Правовые системы современности: понятие и классификация.

Правовая система (правовая семья) – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Элементы правовой системы:

- система права - внутреннее строение права, деление его на отрасли, на частное и публичное;

- система законодательства – комплекс нормативно-правовых актов высшей юридической силы, отражающих систему права;

- правовые института и учреждения;

- правовые понятия, принципы, символика;

- правовая политика, идеология, культура;

- юридическая практика.

Правовая семья – это несколько родственных национальных правовых систем, которые характ-ся сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования, отраслевой структуры; унифицированность юридической терминологии, понятийного аппарата; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин). В зависимости от вышеназванных признаков выделяют следующие основные правовые семьи:

1) романо-германскую (семью континентального права);

2) англосаксонскую (семью общего права);

3) религиозную (семью мусульманского и индусского права);

4) традиционную (семью обычного права).

К романо-германской правовой семьеотносятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. Современная правовая система России при всех ее особенностях более родственна именно романо-германской правовой семье.

Признаки:

-единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

-главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения;

-правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

-писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

-высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормат-х актов;

-весомое положение занимают подзаконные нормат-е акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

-деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли; правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

-на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

-особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право.

В своем становлении романо-германская правовая семья прошла три главных этапа:

1) эпоха Римской империи - XII в. н.э. - зарождение римского права и его упадок в связи с гибелью Римской империи (476 г. н.э.), господство в Европе архаических способов решения споров - поединки, ордалии (испытания), колдовство и т.д., т.е. фактическое отсутствие права;

2) XIII - XVII вв. - возрождение (ренессанс) римского права, распространение его в Европе и приспособление к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти;

3) XVIII - XX вв. - кодификация права, принятие Конституций (в США, Польше, Франции и т.п.), появление отраслевых кодексов (Гражданский кодекс Франции 1804 г., Гражданское уложение Германии 1896 г.), создание национальных правовых систем.

К англосаксонской правовой семьеотносятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Признаки:

-основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

-ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе гос-х органов;

-на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке;

-главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное; нет кодифицированных отраслей права;

-отсутствует классическое деление права на частное и публичное; широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в кач-ве вспомогательных, дополнительных источников;

-юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.

В своем становлении англосаксонская правовая семья прошла четыре главных этапа:

1) до 1066 г. (нормандского завоевания Англии) – отсутствие общего для всех права; основным источником права являлись местные обычаи, различные для каждого региона;

2) 1066 - 1485 гг. (от нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) - централизация страны, создание в противовес местным обычаям общего права для всей страны, которое отправляли королевские суды;

3) 1485 - 1832 гг. – период расцвета общего права и его упадка; нормы общего права стали отставать от реальной действительности: во-первых, общее право было слишком формальным и громоздким, что снижало его эффективность; во-вторых, дела, которые было сложно либо невозможно решать, опираясь на общее право, стали разрешаться посредством возникшего "права справедливости", которое самостоятельно творил английский лорд-канцлер (представитель короля), исходя из принципов справедливости;

4) 1832 г. - наши дни - судебная реформа 1832 г. в Англии, в результате которой судьи получили возможность по своему усмотрению решать юрид дела, опираясь как на общее право, так и на собственное убеждение справедливости (т.е. при рассмотрении дел судьями принимаются во внимание как образцы решения подобных дел в прошлом - судебные прецеденты, так и мнение судей, основанное на их собственном понимании справедливости, - "судьи творят право, право есть то, что говорят о нем судьи"); распространение данной системы на английские колонии, где они внедрились, согласуясь с местной спецификой.

К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусул-х стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Малайзии и др.

Признаки:

-главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;

-источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

-весьма тесное переплетение юр-х полож-й с религиоз-ми, философ-ми и моральными постулатами и с местными обычаями образ-ет в своей совокупности единые правила поведения;

-особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;

отсутствует деление права на частное и публичное;

-нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

-судебная практика в собственном смысле слова не является источником права;

-во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

К семье традиционного праваотносятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

Признаки:

-доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

-обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;

-обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;

-нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше;

-судебная практика (юридический прецедент) не выступает в кач-ве основ-го источника права;

-судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;

-юридическая доктрина не играет существенной роли в юрид-й жизни данных обществ;

-архаичность многих ее обычаев и традиций.

Таким образом, правовые семьи неоднородны. В каждой из перечисленных семей имеются свои отличительные особенности, одновременно неизбежно присутствуют и черты, присущие любому праву и любой правовой системе. Общий признак - все они выступают в кач-ве регуляторов общ-й жизни, средством управления обществом, выполняют охранительную, защитительную и принудительную роль, стоят на страже прав человека и гражданина.

Наши рекомендации