Председатель КНР. Порядок избрания, полномочия.

Председатель КНР, согласно Конституции, является главой государства, но это «слабый президент», так как он осуществляет основные полномочия главы государства только по решению ВСНП или его Постоянного комитета.

Его собственные полномочия сводятся преимущественно к актам, имеющим церемониальный характер, и актов, которыми оформляются решения ВСНП и его Постоянного комитета. Полномочия Председателя КНР на практике ограничены и по другой причине: все важные решения принимаются центральными органами Коммунистической партии Китая, в соответствии с которыми и действует Председатель КНР.

Председатель КНР избирается парламентом — ВСНП — на срок его полномочий — на пять лет. Им может стать любой гражданин КНР, обладающий политическими правами и достигший 45-летнего возраста. Одно и то же лицо не может быть избрано Председателем КНР более двух раз подряд.

На основании решений ВСНП и Постоянного комитета ВСНП Председатель КНР осуществляет следующие полномочия:

1. публикует законы,

2. назначает многих высших должностных лиц (Премьера Государственного совета, его заместителей, министров и др.),

3. награждает государственными наградами, присваивает почетные звания, назначает и отзывает дипломатических представителей КНР,

4. ратифицирует и денонсирует международные договоры,

5. публикует указы о полной или частичной мобилизации, о введении чрезвычайного положения, об объявлении состояния войны, о помиловании.

Наряду с Председателем КНР ВСНП избирает заместителя Председателя КНР. К кандидатуре заместителя предъявляются те же требования, что и к Председателю КНР. Заместитель Председателя КНР собственных полномочий не имеет. Он помогает Председателю КНР в его работе.
93.Правительство КНР.

К числу высших органов государственного управления относится Государственный совет — правительство КНР.

Государственный совет характеризуется Конституцией как центральное народное правительство, исполнительный орган государственной власти и высший государственный административный орган. Первое определение связано с тем, что в Китае существуют также местные народные правительства, которыми являются исполнительные комитеты местных собраний народных представителей. Формулировка «исполнительный орган государственной власти» связана с отказом от концепции разделения властей и означает, что Государственный совет выполняет решения ВСНП и его Постоянного комитета. Определение «высший государственный административный орган» свидетельствует о том, что Государственный совет возглавляет государственную администрацию (управление государством).

Государственный совет образуется ВСНП на его первой сессии после избрания. Он состоит из премьера Государственного совета (он теперь не может занимать эту должность более двух пятилетних сроков), его заместителей, министров, председателей комитетов, имеющих ранг министра, начальника секретариата.

Особенность состава Государственного совета состоит в том, что в нем есть должность Главного ревизора, имеющего ранг министра, и что некоторые министры не являются членами Государственного совета, не участвуют в его заседаниях или участвуют только с правом совещательного голоса. Изменения в составе Государственного совета между сессиями ВСНП производятся Постоянным комитетом ВСНП (кроме замены премьера — председателя Государственного совета, что может осуществляться лишь Всекитайским собранием народных представителей). Изменения в его составе (назначения и смещения) оформляются указами Председателя республики. Внутри Государственного совета создается его постоянный комитет. Он избирается первым на пять лет.

Государственный совет осуществляет полномочия, подобные полномочиям правительства в других странах. Вместе с тем между сессиями ВСНП и заседаниями Постоянного комитета он может издавать по экономическим вопросам акты, которые обычно принимаются в виде закона. Государственный совет реализует свои полномочия на пленарных заседаниях и на заседаниях Постоянного бюро. В последних участвуют премьер, его заместители, некоторые министры и начальник секретариата правительства. Многие акты Государственного совета принимаются в виде совместных решений Государственного совета и ЦК Компартии Китая. Наделе такими актами оформляются решения высших партийных органов.

Собственные акты Государственного совета (постановления) также нередко имеют характер ориентирующих предписаний, политических установок, несут значительную идеологическую нагрузку (например, «установки» Государственного совета об индивидуальных хозяйствах в городах и поселках, не связанных с сельским хозяйством, Положение об индивидуальной промышленности в городах и деревнях).

Автономия в КНР.

В Китае применяется прежде всего административная форма национально-территориальной автономии в условиях унитарного государства. Компактно проживающие национальные меньшинства могут создавать три вида автономных образований:

ü автономные районы — наиболее крупная единица,

ü автономные округа — среднее звено,

ü автономные уезды (таков традиционный перевод на русский язык китайских названий).

В Китае существуют пять автономных районов, 30 автономных округов и 121 автономный уезд. Автономные районы приравнены к провинциям, остальные входят в состав провинций или других административно-территориальных единиц.

В соответствии с законодательством Китая национальная автономия характеризуется как неотъемлемая часть унитарного государства, органы автономных образований выполняют обычные функции органов государственной власти и управления, но вместе с тем являются органами самоуправления населения данной территории. Они обязаны, в частности, сохранять единство страны.

Основы правового статуса автономных образований регулируются особым разделом Конституции КНР, а более детально — специальным законом об автономных национальных образованиях. Кроме того, автономные образования принимают свои Положения об автономии, которые подлежат утверждению вышестоящими органами (Положение об автономном районе утверждается Постоянным комитетом ВСНП, остальные Положения — соответствующими постоянными комитетами местных представительств тех административно-территориальных единиц, в состав которых входит данная автономия). Все Положения об автономии после их утверждения должны быть представлены для контроля Постоянному комитету ВСНП.

Помимо общих функций местных органов государственной власти и управления Конституция наделяет органы автономных образований еще и дополнительными полномочиями. Она устанавливает, что органы автономных образований на основе государственных планов самостоятельно, с учетом местных условий ведут экономическое строительство, упорядочивают систему общественных отношений, обеспечивают рациональное использование природных богатств и охрану природы, пользуются преимуществами при разработке местных природных ресурсов. Органы самоуправления самостоятельно распоряжаются местными финансовыми средствами, причем Государственный совет устанавливает для них преимущества при финансировании поступлений и расходов. Если акты вышестоящих государственных органов не соответствуют местным условиям, органы самоуправления автономий могут изменять или отменять их, но с разрешения вышестоящих государственных органов. Органы самоуправления автономий ведают делами образования, науки, культуры, имеют право внешнеэкономической деятельности.

В судопроизводстве используется местный язык, он употребляется в школах, издаются газеты на местных языках. В связи с принципом преимущественного развития национальных меньшинств в Китае проводится так называемая коренизация кадров в автономиях: законодательство предоставляет определенные преимущества для занятия государственных должностей лицам местных национальностей, а также лицам, проживающим в автономных районах, хорошо знающим язык и быт местного населения.

Специфической формой автономии являются «особые районы» Сянган (Гонконг) и Аомынь (Макао). В них существуют временные законодательные советы, избираемые населением, но утверждаемые китайским правительством, а также назначаемые губернаторы. Наряду с автономными образованиями в Китае существуют также так называемые национальные волости (более тысячи), не являющиеся формой автономии. Они не пользуются дополнительными полномочиями автономных образований. Это районы расселения сравнительно мелких народностей, но в управлении ими учитываются обычаи и традиции местного населения.

Наши рекомендации