Контрольные полномочия Президента Российской Федерации

Контрольные полномочия Президента РФ в сфере исполни­тельной власти обусловлены его конституционным статусом как главы государства, гаранта Конституции РФ, прав и свобод чело­века и гражданина. Поэтому речь идет 6 его конституционных кон­трольных полномочиях.

Президентский контроль в сфере управления осуществляется в двух основных формах:

а) непосредственный контроль Президента РФ;

б) президентский контроль через соответствующие президен­тские структуры.

Непосредственный контроль Президент РФ осуществляет, пре­жде всего, в области подбора и расстановки кадров на федераль­ном уровне. Например, по представлению Председателя Правитель­ства РФ он назначает на должность министров; назначает предста­вителей России в иностранных государствах, высшее командование Вооруженных Сил и др.

Президент РФ, решая вопросы о назначении на должность, одновременно контролирует деятельность должностных лиц, осуще­ствляющих подбор кандидатур на соответствующие должности.

В соответствии со ст. 83 Конституции РФ Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ. Это позво­ляет ему не только участвовать в обсуждении различных вопросов, вносить свои предложения, но и непосредственно контролировать правильность, целесообразность и необходимость принятия соответ­ствующих решений Правительством РФ по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

Осуществляя контроль за деятельностью Правительства РФ, Президент РФ имеет право, в частности, отменять постановления и распоряжения Правительства РФ, если они противоречат Консти­туции РФ, принимать решения об отставке Правительства РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. "О структуре федеральных органов исполнительной власти"1 ему под-


СЗРФ. 2000. № 21. Ст. 2168.




Раздел VI. Административное право и законность в управлении

Глава 19. Способы обеспечения законности в управлении



чинен и подотчетен ряд федеральных органов исполнительной вла­сти (например, Министерство обороны РФ, Министерство внутрен­них дел РФ и др.). Его контрольные полномочия в отношении этих органов закреплены в нормативных актах, регулирующих их дея­тельность.

Значительную роль в осуществлении президентского контро­ля играет Администрация Президента РФ. В соответствии с Поло­жением об Администрации Президента РФ1, утвержденным Указом Президента РФ от 2 октября 1996 г., она осуществляет контроль и проверку исполнения федеральных законов, указов и распоряже­ний Президента РФ.

Важные функции и полномочия по обеспечению конституци­онных контрольных полномочий Президента РФ осуществляет Глав­ное контрольное управление Президента РФ. Положение о нем ут­верждено Указом Президента РФ от 16 марта 1996 г.2

В соответствии с названным Положением Главное контрольное управление осуществляет контроль и проверку исполнения феде­ральными органами исполнительной власти, органами исполнитель­ной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также орга­низациями федеральных законов, указов и распоряжений Прези­дента РФ. На него возложены контроль и проверка исполнения по­ручений Президента РФ, руководителя Администрации Президента РФ, а также контроль за деятельностью подразделений Админис­трации Президента РФ.

Для реализации своих задач и функций Главное контрольное управление вправе создавать комиссии, к работе которых могут привлекаться представители правоохранительных, контролирую­щих органов, специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ. Такие комис­сии образуются для проведения проверок и принятия в ходе их соответствующих мер по оперативному устранению выявленных нарушений и их предупреждению. Формой контроля является так­же направление должностных лиц данного Управления на заседа­ния Правительства РФ, его Президиума, коллегий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также на совещания, проводимые федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной вла­сти субъектов РФ.

В процессе проведения проверок Главное контрольное управ­ление имеет право требовать от федеральных органов исполнитель­ной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, от орга­низаций необходимые документы, объяснения и другую информа-

1 СЗ РФ. 1996. № 41. Ст. 4682.

2 СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1066. -

цию; вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу нарушений и неисполнения федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ.

При обнаружении нарушений Главное управление вправе ста­вить перед соответствующими руководителями федеральных орга­нов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъек­тов РФ вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих, виновных в неисполнении или ненад­лежащем исполнении своих служебных обязанностей, в том числе о временном отстранении таких лиц от исполнения должностных обязанностей.

По результатам проверок Главное управление направляет предписания об устранении выявленных нарушений руководите­лям федеральных органов исполнительной власти, органов испол­нительной власти субъектов РФ. Такие предписания подлежат без­отлагательному рассмотрению и не позднее чем в месячный или иной, установленный в предписании, срок должны быть приняты меры по устранению выявленных нарушений, о чем сообщается в Главное контрольное управление.

В необходимых случаях Главное управление направляет ма­териалы проверок в органы прокуратуры, внутренних дел, феде­ральной службы безопасности для принятия соответствующих мер.

По итогам проверок оно готовит информацию и предложения Президенту РФ о предупреждении нарушений и совершенствова­нии деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, о привлечении к ответственности и приостановлении деятельности соответствующих должностных лиц до принятия решения по результатам проверок.

При осуществлении своих функций и полномочий Главное кон­трольное управление тесно взаимодействует с различными феде­ральными органами государственной власти, органами государствен­ной власти субъектов РФ.

Президентский контроль в сфере управления осуществляется также через институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. В частности, на полномочного представи­теля возложена организация контроля за исполнением в федераль­ном округе решений федеральных органов государственной власти. Он вправе организовывать проверки исполнения указов и распоря­жений Президента РФ, а также хода реализации федеральных про­грамм, использования федерального имущества и средств федераль­ного бюджета в федеральном округе. К его основным обязанностям отнесено обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ. Полномочный представитель согласовы­вает кандидатуры для назначения на должности федеральных го­сударственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти




Раздел VI. Административное право и законность в управлении

Глава 19. Способы обеспечения законности в управлении



_L

должности осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ или иными федеральными органами исполнительной власти; в его функции входит согласование проектов решений федеральных ор­ганов государственной власти, затрагивающих интересы федераль­ного округа или субъекта РФ, находящегося в пределах этого округа. Полномочный представитель при исполнении должностных обязанностей имеет право беспрепятственного доступа в любые организации, находящиеся в пределах соответствующего федераль­ного округа.

Наши рекомендации