Судебное конституционное право и процесс и другие отрасли права
Существует определенная взаимосвязь судебного конституционного права и процесса с другими отраслями права. Так, нормы административного и уголовного права направлены на охрану действия норм (институтов) судебного конституционного права и процесса.
Нормы трудового права и нормы права социального обеспечения, в равной мере регулируя общие для всех судей и работников аппаратов всех видов судов, могут устанавливать специфические правила и гарантии (льготы и др.) для конституционных судей, а также для работников аппарата конституционного суда.
В равной мере это относится и к другим отраслям права (земельному праву, налоговому праву и др.).
4. Конституционное правосудие как отрасль законодательства
В качестве одного из отличительных признаков судебного конституционного контроля (тем более в виде конституционного правосудия) справедливо называют особую систему законодательства, регулирующего соответствующую форму правосудия'.
Создание н функционирование конституционных судов, как показывает практика государств, в которых они предусмотрены на конституционном уровне, объективно вызывают необходимость принятия специальных законов, регулирующих качественно однородный комплекс общественных отношений в сфере конституционного правосудия. Такие законы конкретизируют, развивают и дополняют конституционные положения о конституционных судах, составляющие содержание института конституционного права.
Характерно, что во многих государствах принимаются специальные законы, посвященные отдельно судебному конституционному праву и судебному конституционному процессу (Грузия, Молдова, Румыния и др.).
Наряду со специальными законами отношения, связанные с компетенцией и деятельностью конституционных судов, могут регулироваться другими законами. Так, Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" не предусматривает каких-либо полномочий Конституционного Суда относительно проведения и итогов общероссийского референдума. Однако Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" в статье 12, посвященной процедуре назначения референдума, устанавливает, что до принятия соответствующего решения Президент Российской Федерации в течение 10 дней со дня поступления к нему документов и приложенных к ним материалов направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации, который проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и в течение месяца направляет Президенту соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию.
' См.: Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах. — Ростов-на-Дону : 1992. С.46.
5. Конституционное правосудие как наука
Научная разработка проблем конституционного правосудия закладывалась учеными-юристами в контексте развития теории правового государства особенно после первой мировой войны. Эти проблемы исследовались, прежде всего, представителями науки конституционного (государственного) права. После второй мировой войны широкое распространение получили сравнительно-правовые исследования конституционной юрисдикции в странах Запада (США, Великобритании, Канаде, в Скандинавских государствах).
Европейской комиссией за демократию через право (Венецианской комиссией Совета Европы) предпринято сравнительное исследование по проблеме конституционной юрисдикции. По результатам проведенного исследования проф. Г. Штайнбергер подготовил доклад, который был опубликован Советом Европы на английском, французском и русском языках'. Венецианская комиссия организует и проводит семинары, посвященные конституционному правосудию: роли конституционных судов в утверждении принципа верховенства (господства) права (Бухарест, Румыния. 1994), в защите основных прав граждан (Бриони, Хорватия. 1995), в формировании демократических институтов и правового государства (Ереван, Армения. Тбилиси, Грузия. 1996). Материалы семинаров представляют большой научный и практический интерес. Участники семинаров внесли большой вклад в научное осмысление актуальных проблем организации и функционирования конституционного правосудия, в особенности в странах Центральной и Восточной Европы, последовательно идущих по пути формирования правового государства.
Разработка проблем судебного конституционного контроля в советской юридической науке (1917 - 1991 гг.) была явно недостаточной, что объясняется как отсутствием в бывшем СССР самого института судебного конституционного контроля, так и практически отрицательным отношением к нему в силу его несоответствия основным теоретическим постулатам организации и функционирования советской государственной власти.
Имеющиеся в советской литературе разработки зарубежного судебного конституционного контроля были идеологизированы и ограничивались его критикой (хотя нельзя отрицать их ин-
' См.: Штайнбергер Г. Модели конституционной юрисдикции. Издание Совета Европы (Серия "Наука и техника демократии") 1994.
формационного значения). В ряду немногочисленных работ по этой проблематике нельзя не отметить монографии В.К. Дябло "Судебная охрана конституций в буржуазных государствах и в Союзе ССР" (М., 1928), М.А. Нуделя "Конституционный надзор в капиталистических государствах" (М., 1968), учебное пособие В.В. Маклакова "Конституционный контроль в буржуазных и развивающихся странах" (М., 1988). В 80-е годы в советской юридической науке происходит переоценка института судебного конституционного контроля (С.В. Боботов, М.А. Никифорова, В.В. Сарнцкий, В.А. Туманов и другие)'.
С созданием конституционных судов в Российской Федерации и в других независимых государствах — бывших республиках СССР начинается новый этап интенсивной научной разработки проблем охраны конституции, конституционного контроля, конституционного правосудия (Ж. Байшев, А.А. Белкин, Г.А. Гаджиев, В.В. Ершов, М.А. Крутоголов, Л.В. Лазарев, В.А. Кряжков, Т.Г. Морщакова, Ж.И. Овсепян, Б.Н. Топорнин, Т.Я. Хабриева, Ю.Л. Шульженко, Б.С. Эбзеев и др.). Большой вклад в теорию и осмысление опыта функционирования конституционного правосудия в современных условиях вносит ряд зарубежных последователей (Д. Барри, А. Бланкенагель, Б. Вагнер, Г. Галмаи, X. Зейберт, Л. Карласаре, X. Л.К. Кастро, Д. Коммерс, А. Мавчич, И. Неновски, О.М. Олтеану, А. Ла Пергола, Ч. Пинелли, К. Руйе, Р. Шарлей, Г. Шварц, Г. Штайнбергер и др.).
Особо плодотворные результаты приносят компаративистские исследования конституционного правосудия, что способствует созданию и развитию законодательства о конституционных судах в бывших социалистических странах, повышает эффективность деятельности конституционных судов в защите основных прав человека и гражданина на путях формирования демократических институтов, правового государства.
6. Конституционное правосудие как учебная дисциплина
В российском обществе еще нет ясного понимания, что такое конституционный суд. каково его место в судебной системе, что он может, а что ему неподвластно в силу его природы. Сто-
' Библиографию по проблеме судебного конституционного контроля см. в упомянутой книге Ж. И. Овсепян (С. 309 - 316). См. также: Боботов С В Конституционная юстиция (сравнительный анализ). — М.: 1994.
роны, участвующие в процессе, и адвокаты, их представляющие, не всегда видят разницу между конституционным судопроизводством и уголовным, гражданским процессом, что осложняет ведение процесса, ведет к его затягиванию. Противоречит конституционным нормам и природе конституционного суда как судебного органа предложение о предоставлении конституционному суду права по своей собственной инициативе возбуждать дела, касающиеся наиболее острых, актуальных вопросов жизни российского общества и государства. Граждане зачастую рассматривают конституционный суд как вышестоящую надзорную, апелляционную или контрольную инстанцию (отсюда большое количество их обращений, не подведомственных конституционному суду). В своих жалобах на решения судов общей юрисдикции граждане требуют проверить установление фактических обстоятельств дела либо заново заняться их установлением, что конституционному суду в принципе запрещено делать. Все эти факты говорят о том, что существует острая потребность в соответствующей подготовке юридических кадров в высших учебных заведениях, в правовом просвещении должностных лиц и граждан относительно конституционного правосудия, его природы, содержания, особенностей. К сожалению, в юридических вузах страны не читаются курсы конституционного правосудия. Молодые юристы практически не знакомы с особенностями конституционного судопроизводства как особого вида судопроизводства.
Предлагаемая программа учебного курса "Конституционное правосудие"' в логической последовательности раскрывает содержание судебного конституционного права и судебного конституционного процесса в их единстве — как материального содержания и соответствующей ему процессуальной формы.
' См.: Право и жизнь. 1996. № ю. С. 133-141.
Нормативное регулирование конституционного правосудия. Источники судебного конституционного права и процесса
1. К истории нормативного регулирования судебного конституционного контроля. Система источников судебного конституционного права и процесса.
2. Источники права, регламентирующие организацию и деятельность конституционных судов в посттоталитарных государствах.