Национальное экологическое право

акты органов центральной (федеральной)

государственной власти:

конституции, законы, кодексы, комплексные законы

об окружающей среде, подзаконные нормативные акты —

указы, декреты, постановления, правила,

положения, инструкции и проч.

акты органов власти субъектов федерации:

конституции, уставы, законы, кодексы,

комплексные законы об окружающей среде,

подзаконные нормативные правовые акты

акты органов местного самоуправления:

решения, постановления, распоряжения

и другие подзаконные нормативные правовые акты

Экологическое право России также переживает процесс разви­тия. И хотя сегодня еще нельзя сказать, что оно консолидировано как отрасль российского права, теоретически и практически уже отмечается много признаков такой консолидации.

Российская Федерация является самым крупным по территории государством мира. Оно занимает площадь 1709,6 млн. гектаров суши Восточной Европы и Северной Азии. Почти 90 процентов этой площади составляют земли лесного фонда и сельскохозяйственно­го назначения. Природные ресурсы России интенсивно эксплуати­руются для нужд населения и разнообразных отраслей экономики. Однако наибольшая антропогенная нагрузка на природную среду существует в европейской части страны. Вместе с тем отдельные регионы испытывают чрезмерную нагрузку и находятся в кризис­ном экологическом состоянии.

В Российской Федерации три уровня управления и правотворчества — федеральный, субъектов Федерации и местного самоуп­равления. На каждом из этих уровней происходят процессы правотворчества и правоприменения. Соответственно здесь создаются и применяются законы и подзаконные нормативные акты, относя­щиеся к экологическому праву.

В России исторически сложилось деление права на отрасли.

Официально оно признается отчасти в Конституции Российской Федерации, но главным образом — в науке и процессе федерального правотворчества в Государственной Думе и Совете Фе­дерации.

В начале 1995 г. опубликован уточненный Общеправовой классификатор законодательства Российской Федерации, одобренный Президентом Российской Федерации. В нем перечислены 45 от­раслей законодательства. Экологическое законодательство в этом перечне не обозначено, но названы отрасли законодательства об охране окружающей среды, о земле, о недрах, об охране лесов, об охране вод, об охране животного мира, об охране атмосферного воздуха. В совокупности все они и должны составить экологичес­кое законодательство.

В п. «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации указано, что такие отрасли законодательства, как земельное, водное, лесное, о недрах и об охране окружающей среды, находятся в со­вместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что по данным отраслям законодатель­ства — предметам совместного ведения издаются, согласно ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации, федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные норматив­ные акты субъектов Российской Федерации.

Закон о местном самоуправлении в РСФСР от 6 июля 1991 г. наделяет органы местного самоуправления определенной компе­тенцией в регулировании использования природных ресурсов охраны окружающей природной среды.

В России есть такие республики (например, Башкортостан), где приняты экологические кодексы, предназначенные для комплексного правового регулирования отношений по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов.

Примерами областного правотворчества в сфере экологии могут служить:

порядок проведения лесных торгов в Читинской области, утвержденный решением малого Совета областного Совета народ­ных депутатов от 22 июля 1993 г.;

положение о лесах Липецкой области, утвержденное решением Липецкого собрания депутатов от 19 мая 1994 г., и др.

На уровне местного самоуправления обычно издаются право­вые нормативные акты об охране зеленых насаждений и благо­устройстве территорий населенных пунктов, о порядке пользова­ния водными объектами для питьевых и хозяйственных нужд на­селения сельских населенных пунктов, о распределении и исполь­зовании сенокосов и пастбищ на муниципальных землях и землях государственного лесного фонда и т.д.

Таким образом, российское экологическое право представляет собой сложный формирующийся комплекс правовых норм, пред­назначенных для регулирования экологических отношений, со­держащихся в разнообразных правовых нормативных актах, из­даваемых на трех уровнях государственной системы — федераль­ном, субъектов Федерации или местного самоуправления.

Тема 4.2. Правовые экологические требования, процедуры

Наши рекомендации