Раздел IV. Ответственность по административному праву

новыми актами признаков (элементов), наличие которых может по­влечь административную ответственность.

Признаками (элементами) состава административного правона­рушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъек­тивная сторона.

Объектом являются общественные отношения, урегулирован­ные нормами права и охраняемые мерами административной ответ­ственности. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различны­ми. Например, мелкое хулиганство состоит в посягательстве на об­щественный порядок, но выражаться оно может в совершении дей­ствий, примерный перечень которых дан в формулировке понятия "мелкое хулиганство", изложенной в законе. Причем закон напря-. мую не устанавливает запрета на их совершение, а делает это пу­тем установления за это административной ответственности.

Объективная сторона заключается в действии или бездей­ствии, запрещенном административным правом. Как уже отмеча­лось, действие или бездействие может посягать на конкретные об­щественные отношения, урегулированные многими отраслями права (гражданского, трудового, финансового и др.). Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во мно­гих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, ха­рактера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематично­сти. Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия — неоднократность, повторность, дляще­еся нарушение.

Законодательство об административных правонарушениях в прямой форме фиксирует именно эти элементы содержания объек­тивной стороны административного правонарушения.

Неоднократность однородного действия или бездействия слу­жит непременным условием для признания его объективной сторо-, ной административного правонарушения. Отсутствие однородности исключает возможность его такой характеристики.

Повторность по законодательству об административных пра­вонарушениях означает совершение одним и тем же лицом в тече­ние года однородного правонарушения, за которое оно уже подвер­галось административному взысканию. Повторность служит обсто­ятельством, отягчающим ответственность за административное пра­вонарушение. Повторность необходимо отличать от неоднократно­го правонарушения, квалифицируемого как единое, а не несколько правонарушений.

Длящимся является действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложен-


Глава 13. Административная ответственность

ных на виновного законом под угрозой административной ответ­ственности. Длящееся административное правонарушение является единым, независимо от продолжительности действия или бездей­ствия.

Длящееся административное правонарушение следует отли­чать от продолжаемого, под которым понимается совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых он подлежит административной ответственно­сти. Например, им может быть нарушение правил содержания и ремонта жилых домов, если оно совершено неоднократно.

Субъектами административного правонарушения признаются: а) физические лица; б) юридические лица.

Среди физических лиц различаются: а) граждане; б) другие весьма разнообразные категории лиц, признаваемых субъектами административного правонарушения с учетом особенностей их пра­вового положения, выполняемых профессиональных, социальных функций, состояния здоровья, принадлежности к религиозным объе­динениям.

Для отдельных категорий лиц эти факторы обусловливают дополнительные основания для административной ответственности, для других — ограничение применения ее мер.

К числу первой группы относятся должностные лица, водите­ли транспортных средств и др. Так, должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими адми­нистративных правонарушений в связи с неисполнением или ненад­лежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом должностные лица подлежат административной ответственности не только за собственные действия или бездействия, но и подчинен­ных работников, нарушающих соответствующие правила. За дру­гие административные правонарушения они несут ответственность на общих основаниях.

Ко второй группе относятся лица, которые за административ­ные правонарушения несут ответственность в основном в соответ­ствии с дисциплинарными уставами, специальными положениями о дисциплине, правовыми актами, регламентирующими прохожде­ние государственной службы в определенных органах, а в прямо предусмотренных КоАП РФ случаях — административную ответ­ственность на общих основаниях (военнослужащие, сотрудники ор­ганов внутренних дел и др.). К указанным лицам не могут быть при­менены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим службу по призыву, так­же в виде административного штрафа (см. ст. 2.5). КоАП в общей форме определяет, что административной ответственности подле­жат вменяемые лица, достигшие к моменту совершения админист­ративного правонарушения 16-летнего возраста (ст. 2.3, 2.8).




Раздел IV. Ответственность по административному праву

Глава 13. Административная ответственность



В его Общей части нет упоминания о гражданах как субъек­тах административной ответственности, но они со всей очевиднос­тью выделяются в статьях его Особенной части.

Отсутствует и понятие субъекта административного правона­рушения. Из закона вытекает необходимость различий между субъ­ектами административной ответственности и административного правонарушения. Не всегда субъект административного правонару­шения подлежит административной ответственности. Например, военнослужащие за такие правонарушения, как правило, подлежат не административной, а дисциплинарной ответственности. Следова­тельно, круг субъектов административного правонарушения и круг субъектов административной ответственности не совпадают.

По КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонаруше­ний в случаях, предусмотренных КоАП и законами субъектов РФ.

В случаях, если в статьях КоАП РФ не указано, что установ­ленные данными статьями нормы применяются только к физичес­кому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы действу­ют в отношении и физического, и юридического лица, за исключе­нием случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу (например, самовольное оставление места отбывания административного ареста и т. п.).

Наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привле­чение к административной или уголовной ответственности физичес­кого лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица подлежат административной ответственности на общих основаниях за совершенные административные правонару­шения: а) на территории РФ, б) континентальном шельфе, в исклю­чительной экономической зоне РФ в случаях, предусмотренных частью 2 ст. 8.16, ст. 8.17—8.20, частью 2 ст. 19.4 КоАП РФ. Напри­мер, за невыполнение капитаном судна, осуществляющего добычу (промысел) водных биологических (живых) ресурсов, предусмотрен­ных законодательством РФ обязанностей по ведению промыслово­го журнала, а равно внесение в него искаженных сведений; невы­полнение законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа РФ или органа охраны исключительной экономической зоны РФ об остановке судна и др.

Субъективная сторона административного правонарушения — психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправ­ному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности. Лицо, совер­шившее противоправное действие или бездействие, в указанных

формах, при наличии других признаков состава правонарушения, признается виновным в его совершении. Вина как обязательный признак административного правонарушения предусмотрена ст. 2.1 КоАП РФ.

Иными словами, это означает также, что вина есть психичес'-кое отношение лица к совершенному им противоправному действию или бездействию и возможным их последствиям. Вина, следователь­но, может проявляться в форме умысла и неосторожности.

Умышленное действие или бездействие означает, что лицо, со­вершившее его, сознавало противоправный характер своего дей­ствия или бездействия, предвидело его вредные последствия и же­лало наступления таких последствий или сознательно их допуска­ло, либо относилось к ним безразлично.

Неосторожное административное правонарушение имеет мес­то в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП РФ).

В Особенной части КоАП форма вины чаще всего не обозна­чается. Обычно большинство из них могут быть совершены в лю­бой ее форме. Формулировка ряда правонарушений предполагает, что оно может быть совершено только в форме умысла (мелкое хулиганство, мелкое хищение и т. д.); в редких случаях форма вины указывается в текстах статей КоАП РФ, законах субъектов РФ, устанавливающих ответственность за те или иные административ­ные правонарушения.

Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть факуль­тативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признается административным правонарушением, есуш они совершены по мотивам и в целях, прямо указанных в за­коне. Характеристика вины физического лица как субъекта адми­нистративного правонарушения не может быть применена к юриди­ческому лицу как особому субъекту права. Поскольку правоспособ­ность юридического лица реализуется его уполномоченными долж­ностными лицами (иногда — участниками), а фактическая деятель­ность осуществляется его работниками, то в конечном счете о вине юридического лица можно говорить применительно к ним. Во-пер­вых, вина юридического лица может выражаться в деяниях долж­ностного лица (участника), чьи действия признаются законом дей­ствиями самого юридического лица, во-вторых, в деятельности дру­гих лиц, ведущей к противоправному для юридического лица ре-




Раздел IV. Ответственность по административному праву

Глава 13. Административная ответственность

зультату фактического характера. Согласно КоАП РФ 2001 г. юри- , дическое лицо признается виновным в совершении административ­ного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ и законами субъектов РФ предусмотрена административ­ная ответственность, но данным лицом не были приняты все зави­сящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1).

Только при наличии состава административного правонаруше­ния лицо, его совершившее, может быть привлечено к администра­тивной ответственности. В теории и на практике при выявлении и сущности квалификации правонарушений часто возникает вопрос о его соотношении с преступлением, дисциплинарным проступком.

В литературе высказаны различные мнения относительно со^-циально-правовой сущности административного правонарушения: а) последние являются общественно опасными, но по своему харак­теру менее общественно опасны, чем преступления; б) вредными для общества, но не общественно опасными; в) одни администра­тивные правонарушения общественно опасны, другие являются вредными, но не общественно опасными.

Основы законодательства СССР и союзных республик, а вслед за ними Кодекс РСФСР, Кодекс РФ об административных право­нарушениях не содержат указания на общественную опасность. Сле­довательно, с формальной точки зрения административные право­нарушения являются противоправными, не имеющими обществен­ной опасности.

По существу, административные правонарушения, как и пре­ступления, являются общественно опасными, различаясь лишь по степени такой опасности.

Во-первых, оба этих вида правонарушений часто имеют общий объект посягательства; во-вторых, общественная опасность опреде­ляется не характером единичного правонарушения, а их распрост­раненностью, "массовидностью", в-третьих, общественная опасность проявляется в самой их противоправности; в-четвертых, обществен­ная опасность выражается во вредности правонарушений. Поэтому противопоставление общественной опасности и вредности являет­ся необоснованным. В УК РФ общественная опасность обоснованно сводится к причинению вреда и созданию угрозы его причинения личности, обществу или государству (см. ст. 14). В-пятых, постоян­но идет процесс декриминализации и криминализации одних и тех же по своему характеру правонарушений, что подтверждает прин­ципиальную социальную однородность соответствующих правона-' рушении; в-шестых, если административные правонарушения не общественно опасны, то обоснованна ли государственная репрессия за их совершение; в-седьмых, за некоторые административные пра­вонарушения предусмотрены более суровые меры ответственности, чем за многие преступления; в-восьмых, степень общественной опас-

ности лежит в основе разграничения преступлений и администра­тивных правонарушений вообще (внешне сходных), частично совпа­дающих преступлений и административных правонарушений в осо­бенности.

Особый вопрос — о юридических критериях отграничения внеш­не сходных преступлений и административных правонарушений.

Такие юридические критерии содержатся в уголовном и адми­нистративном законодательстве и могут относиться к объекту, объ­ективной стороне, субъекту и Субъективной стороне составов соот­ветствующих правонарушений. Например, закон определяет, что субъектом определенных преступлений признается лицо, достигшее 14-летнего возраста, административного правонарушения — толь­ко лица, достигшие 16-летнего возраста; нарушение правил дорож­ного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшие причинение легкого вреда здоровью потерпевшего — ад­министративное правонарушение, а те же действия, повлекшие при­чинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека — преступление. Поэтому для определения характера правонаруше­ния, его юридической природы необходим тщательный сравнитель-ный анализ положений законодательства, устанавливающего ответ­ственность за их совершение.

Административное правонарушение отличается от дисципли­нарного проступка тем, что последний, по общему правилу, опосре-дуется трудовыми, служебными отношениями. Нередко нарушение трудовых, служебных обязанностей одновременно признается ад­министративным правонарушением. Подобные правонарушения по­лучили в литературе название "административно-дисциплинарные правонарушения (проступки)". Их субъектами являются не граж­дане, а лица, на которых возложено выполнение определенных тру­довых, служебных функций.

В законодательстве и литературе нередко говорится о наруше­нии налогового, экологического и другого законодательства и адек­ватных им правонарушениях — налоговых, экологических и т. п. как основаниях ответственности (например, экологической и т. д.). Од­нако в подобных случаях допускаются существенные неточности. Прежде всего, когда речь идет о нарушении того или иного зако­нодательства, то имеется в виду нарушение его только определен­ных норм, регулирующих либо однородные отношения, либо в спе­цифической сфере. Понятие "нарушение" употребляется как родовое, охватывающее правонарушения, являющиеся основанием различных видов юридической ответственности — уголовной, ад­министративной, гражданско-правовой, дисциплинарной. Следова­тельно, по юридической природе нарушения законодательства мо­гут быть соответственно преступными, административными и дру­гими. А это означает, что с юридической точки зрения некоррект­но выделять экологическую, налоговую и т. д. ответственность.


.252

Раздел IV. Ответственность по административному праву

Наши рекомендации