходе проведения аудиторных занятий, содержащуюся в специальных и нормативных источниках. Критериями самооценки в плане прогресса на ниве административного права для каждого слушателя является наличие знаний терминологии, умений работать с официальными документами, навыков их адаптации к конкретным спорным ситуациям. В максимально концентрированном виде эти достижения могут быть продемонстрированы при разборе юридических казусов, представленных в виде учебных задач, предлагаемых вниманию студентов в рамках заданий, включенных в состав учебно-методических указаний по самостоятельной работе слушателей и проведению семинарских (практических) занятий.
Поскольку административное право относится к числу отраслевых дисциплин, поскольку главное внимание следует уделить первоисточникам. Речь идет о действующих нормативных актах. Студенты не должны ограничиваться интерпретацией их содержания, прозвучавшей на лекции или содержащейся в учебной и научной литературе. В обязательном порядке проработке подлежат нормативные правовые акты, приведенные в настоящей программе в списке основных документов. При этом желательно, чтобы слушатели пользовались официальными текстами, опубликованными в Собрание законодательства РФ или Российской газете. В ходе такой работы особое внимание следует обращать на то, какие изменения и дополнения вносились в нормативный правовой акт после его введения в действие, не изменил ли он на каком-то этапе свою редакцию, предшественником какого официального документа он является и в какой связи находится со смежными источниками норм административного права. В последнем случае дополнительно требуется различать нормативные акты по юридической силе, начиная изучение вопроса с того из них, который доминирует в сравнении с другими по указанному качеству. Поскольку источники административного права регламентируют отношения, основанные на административном и ином властном подчинении одной стороны другой, постольку при их изучении основное внимание необходимо уделять границам, очерчивающим круг властных полномочий административных органов и их должностных лиц, а также средствам юридической защиты, которыми наделяются частные лица, чьи права и законные интересы ущемляются в результате нарушения своей компетенции представителями публичной администрации.
ГЛОССАРИЙ
Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совершения административного правонарушения как самим правонарушителем, так и другими лицами
Административное право – публично-правовая, профилирующая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения основанные на основе административном или ином властном подчинении, возникающие в сфере организации и деятельности субъектов административной власти
Административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ установлена административная ответственность
Военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства
Государственная гражданская служба – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ
Государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:
Российской Федерации;
федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
субъектов РФ;
органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;
лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ
Государственный контроль (надзор) – проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами
Должностное лицо – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления
Должность муниципальной службы – должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность
Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц
Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю
Муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта)
Нормативный правовой акт – письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм
Обращение гражданина – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложения, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу
Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина
Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности
Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору
Федеральное министерство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности
Федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Предмет, метод, система и источники отрасли административного права.
2. Административно-правовые нормы: понятие, структура, виды, формы реализации.
3. Административно-правовые отношения: понятие, структура, виды. Механизм административно-правового регулирования.
4. Граждане РФ как субъекты административного права.
5. Административное и судебное обжалование действий и решений публичной администрации, нарушающих права и свободы граждан (общая административная и судебная жалобы).
6. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.
7. Коллективные субъекты административного права (общая характеристика).
8. Административно-правовой статус общественных и религиозных объединений.
9. Коммерческие организации как субъекты административного права.
10. Понятие и правовой статус административного органа.
11. Система и виды органов исполнительной власти.
12. Президент РФ и исполнительная власть.
13. Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти РФ.
14. Федеральные органы исполнительной власти специальной компетенции.
15. Административный регламент федерального органа исполнительной власти.
16. Органы исполнительной власти субъектов РФ.
17. Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.
18. Правовые акты публичной администрации (общая характеристика).
19. Правовые акты Президента РФ и Правительства РФ: виды, характер, порядок опубликования и введения в действие.
20. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции: виды, порядок принятия, государственная регистрация, опубликование и вступление в силу.
21. Система государственной службы РФ.
22. Основы организации государственной гражданской службы в РФ.
23. Основы организации военной службы РФ.
24. Основы организации правоохранительной службы РФ.
25. Административная ответственность как вид административного принуждения и юридической ответственности. Законодательство РФ об административных правонарушениях.
26. Административное правонарушение: понятие, признаки, состав.
27. Система и виды административных наказаний, правила их назначения.
28. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях.
29. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
30. Правовые основы осуществления контроля за обеспечением законности действий и решений публичной администрации.
31. Правовые основы государственного прогнозирования социально-экономического развития РФ.
32. Формы государственной легитимации предпринимательства в РФ.
33. Правовые основы осуществления государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью в РФ.
34. Правовые основы технического регулирования и обеспечения единства измерений в РФ.
35. Государственное регулирование монополистической деятельности.
36. Правовые основы государственного управления финансами и кредитом в РФ.
37. Правовые основы управления государственным сектором экономики. Государственная контрактная система.
38. Правовые основы государственного управления в отраслях производственного и обслуживающего комплексов национальной экономики .
39. Правовые основы построения и функционирования системы образования РФ.
40. Организация и принципы регулирования научной и научно-технической деятельности в РФ.
41. Правовые основы государственного управления в области культуры.
42. Административно-правовые основы создания и деятельности средств массовой информации.
43. Правовые основы государственного управления в области труда, занятости и социальной защиты населения.
44. Организация охраны здоровья граждан в РФ.
45. Правовые и организационные основы обеспечения обороны РФ.
46. Режим военного положения.
47. Правовые и организационные основы обеспечения безопасности РФ.
48. Режим чрезвычайного положения.
49. Защита государственной тайны.
50. Охрана Государственной границы РФ.
51. Правовые основы государственного управления в сфере внутренних дел. Милиция в системе МВД России.
52. Пределы и условия применения сотрудниками милиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
53. Лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел.
54. Правовые основы государственного управления миграционными процессами в РФ.
55. Паспортно-регистрационная система РФ.
56. Порядок выезда из РФ граждан РФ.
57. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ.
58. Правовые основы государственного управления сфере юстиции.
59. Организация деятельности службы судебных приставов в РФ.
60. Правовые основы государственного управления в области иностранных дел.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Приоритеты административной реформы.
2. Государственное управление и исполнительная власть.
3. Предмет и система отрасли административного права.
4. Административное право и административный процесс.
5. Административный процесс и административная юстиция.
6. Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения.
7. Индивидуальные и коллективные субъекты административного подчинения.
8. Развитие института общей административной жалобы в действующем законодательстве.
9. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
10. Административно-правовой статус общественных объединений.
11. Виды общественных объединений.
12. Административно-правовой статус религиозных объединений.
13. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.
14. Административно-правовой режим и административная процедура.
15. Система и виды органов исполнительной власти.
16. Президент РФ и исполнительная власть.
17. Правовой статус Администрации Президента РФ.
18. Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти РФ.
19. Система и структура федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции.
20. Административный регламент федерального органа исполнительной власти.
21. Правовые основы документирования управленческой деятельности и организации работы с документами в федеральных органах исполнительной власти.
22. Органы исполнительной власти субъектов РФ.
23. Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления.
24. Административно-правовые акты.
25. Соглашения о взаимной передаче полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.
26. Стратегия реформирования государстве<