Норма права. Понятие, признаки и классификация.
НП — установленное гос-ом общеобязательное, формально-определенное правило поведения, направленное на урегулирование общественных отношений.
Признаки:
1) общеобязательный характер – она воплощается в безличностное, неперсонифицированное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретным индивидам, а всем субъектам – ФЛ и ЮЛ;
2) формальная определенность – выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего она призвана четко и строго определять рамки деяний субъектов;
3) связь с государством – устанавливается гос-ми органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия – принуждением, наказанием, стимулированием;
4) предоставительно-обязывающий характер – представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;
5) микросистемность - правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимосвязанных, взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.
Классификация:
1) в зависимости от содержания они подразделяются на:
-исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);
-общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;
-специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);
2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;
3) в зависимости от их характера на:
-материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.);
-процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);
4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:
-императивные (содержащие властные предписания);
-диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);
-поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);
-рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для гос-ва и общества вариант поведения);
5) в зависимости от времени действия на:
-постоянные (содержащиеся в законах);
-временные (указ Президента о введении ЧП в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);
6) в зависимости от функций на:
-регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности уч-ов правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.);
-охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);
7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм:
-общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ);
-специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц – пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);
8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы на:
-абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность);
-относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания – лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);
9) в зависимости от сферы действия на:
-общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы УИК РФ);
-региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.);
-локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);
10) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов;
11) в зависимости от способа правового регулирования:
-управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств);
-обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги);
-запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);
12) в зависимости от субъектов правотворчества на нормы принятые:
-государственными (законодательными, исполнительными) органами;
-негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).