Основные типы государственного устройства. Особенности российского федерализма.

Тип государственного устройства характеризует способ национально-государственного и административно-территориального деления государства и способы взаимосвязи его территориальных образований.

Исторически сложились три "классических" формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация.

Территориальное устройство гос ва - элемент формы государства.

Гос устройство в широком смысле - все что относится к устройству и организации гос власти.
Территориальное устройство - внутреннее административно-территориальное либо национально-территориальное деление государства, а также разграничение властных полномочий между центральной властью, региональной властью и местной властью.

Государства :

- простые (унитарные). Административно-территориальное деление, мононациональные гос ва (польша, чехия, дания, норвегия)

•Централизованные
•Децентрализованные

- сложные (федерация)

•Федерация
•Конфедерация
•Империя

Федерализм закреплен как одна из основ конституционного строя России. Федерализм - это конституционная основа исторически сложившегося государственного единства народов РФ, в которой выражено добровольное желание всех наций, народов, субъектов РФ, т.е. всего многонационального народа России, сохранить "исторически сложившееся государственное единство". Он выступает как юридическая гарантия целостности территории России, составляющих ее республик и территорий.

Федерализм призван: обеспечивать и сохранить исторически сложившееся государственное единство, территориальную целостность государства; интегрировать его территориальные сообщества; учитывать и сочетать многообразные интересы государства и особенности его частей; способствовать их самоорганизации и саморегулированию; противодействовать различным формам обособления (регионального, этнического и иного свойства).

Федерализм как форма и принцип организации гос-ва по содержанию проявляет себя в виде совокупности задач, целей, способов, конституционно-правовых отношений, норм и принципов, определяющих основное предназначение Федерации - установление пределов централизации и децентрализации власти и управления на всей территории страны.

Сущность рос федерализма составляют гос-ная целостность, единство системы гос власти, разграничение предметов ведения и полномочий между фед-ми органами гос власти и органами власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов.

Федерализм в России выступает прежде всего как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на территории страны. Это получило свое выражение в создании различных форм национальной государственности народов РФ - республик, автономной области, автономных округов, а также преобразовании одних форм национальной государственности в другие.

Принцип федерализма способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни. Поэтому субъектами РФ наряду с национально-государственными образованиями признаются края, области, города федерального значения. РФ построена на сочетании территориальных с национально-территориальными началами добровольного объединения ее субъектов. Это объединение нашло отражение в Конституции РФ.

Основы конституционного строя включают следующие принципы федерализма, определяющие гос-но-территориальное устройство РФ:

1) государственная целостность;

2) равноправие и самоопределение народов;

3) единство системы государственной власти;

4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами гос власти субъектов Федерации;

5) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами гос. власти.

Равноправие также выражается в равном представительстве в Совете Федерации. "В СФ входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнит-го органов власти".

Еще один признак равноправия субъектов – разграничение в Конституции РФ предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. РФ взяла на себя обязательство руководствоваться основными принципами федерализма, в соответствии с которыми субъектам Федерации должна быть предоставлена вся полнота государственной власти вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Объем принадлежащих исключительно РФ предметов ведения и полномочий определен с учетом того, что он должен быть достаточным для обеспечения интересов Российского государства в целом, всего многонационального народа России.



Наши рекомендации