Причины и условия возникновения гос-ва и права.

Современная материалистическая на-ука связывает процесс возникновения гос-ва и права (особенно в евро-пейских странах) главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике. Родовая община посте-пенно начинает дробиться на патри-архальные семьи, интересы к-рых уже не полностью совпадают с инте-ресами рода. С возникновением се-мьи началось разложение родовой об-щины. Наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обус-ловил появление экономической воз-можности для товарообмена и прис-воения результатов чужого труда, возникновения частной собст-венности, соц расслоения перво-бытного общества, образования классов, зарождения гос-ва и права. Причины зарождения гос-ва и права коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. Формирование гос-ва — длительный процесс, к-рый у различных народов шел разными пу-тями. Одним из путей явл восточный путь возникновения гос-ва, «азиат-ский способ производства» (вначале — Древний Восток, затем — Аф-рика, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традицион-ными оказались социально-эконо-мические отношения и структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность. Управле-ние общ собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превра-щалась в обособленную соц группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества. По др историческому пути шел процесс возникновения гос-ва на территории Европы, где главным государствооб-разующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. Возникновение права — зако-номерное следствие усложне-ния общ взаимосвязей, углубления и обострения соц противоречий и конф-ликтов. В отличие от обычаев пра-вовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы кон-троля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях гос-ва это полиция, армия. Споры разрешает суд. Про-цесс возникновения гос-ва и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиоз-ные положения (поучения) — За-коны Ману в Индии, Коран в му-сульманских странах. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и опреде-ленности законодательство и преце-дентное право.

Гос власть, ее особенности.

Будучи разновидностью соц власти, гос власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей, важнейшая особенность гос влас-ти заключена в ее полит и клас-совой природе. Гос власть всегда явл полит и содержит элемент классовости. Особенностью гос влас-ти явл и то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены. В обществе с классовыми антагонизмами властвующим су-бъектом выступает экономически господствующий класс, подвластными — отдельные лица, соц, национальные общности, классы. В демократи-ческом обществе возникает тен-денция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их час-тичному совпадению. Диалектика это-го совпадения состоит в том, что каж-дый гражданин явл не только под-властным; как член демократического общества он вправе быть индиви-дуальным первоносителем и источ-ником власти. При демократическом режиме нет и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы гос-ва и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, явл одновременно объектом и субъектом влас-ти. Вместе с тем и в демократическом гос-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта нет. Гос власть реализуется через гос управление — целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, соц, духов-ную) на основе познанных объектив-ных законов для выполнения сто-ящих перед обществом задач и функций. Еще одна важнейшая особенность гос власти состоит в том, что она проявляется в деятельности гос органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется гос, что ее пра-ктически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь пре-жде всего механизм гос-ва. Гос власть может быть слабой или сильной, но, лишенная организованной силы, она теряет качество гос власти, так как становится неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Гос власть не без оснований наз централизованной организацией силы. Организованная сила обеспечивает гос власти принудительную способность, явл ее гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Если гос власть для решения внутренних проблем опирается только на предметно-материальную силу, это верное док-во ее нестабильности и неп-рочности, отсутствия у нее глу-боких и прочных корней в об-ществе. Гос власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи гос-ва, воплощенное в гос органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем исполь-зования различных методов, в том числе гос принуждения и военной силы. В понятиях «гос власть», «влас-теотношения» преломляются важней-шие стороны бытия человеческой ци-вилизации, отражается суровая ло-гика борьбы классов, соц групп, наций, полит партий и движений.



Наши рекомендации