Вопрос 13. Прекращение обязанностей Президента РФ. Отрешение Президента РФ от должности.
Общими основаниями прекращения обязанностей Президента РФ является ограничение 6 годами времени исполнения им своих обязанностей. Следовательно, полномочия Президента прекращаются по истечении конституционного срока - 6 лет или 12 лет при повторном избрании. Моментом прекращения полномочий является принесение присяги следующим главой государства.
Конституция РФ предусматриваетслучаи досрочного прекращения президентских полномочий. Это происходит в результате:
• отставки (президент представляет парламенту соответствующее заявление);
• стойкой неспособности исполнять полномочия по состоянию здоровья Процедура прекращения полномочий по состоянию здоровья в настоящее время законодательно не урегулирована.;
• отрешения от должности.
В Российской Федерации предусмотрена конституционная возможность досрочного отрешения Президента РФ от должности, именуемая в международной практике процедуройимпичмента.
Процедура импичмента в РФ имеет 3 стадии:
• выдвижение Государственной Думой обвинения против Президента РФ - начало процедуры;
• заключения Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ;
• отрешение Президента от должности Советом Федерации.
Содержание этих стадий следующее:
• обвинение выдвигается Государственной Думой РФ большинством в 2/3 голосов и по предложению не менее 1/3 депутатов и при наличии заключения специальной комиссии; если Президент обвиняется в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления;
Решение СФ об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в 3-х месячный срок после выдвижения обвинения. В противном случае обвинение считается отклоненным.
• В случае досрочного прекращения Президентом РФ своих полномочий по любому основанию исполнение обязанностей Президента РФ возлагается на Председателя Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права роспуска Государственной Думы. Выборы нового Президента РФ проводятся в 3-месячный срок.
Вопрос 14. Правовой статус и структура Федерального собрания РФ.
Федеральное Собрание - парламент в системе органов государственной власти
В системе госорганов Федеральное Собрание - парламент РФ играет роль представительного и законодательного органа России.
Главные функции парламента:
• представление многонационального народа России с учетом федеративного устройства государства;
• законодательная деятельность на федеральном уровне.
Принципы деятельности парламента РФ:
• независимость от других органов госвласти;
• невмешательство в работу других органов госвласти;
• взаимодействие с другими органами госвласти в рамках компетенции.
Двухпалатная структура парламента РФ
Двухпалатная структура парламента характерна для стран с устойчивыми демократическими традициями, а также для федераций (например для США, ФРГ, Бразилии, Франции, Великобритании, Италии, Японии и др.).
Цели разделения парламента на две палаты:
• обеспечение равновесия между интересами страны в целом и ее регионами;
• консолидация федераций;
/ профессионализация деятельности парламента, "разделение труда";
/ воспрепятствование радикализму (одна палата сдерживает другую);
• укрепление стабильности в обществе.
Обычно одна из палат (которую часто называют нижней) выражает интересы народа в целом, например Палата Представителей в США, Палата Общин в Великобритании, Национальное Собрание во Франции.
Другая палата (верхняя, в большинстве стран Сенат) выражает интересы составных частей государства.
Парламент РФсостоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации.
Государственная Думапредставляет народ Российской Федерации в целом и играет роль нижней палаты (распространенный термин, хотя не закреплен в Конституции официально). Состоит из 450 депутатов, которые избираются путем всеобщих, прямых равных выборов при тайном голосовании сроком на 5лет.
Совет Федерации представляет интересы субъектов РФ и играет роль верхней палаты, формируется по должностному принципу из глав законодательной и исполнительной власти субъектов федерации и соответственно состоит из 178 членов (по два от каждого субъекта).
Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ" от 05.08.2000 № 113-ФЗ установил принципиально иную систему формирования Совета Федерации:
• упразднен принцип членства в Совете Федерации по должности и совмещения должности главы субъекта федерации или главы представительного (законодательного) органа с должностью члена СФ;
• Совет Федерации формируется из представителей регионов, работающих в парламенте на постоянной основе и не являющихся главами субъектов или их представительных органов;
• одного представителя субъекта РФ в Совете Федерации назначает глава субъекта, другого - избирает представительный (законодательный) орган.
Реформирование СФ (постепенная замена в нем глав регионов на представителей от регионов) было осуществлено до 01.01.2002.
Главный результат реформы Совета Федерации - профессионализация деятельности данной палаты парламента и разделение функций члена парламента и руководителя субъекта федерации, что соответствует мировой практике.
Компетенция - объем полномочий, посредством которых раскрываются функции того или иного государственного органа.
Обычно парламенты имеют три главные функции:
1. принятие законов;
2. утверждение бюджета;
3. контрольные функции (в России выражена слабее по сравнению с другими странами).
Виды компетенции:
/ общая - направленность деятельности парламента в целом;
/ специальная - вопросы исключительного ведения, как правило, закрепленные в Конституции.
Вопрос 15: Государственная дума: порядок формирования, состав, компетенция, акты.
Государственная Дума: порядок формирования, состав, компетенция, акты.
Государственная Дума Федерального Собрания РФ избирается непосредственно гражданами РФ на основе прямого и равного избирательного права при тайном голосовании.