Общее понятие субъекта административного права

Субъект административного права — это участник общественных отношений, обладающий определенными правами и обязан­ностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей.В административном праве его нормы реализуются гражданами, государственными органами, общественными объединениями и другими, которые и являются субъектами административного права, т.е. носителями конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного права.

Права и обязанности субъекта административного права образуют в совокупности его правовой статус[20].

Правовой статус субъектов административного права образуют нормы общие для всех субъектов, например, нормы о соблюдении правил пожарной безопасности. Правовой статус многих субъектов административного права объединяет нормы, которые реализуются только данным субъектом, например, есть правила, обращенные только к религиозным объединениям или только к охотникам. Таким образом, в зависимости от вида и объема полномочий субъекты административного права могут быть классифицированы на группы и виды.

По своему административно-правовому статусу субъекты административного права делятся на две группы: физические лица и организации. Физические лица в свою очередь охватывают три вида субъектов: гражданин РФ, иностранный гражданин и лицо без гражданства. В основу этой классификации принята степень связи лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей конкретного лица.

Организации как субъекты административного права прежде всего надо разделить на государственные и негосударственный организации. Различие их состоит в том, что государственные организации: 1) выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, 2) они базируются на государственной собственности, 3) управляются государством. К числу государственных организаций относятся органы государственного аппара­та — представительные, исполнительные, судебные, органы про­куратуры и др., государственные предприятия, учреждения и ор­ганизации — производственные, культуры, массовой информа­ции, учреждения здравоохранения и т.д.

Организации негосударственные отличаются тем, что они не выполняют задач и функций государства, хотя могут и способствовать этому. Они не финансируются государством и не ис­пытывают на себе непосредственного государственного управления. К таким организациям можно отнести объединения граждан — профсоюзы, спортивные общества, творческие союзы, партии, религиозные организации и т.д., а также коммерческие организации — частные, кооперативные, акционерные, смешанные и др.

Среди столь многочисленных субъектов административного права тем не менее выделяются как основные, приоритетные, два вида субъектов — граждане и органы исполнительной власти.

Административно-правовой статус граждан.Административно-правовой статус гражданина представляет собой сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре разновеликих элемента[21].

Первый и самый большой объем прав и обязанностей представ­ляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, ибо здесь выражается идея о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность госу­дарства».

Сформулированный в ст. 2 Конституции РФ характер взаимоотношений личности и государства является общепризнанным для большинства стран и народов мира, что нашло свое закрепление и важнейших актах международного права, принятых Организа­цией Объединенных Наций (ООН) и Европейскими организа­циями[22].

Российское государство, следуя по пути признания общедемократических начал развития общества и международных актов в этой области, приняло в 1991 г. «Декларацию прав и свобод человека и гражданина», которая вошла в ныне действующую Кон­ституцию РФ.

Согласно Конституции РФ и основанному на ней законодатель­ству личность, человек, независимо от его служебного, обществен­ного или имущественного положения, национальности, вероиспо­ведания и т.д., является в Российской Федерации субъектом права всех его отраслей, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции РФ, причем в данном статусе личности важное место занимают и нормы административного права.

Конституция РФ признает естественную природу прав и свобод человека, они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17 Конституции).

Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере администра­тивно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ст. 20 Конституции), на свободу и личную неприкосно­венность (ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23).

Провозглашая права личности, Конституция определяет личности и определенные обязанности, например, блюсти российские законы, платить налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу, окружающую среду (ст. 58), не заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34).

Вместе с тем Конституция РФ устанавливает в исключительных случаях возможность ограничения прав личности «только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55). Причем правовые нормы, ограничивающие права личности, обычно носят административно-правовой характер. Например, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками милиции при наличии оснований, предусмотрен­ных соответствующими административно-правовыми нормами, в частности при розыске преступника, если в квартире или доме совершается преступление или нарушение общественного порядка, угрожающего жизни или здоровью людей, при пожаре и в других случаях.

Вторая составная часть административно-правового статуса представляет собой статус гражданина РФ. Как субъект админи­стративного права каждый гражданин имеет свой гражданский правовой статус.

Структура административно-правового статуса гражданина включает: 1) правовой статус личности, о чем речь шла выше и 2) его права и обязанности, вытекающие из факта гражданства.

Нормы административного права, определяющие администра­тивно-правовой статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в государственной и общественной деятельности. Это нормы об участии в управлении делами государства (ст. 32 Консти­туции), право на объединение (ст. 30), право мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанность нести воинскую службу (ст. 59) и др. Далее, это нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, напри­мер право на свободное использование своих способностей и иму­щества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ст. 37), право частной собственности, в том числе на землю (ст. 35, 36), и др. Наконец, нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, например, право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии, имени, от­чества и др.

Когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражда­нина, к ним добавляется третий элемент административно-пра­вового статуса — социальный. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельнос­тью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д. Личности и гражданину для этого необходимы новые, дополнительные права и обязанности, т.е. сверх правового статуса личности и гражданина. В сфере общественно-трудовой деятельности насчитываются тыся­чи профессий и специальностей, и каждая из них имеет свой правовой статус, установленный в основном нормами трудового и ад­министративного права.

И здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы ра­бочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера и т.д.

Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей. Это, например, любители-охотники, лю­бители-водители, в том числе судоводители, спортсмены-непро­фессионалы, туристы, коллекционеры и т.д. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каж­дого особого статуса субъекта установлен определенный круг прав и обязанностей.

Итак, общий административно-правовой статус гражданина можно образно представить в виде «матрешки», когда в статус че­ловека (личности) входит статус гражданина, в него — социальный, а затем и самый маленький по объему прав и обязанностей особый статус. Тем не менее необходимо подчеркнуть, что это единый статус, единый правовой комплекс прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации.

Определенными особенностями характеризуется административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

С определенными изъятиями они на территории Российской Федерации пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не оговорено законом.

Каковы жеизъятия из этого общего положения: 1) они не могут избирать и быть избранными в государственные органы власти и органы местного самоуправления, 2) не несут обязанностей по военной службе, 3) не могут занимать служебные должности, если это предусмотрено соответствующим правовым актом, 4) им не могут быть проданы земельные участки, 5) они не могут заниматься предпринимательской или любой другой деятельностью, связанной с обороной страны и государственной безопасностью, пользовани­ем информацией, составляющей государственную тайну, 6) исключительно к ним может быть применена и такая мера административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации (ст. 32 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Правовой статус органов исполнительной власти.Установление системы федеральных органов государственной власти, в томчисле органов исполнительной власти, отнесено Конституцией РФ к ведению Российской Федерации (п. 2 ст. 77). Соответственно Конституция РФ предусматривает наличие Правительства РФ и предусматривает необходимость принятия федерального конституционного закона, определяющего порядок деятельности Правительства (ст. 114).

Теперь такой Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» принят парламентом РФ и 17 декабря 1997 г. подписан Президентом РФ[23]. Статья 1 этого Закона устанавливает, что Правительство РФ — это высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Правительство РФ является органом государственной власти Российской Федерации и осуществляет исполнительную власть РФ. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему ис­полнительной власти в Российской Федерации.

В своей деятельности Правительство РФ руководствуется рядом основных принципов: верховенства Конституции РФ, федераль­ных конституционных законов и федеральных законов, народо­властия, федерализма, разделения властей, ответственности, глас­ности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина (ст. 3 Закона «О Правительстве РФ»). О полномочиях Правительства РФ имеются статьи в ряде федеральных законов и указов Президента РФ. Правительству подчинено большое число других федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и т.д.). Система федеральных органов исполнительной власти устанавливается федеральным законом. Предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (их пере­чне) Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ в недельный срок после своего назначения (ст. 5 Закона «О Прави­тельстве РФ»).

Систему органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации (республик, областей и краев, городов федераль­ного значения, автономной области, автономных округов) опреде­ляют, согласно Конституции РФ, они сами, но «в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общи­ми принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом» (ст. 77 Конституции РФ), Пока такого закона нет (имеется лишь проект его, обсуждаемый в Федеральном Собрании): Систе­мы органов исполнительной власти субъектов Федерации опреде­ляются сейчас главным образом их законодательством и отличают­ся значительным разнообразием. Однако наличие некоторых орга­нов предусмотрено федеральными законами и указами Президента РФ (так, Законом «О милиции» установлено наличие в республиках министерств внутренних дел, а в остальных субъектах Федера­ции — главных управлений или управлений внутренних дел; указа­ми Президента РФ предусмотрено наличие в областях и краях глав их администраций, очерчены основы их компетенции и взаимоот­ношений с другими органами государственной власти).

После принятия Федерального закона об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государст­венной власти и уставов всех краев, областей и других субъектов Федерации многие ныне действующие федеральные и региональные нормы об органах исполнительной власти субъектов Федерации будут пересмотрены.

Система федеральных органов исполнительной власти и системы органов исполнительной власти субъектов Федерации структурно и функционально тесно связаны и, как сказано в Конституции РФ, образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации[24]. Но это не унитарное, не полное, а федеральное единство. Оно обеспечивается лишь «в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации» (ч. 2 ст. 77). Следовательно, в части вопросов, относящихся к исключи­тельной компетенции субъектов Федерации, такое единство отсутствует. Здесь органы исполнительной власти субъектов Федерации, независимы от федеральных органов исполнительной власти.

Единую систему органов исполнительной власти в РФ возглавляет федеральное Правительство. Оно, действуя в пределах компетенции федерации, определяет общие направления деятельности всех других органов исполнительной власти в России, в том числе органов исполнительной власти субъектов Федерации; руководит, согласовывает и проверяет работу федеральных министерств, государственных комитетов и других федеральных ведомств; решает многие наиболее важные вопросы, отнесенные к сфере федеральной исполнительной власти; распределяет компетенцию между собой и федеральными органами исполнительной власти; контролирует их деятельность; федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Правительство РФ для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Правительство РФ утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, а также порядок создания, деятельности, численности и финансирования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Правительство РФ назначает на должность и освобождает от; должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей орга­нов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов кол­легий федеральных министерств и иных федеральных органов ис­полнительной власти. Правительство РФ вправе отменять акты фе­деральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов. Правительство РФ вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве Российской Федерации (ст. 12 Закона «О Правительстве РФ»).

Общие полномочия Правительства РФ состоят в том, что оно: организует реализацию внутренней и внешней политики; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ; направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию (например, Правительство РФ постановлением от 19 сентября 1997 г. утвердило Федеральную целевую программу «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 1998—2000 гг. с выде­лением финансовых средств и ответственных за реализацию про­граммы органов исполнительной власти); реализует предоставлен­ное ему право законодательной инициативы (ст. 13 Закона «О Правительстве РФ»),

Конкретные полномочия Правительства РФ (ст. 14—21 Закона «О Правительстве Российской Федерации») подробно расписаны по основным сферам: в сфере экономики; в сфере бюджетной, фи­нансовой, кредитной и денежной политики; в социальной сфере; в сфере науки, культуры и образования; в сфере природопользования и охраны окружающей среды; в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью; в сфере обеспече­ния обороны и государственной безопасности РФ; в сфере внешней политики и международных отношений.

Правительство РФ активно участвует в законодательном про­цессе — оно обладает правом законодательной инициативы в Феде­ральном Собрании (ст. 104 Конституции РФ); законопроекты о вве­дении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут вноситься в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ). Именно Правительство обеспечивает составление и представляет в Государственную Думу федеральный бюджет (п. «а» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ).

Федеральное Правительство, согласно Конституции РФ (ст. 110) и Закону «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 6), состоит из Председателя Правительства, его заместителей (среди них выде­ляются первые заместители) и федеральных министров. Федеральные министры, как правило, — это должностные лица, возглавляющие министерства РФ. Наряду с ними являются министрами главы и некоторых иных, кроме министерств, федеральных органов исполнительной власти, если эти органы приравнены к министерст­вам. Могут быть министрами и иные лица (в том числе «министрами без портфеля»), если им такой титул присвоен Президентом РФ.

Решающая роль в формировании Правительства РФ принадле­жит Президенту. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ в порядке, установленном Конституцией РФ (ст. 7, Закона «О Правительстве Российской Федерации»). Он подбирает кандидата на пост Председателя Правительства и предлагает его в Государственную Думу для получения ее согласия (ст. 103, 111 Кон­ституции РФ). При наличии согласия Президент своим указом на­значает Председателя Правительства (ст. 111 Конституции РФ). Если же согласие не получено, Президенту приходится подбирать другую кандидатуру. После трехкратного отклонения Государст­венной Думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства самостоятельно и распускает Госу­дарственную Думу (ст. 111 Конституции РФ). Председатель прави­тельства не позднее недельного срока после назначения представ­ляет Президенту свои предложения о персональном составе Прави­тельства (ст. 112 Конституции РФ). Назначает членов Правительст­ва и освобождает их от должности Президент (п. «д» ст. 83 Консти­туции РФ). Он может по собственной инициативе отправить все Правительство в отставку (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ).

Государственная Дума тоже может выразить недоверие Правительству, но это само по себе не влечет отставку. В таком случае Президент или объявляет об отставке Правительства, или, при несогласии с Государственной Думой, не делает этого. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то Президент или объявляет об отставке Прави­тельства, или распускает Государственную Думу (ст. 117 Конститу­ции РФ).

Председатель Правительства может и по собственной инициативе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума откажет Правительст­ву в доверии, то Президент в течение семи дней принимает решение либо об отставке Правительства, либо о роспуске Государственной Думы (ст. 117 Конституции РФ).

Правительство РФ,как сказано в Конституции, издает свои акты на основании и во исполнение Конституции РФ и федеральных скоков, а также нормативных указов Президента РФ (ст. 115 Конституции РФ). На практике Правительство выполняет и ненормативные указы, адресованные ему. Во всем этом прежде всего выра­жается природа Правительства как органа исполнительного. Но исполняя Конституцию, законы и указы Президента, Правительство распоряжается, издавая свои властные акты, «обязательные к исполнению в Российской Федерации» (ст. 115 Конституции РФ, ст. 23 Закона «О Правительстве Российской Федерации»). В этой формуле закреплена обязательность актов федерального Прави­тельства на всей территории России.

Названный выше перечень основных направлений деятельнос­ти, функций и полномочий Правительства не является исчерпыва­ющим. Как вытекает из п. «ж» ст. 114 Конституции РФ и ст. 22 Закона «О Правительстве Российской Федерации», Правительство, кроме упомянутых выше, «осуществляет иные полномочия, возло­женные на него Конституцией Российской Федерации, федераль­ными законами, указами Президента Российской Федерации».

При рассмотрении компетенции федерального Правительства необходимо учитывать, что, хотя Президент РФ по Конституции 1993 г. не является более главой исполнительной власти (он теперь глава государства, призванный, в частности, обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти — ч. 2 ст. 80 Конституции РФ), за ним сохранился ряд полномочий по осуществлению исполнительной власти (право назначения высших должностных лиц, присвоения высших чинов, рангов, воинских званий и т.д.). Решение таких вопросов, естественно, не входит в компетенцию Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, хотя Президент решает их, как правило, по представлениям этих органов.

Следует также иметь в виду, что Президент является по долж­ности Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и Председателем Совета Безопасности. В связи с этим ряд федеральных министерств и ведомств (в частности, обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, внешней разведки, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий) непосредственно подведомственны Президенту по вопросам его компетенции, закрепленным за ним Конституцией РФ и федеральными законами. Следовательно, по одним вопросам эти министерства и ведомства подчинены Правительству, а по другим — прямо Президенту, что также свидетельствует о разделении полномочий по осуществлению федеральной исполнительной власти между Президентом и Правительством РФ.

Правительство обязано выполнять указы и распоряжения Президента. В то же время оно обладает относительной самостоятельностью по отношению к нему; Президент вправе отменять акты Правительства только в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента (ч. 3 ст. 115), т.е. не может это сделать по соображениям нецелесообразности упомянутых актов.

Председатель Правительства — это не спикер его заседаний.
Он, как сказано в Конституции РФ, «определяет основные направления
деятельности Правительства... и организует его работу (ст. 11З). Право председательствовать на заседаниях Правительства имеет и Президент (п. «б» ст. 83 Конституции РФ). В таком случае Председатель Правительства уступает ему свое место председательствующего.

Наиболее важные вопросы компетенции Правительства РФ рассматриваются на его заседаниях, созываемых не реже одного раза в месяц (ст. 27 Закона «О Правительстве Российской Федерации»). Менее важные, но тоже требующие коллегиального обсуждений вопросы, рассматриваются на заседаниях Президиума Правительства — его постоянно действующего органа. В состав Президиума входят (по должности) Председатель Правительства и его заместители, а также некоторые министры. Президиум Правительства заседает обычно по мере необходимости. В Правительстве имеется также Комиссия по оперативным вопросам, которая вправе давать поручения оперативного характера федеральным министерствам и другим органам, подчиненным Правительству. Многие вопросы правительственной компетенции решаются единолично Председателем Правительства и его первыми заместителями без коллегиального рассмотрения.

Согласно ст. 115 Конституции РФ Правительство издает акты двух видов — постановления и распоряжения. Решения Правительства, имеющие общее значение и нормативный характер, оформля­ются как постановления; они принимаются на заседаниях Прави­тельства или его Президиума, Решения по оперативным и другим текущим вопросам, как рассматривавшимся, так и не рассматривавшимся в коллегиальном порядке, оформляются в виде распоря­жений Правительства. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ (ст. 23 Закона « О Правительстве Российской Федерации»). Распоряжения считаются актами не упомянутых должностных лиц, а Правительства как органа исполнительной власти.

Подведомственные Правительству РФ федеральные органы исполнительной власти весьма разнообразны. Это министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии России, службы, агентства, надзоры и т.д.

Министерства являются, как правило, отраслевыми органами (например, Министерство РФ по атомной энергии, Министерство обороны, Министерство путей сообщения). Но есть и межотрас­левые министерства (Министерство экономики, Министерство труда и социального развития и т.д.). Имеются и министерства по крупным проблемам (Министерство по делам национальностей и федеративным отношениям). Некоторые государственные коми­теты являются межотраслевыми органами (например, Государственный комитет по управлению государственным имуществом, Го­сударственный антимонопольный комитет), другие — отраслевы­ми органами (Государственный комитет по кинематографии). Иные органы федеральной исполнительной власти бывают и от­раслевыми, и межотраслевыми, и проблемными (например, Фе­деральная служба безопасности, Федеральная архивная служба, Федеральная служба геодезии и картографии, Федеральная служ­ба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению). Наименование «надзор» имеют органы, возглавляющие системы контрольно-инспекционных органов (Федеральный горный и про­мышленный надзор, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности).

Как уже отмечалось, система федеральных министерств и иных органов исполнительной власти РФ определяется Президентом РФ но представлению Председателя Правительства. Основы компетен­ции многих из этих органов (Государственной налоговой службы, Федеральной службы налоговой полиции, Государственного тамо­женного комитета и др.) очерчены федеральными законами. О каждом министерстве, ином федеральном органе исполнительной влас­ти имеется Положение, утверждаемое или Президентом, или Правительством.

Многие федеральные органы исполнительной власти имени свои территориальные органы (пример тому — территориальные управления Государственного антимонопольного комитета и Государственного комитета по поддержке и развитию малого предпринимательства, территориальные управления Государственного и таможенного комитета, военкоматы — региональные органы Министерства обороны). Территориальные органы федеральных ми­нистерств и иных федеральных органов исполнительной власти, если границы их деятельности совпадают с границами субъектов Федерации (а, как правило, так оно и бывает), возглавляют долж­ностные лица, назначаемые руководителями этих министерств и иных федеральных органов по согласованию с субъектами Феде­рации. Министерства РФ и иные федеральные органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия и коллегиальности при верховенстве единоначалия. Федеральные министры и другие руководители федеральных органов исполнительной власти РФ назначаются Президентом. Он же назначает заместителей руководителей и других членов коллегий тех цент­ральных органов, которые подведомственны непосредственно ему, а также некоторых других органов (ст. 32 Закона «О Правительстве Российской Федерации»). Правительство РФ назначает на долж­ность и освобождает от должности заместителей федеральных ми­нистров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их замес­тителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов (ст. 12 Закона «О Правительстве Российской Федерации»). Руково­дители федеральных министерств и иных органов исполнительной власти РФ издают свои приказы в пределах компетенции каждого из этих органов, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента, поста­новлений и распоряжений Правительства РФ. Коллегии этих орга­нов обсуждают и решают на регулярно проводимых заседаниях основные вопросы их компетенции. Председателем коллегий являются руководители упомянутых органов. Решения коллегий прово­дятся в жизнь приказами этих руководителей.

Системы органов исполнительной власти субъектов Федерации весьма разнообразны. Во многих республиках их высшие органы построены по той же схеме, что и федеральные. В некоторых рес­публиках (в Республике Мордовии, например) нет поста президен­та, и главой исполнительной власти там является глава правительства, а само правительство образуется парламентом и ответственно перед ним. Есть республики, где нет президента и где глава прави­тельства, избираемый непосредственно населением, является гла­вой исполнительной власти (Республика Карелия). В некоторых республиках (например, в Адыгее) президент, избираемый населе­нием, является одновременно главой государства и главой прави­тельства. Компетенция правительств республик определяется конституциями этих республик, республиканскими законами о прави­тельствах и различных отраслях и проблемах хозяйственной и социально-культурной деятельности. Правительства республик изда­ют постановления и распоряжения.

Согласно уставам областей, краев, городов федерального значе­ния и автономий, главы администраций избираются населением. В городах Москве и Санкт-Петербурге, некоторых областях и краях созданы и коллегиальные органы исполнительной власти — прави­тельства. Их состав определяется мэрами этих городов, главами администраций областей и краев. Возглавляют такие правительства чаще всего сами главы администраций, а иногда назначаемые ими премьер-министры. Компетенция глав администраций и прави­тельств определяется в основных чертах федеральным законода­тельством, а детально — уставами и законами самих этих субъектов Федерации.

Отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти субъектов Федерации являются их министерства, департа­менты, комитеты, главные управления, управления и отделы. Поло­жение о них утверждают в республиках их президенты или прави­тельства, а в областях, краях, городах федерального значения и автономиях — главы их администраций.

Обычно в республиках, городах федерального значения, краях и областях имеются: Министерство (в республиках) или Управле­ние юстиции, Министерство (в республиках) или Управление внут­ренних дел, Министерство финансов (в республиках) или Финансовое управление, Управление по вопросам инвестиций, Министерство или Управление сельского хозяйства, Комитет по архитектуре и строительству, Министерство или Комитет по экономике и про­гнозированию, Министерство или Комитет по управлению госу­дарственным имуществом, Комитет по вопросам обороны, мобили­зационной подготовки и ликвидации последствий стихийных бед­ствий, Министерство или Комитет по промышленности, Комитет по торговле, Комитет по внешнеэкономическим связям, Комитет по поддержке предпринимательства, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, Министерство или Комитет по использованию и охране недр и экологии, Министерство или Комитет по жилищ­ному и коммунальному хозяйству, Министерство или Комитет по транспорту, связи и дорожному строительству, Комитет по образо­ванию, Комитет по научно-технической политике, Министерство или Комитет по культуре, Комитет по туризму, Министерство или Комитет по здравоохранению, Комитет по вопросам женщин, семьи и демографической политики, Комитет по физической куль­туре и спорту, Комитет по делам молодежи, Комитет по национальным вопросам, Министерство или Комитет по социальной защите населения, Министерство или Комитет по труду и занятости насе­ления, Комитет по печати и информации, Отдел записи актов граж­данского состояния, Архивное управление или Архивный отдел.

Министры или главы иных органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации получают полномочия от их президентов или парламентов. Кандидатуры руководителей некоторых из таких органов, если это предусмотрено федераль­ным законодательством, предварительно согласовываются с руко­водителями соответствующих федеральных министерств и ве­домств (подлежат, например, согласованию с министром внутрен­них дел РФ кандидаты на должности министров внутренних дел ее республик).

Руководители отраслевых и функциональных органов исполнительной власти остальных субъектов Федерации назначаются и освобождаются от должности, как правило, мэрами городов федерального значения, главами областной, краевой администрации, причем руководители некоторых из этих органов — по согласова­нию с руководителями соответствующих федеральных минис­терств и ведомств (когда того требует федеральное законодательст­во). Начальники главных управлений, управлений внутренних дел назначаются, в порядке исключения из общего правила, не главами администраций, а министром внутренних дел РФ по согласованию с главой областной, краевой, городской (городов федерального зна­чения) администрации (записи о необходимости согласования ре­шения министра об освобождении от должности этих лиц в Феде­ральном законе «О милиции» нет).

В министерствах и ведомствах республик, в отраслевых и функциональных органах областной, краевой, городской (городов фе

Наши рекомендации