Причины и условия возникновения государства

В процессе развития человеческой цивилизации было время, когда общество существовало, а го­сударства не было. Это объективно подтверждается данными ан­тропологии, археологии, историческими и социологическими иссле­дованиями. Жизнь общества на ранних ступенях его развития строилась на началах естественного самоуправления, которое соответствова­ло уровню развития самого человека как существа общественного. Но раз, возникнув, государство становится основным инструмен­том цивилизованной организации общественной жизни и ее прог­ресса.

История человеческого общества начинается с образования первобытнообщинного строя, при котором орудия производства были несовершенны (палка, топор), а производительность труда, естественно, низкая, не всегда соответствующая даже минималь­ному прожиточному уровню первобытного человека. Чтобы обеспе­чить свое естественное существование, люди должны были объе­динять средства производства и свой труд. Поэтому в основе жиз­ни общества лежала общественная собственность на средства про­изводства, а распределение продуктов труда осуществлялось на началах равенства. Все члены общества в одинаковой мере труди­лись и получали одинаковую часть общественного продукта.

Таким образом, основой организации и управления первобытного общества была община — род, племя, их объединения. Род (родовая община) — это объе­динение людей, основанное на кровном родстве, а также на общ­ности имущества и труда.

Однако, в процессе длительного, но неуклонного развития первобыт­ного общества постепенно создавались предпосылки для его каче­ственного преобразования. По мере совершенствования орудий труда люди приобретали все новые производственные навыки, повышалась производительность труда, культура, нравственность, становились более разнообразными и противоречивыми интересы членов общества.

С точки зрения материалистической (классовой) теории происхождения го­сударства (автор К. Маркс), которая была принята за доктринальную в СССР, государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а за­тем раскола общества на классы с противоположными экономи­ческими интересами. Основным фактором перехода общества, от первобытно-общинной к государственной форме управления стал переход от собирательной экономики к производительной.

Общественное разделение труда и связанное с ним совершен­ствование орудий труда дали толчок к росту производительности труда. В этих условиях человек стал производить большее коли­чество продукта, чем необходимо для поддержания его собствен­ной жизни. В результате этого появился избыточный продукт, что и привело, в конечном счете, к возникновению частной собствен­ности.

В таких экономических условиях родоплеменная организация власти оказалась бессильной. Она была не приспособлена для то­го, чтобы управлять делами такого общества, в котором интере­сы индивидов стали несовместимыми. Поэтому требовался уже другой властный орган, который смог бы обеспечивать преиму­щество интересов одних членов общества за счет других. Коорди­нация общественных отношений в таких условиях теряет свое равновесие. Общество, в силу его раскола на экономически нерав­ные группы (классы) людей, объективно порождает такую органи­зацию власти, которая должна, поддерживать интересы имущих и сдерживать противоборство меж­ду ними и экономически зависимой частью общества. Такой орга­низацией, выделившейся из общества, стало, государство.

Однако существуют и другие теории возникновения государства:

- Естественно-правовая теория происхождения государства (авторы Гоббс, Локк). Согласно данной теории, государство резуль­татом юридического акта — общественного договора, который яв­ляется порождением разумной воли народа, человеческим учреж­дением или даже изобретением. Согласно этому договору властные полномочия, по взаимному согласию всех членов общества, должны перейти к определённой его части, которая стала олицетворять собою государственную власть.

- Органическая теория (авторы Платон, Аристотель). Суть органической теории такова: общество и государство представляются как организм, и поэтому их сущность возможно понять лишь из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. Государство представляется, состоящим из отдельных людей, по­добно тому, как живой организм состоит из клеток. Важной сторо­ной данной теории является утверждение о том, что государство образуется одновременно со своими составными частями — людь­ми — и будет существовать, пока существует человеческое обще­ство. Государственная власть — это господство целого над свои­ми составными частями, выражающееся в обеспечении государст­вом благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Болезнь организма подвер­гает опасности, составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего орга­низма.

- Теория насилия (авторы Дюринг, Каутский). Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания. Более развернутое научное обоснование теория насилия получает в XIX—XX веках. Ее смысл состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешне­го насилия, то есть путем прямого политического действия.

- Психологическая теория (авторы Петражицкий, Фрейд) Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утвержде­нии психологической потребности человека жить в рамках органи­зованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллек­тивного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях об­щества в определенной организации, представители психологиче­ской теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека. Образование властных структур общества является формой реализации психологических потребностей человека в самоутверждении и комфорте.

Наши рекомендации