Понятие и виды административных наказаний

Административное наказание — установленная государством мера ответственности за совершение административного правона­рушения. Применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими ли­цами. Оно не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Административные наказания выполняют в известной мере функцию предупреждения преступлений.

Административные наказания имеют сходство и различие с мерами административного пресечения. Их объединяет часто общ­ность оснований применения (административное правонарушение), а также их целевое назначение — предупреждение правонару­шений.

Однако меры административного пресечения не являются ме­рами административной ответственности. Они направлены на пре­кращение правонарушения и привлечение нарушителя к ответ­ственности в соответствии с характером совершенного им право­нарушения. Меры пресечения могут предшествовать применению административных наказаний и не влияют на их выбор органом, су­дьей, должностным лицом, решающим дело. При наличии обстоя­тельств, указанных в законе, меры административного пресечения могут предшествовать применению уголовно-процессуальных мер, если в действиях (бездействии) будут установлены признаки пре­ступления.

Административные наказания выражаются, как правило, либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонаруши­теля. Некоторые административные взыскания сочетают в себе од­новременно и моральное осуждение, и материальное воздействие,

и временное ограничение прав нарушителя (например, админист­ративный арест, лишение специальных прав и др.).

Административные наказания образуют стройную систему, определяемую общностью природы, оснований и целей их приме­нения, возможностью их взаимозаменяемости.

Основными видами административных наказаний являются:

а) предупреждение;

б) административный штраф;

в) возмездное изъятие орудия совершения или предмета ад­министративного правонарушения;

г) конфискация орудия совершения или административного правонарушения;

д) лишение специального права, предоставленного физичес­кому лицу;

е) административный арест;

ж) административное выдворение из пределов РФ иностран­ного гражданина и лица без гражданства;

з) дисквалификация.

' В отношении юридических лиц могут применяться предупреж­
дение, административный штраф, возмездное изъятие и конфиска­
ция.

Административные наказания, кроме предупреждения, адми­нистративного штрафа, устанавливаются только КоАП РФ.

КоАП РФ подразделяет административные наказания на ос­новные и дополнительные.

В качестве только основных административных взысканий устанавливаться и применяться могут лишь предупреждение, ад­министративный штраф, лишение специального права, предостав­ленного физическому лицу, административный арест и дисквали-фикация, а все другие могут устанавливаться и применяться в ка­честве как основного, так и дополнительного наказания: возмезд­ное изъятие, конфискация, административное выдворение за пре­делы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

Предупреждение — мера административного наказания. Она выражается в официальном порицании физического или юридичес­кого лица; выносится в письменной форме. Устное предупреждение не является административным наказанием. Предупреждение как наказание влечет за собой те же юридические последствия, как и все другие основные административные наказания, в частности, оно может иметь значение для определения правонарушения повтор­ным, влекущим соответствующие последствия.

Следует также учитывать, что в форме предупреждения могут устанавливаться меры административного пресечения. В каких слу­чаях оно является административным наказанием, устанавливает­ся КоАП РФ, законами субъектов РФ, предусматривающими адми­нистративную ответственность за те или иные правонарушения.




Раздел IV. Ответственность по административному праву 1

Глава 13. Административная ответственность



Административный штраф — денежное взыскание. Он мо­жет выражаться в величине, кратной: а) минимальному размеру оплаты труда; б) стоимости предмета административного правона­рушения; в) сумме неуплаченных налогов, сборов либо сумме неза­конной валютной операции. Указанные величины денежных взыс­каний определяются на момент окончания или пресечения админи­стративного правонарушения.

Определены минимальный и максимальный размеры админи­стративного штрафа. Он не может быть менее одной десятой мини­мального размера оплаты труда.

Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать двадцать пять, на должностных лиц — пятьде­сят, на юридических лиц — одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

КоАП РФ за определенные правонарушения предусматривает возможность установления более высоких размеров административ­ного штрафа, но которые однако не могут превышать для должно­стных лиц двести, а для юридических — пять тысяч минимальных размеров оплаты труда. Они могут быть установлены за наруше­ние законодательства РФ о внутренних морских водах, территори­альном море, континетальном шельфе, об исключительной экономи­ческой зоне РФ, антимонопольного, таможенного, валютного зако­нодательства РФ, а также законодательства РФ о естественных монополиях, рекламе, об охране природной окружающей среды, о государственном регулировании производства и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Размер административного штрафа, исчисляемый исходя из стоимости предмета, а также из суммы неуплаченных налогов, сбо­ров, не может превышать трехкратного размера стоимости предме­та, суммы неуплаченных налогов, сборов.

Возмезднов изъятие орудия совершения или предмета адми­нистративного правонарушения состоит в их принудительном изъя­тии и последующей реализации с передачей бывшему собственни­ку вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъя­того предмета.

КоАП РФ установил возмездное изъятие в. качестве единствен­ного, то есть безальтернативного другим дополнительным, наказа­ния за нарушение правил: хранения, ношения или уничтожения оружия и боеприпасов; коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему (ст. 20.8); перевозки, транспортирования оружия и патронов к нему; использования оружия и патронов к нему (ст. 20.12). В этих случаях применение возмездного изъятия не является обязательным, а правом субъекта, рассматривающим дело о соответствующем административном правонарушении. КоАП РФ

пока не предусмотрел случаи применения данной меры в качестве основного наказания.

Конфискация орудия совершения или предмета администра­тивного правонарушения состоит в принудительном безвозмездном обращении в федеральную собственность или в собственность субъ­екта РФ не изъятых из оборота вещей. •

Конфискация предусмотрена за многие административные пра­вонарушения, причем в качестве меры, которая может: а) приме­няться в качестве меры дополнительного наказания по усмотрению субъекта, рассматривающего дело о соответствующем администра­тивном правонарушении; б) подлежит обязательному применению (ст. 13.10; 13.15; 14.10; 14.16 и др.); в) в качестве основного админис­тративного наказания, альтернативного административному штрафу и конфискации как дополнительного наказания. Например, недек­ларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключе­нием случаев, предусмотренных статьей 16.2 Кодекса, влечет нало­жение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до двухкратной сто­имости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предме­тами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой, либо конфискацию предметов административного пра­вонарушения (ст. 16.1, 16.2).

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятые из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение; по иным причиным — и на этом основании под­лежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Следует иметь в виду, что конфискуются именно орудие совер­шения и предмет административного правонарушения, а не имуще­ство вообще, что отличает эту административную меру от меры уголовного наказания.

Возмездное изъятие, конфискация охотничьего оружия, бое­припасов и других дозволенных орудий и средств охоты и рыболов­ства не могут применяться к лицам, для которых охота и рыболов­ство являются основным законным источником средств к существо­ванию.

КоАП РФ, в отличие от КоАП РСФСР, не предусматривает возможность применения данных мер в качестве альтернативных, то есть взаимозаменяемых, дополнительных административных наказаний.

Лишение специального права, ранее предоставленного физичес­кому лицу, применяется за совершение административного право-


Раздел IV. Ответственность по административному праву

нарушения. Данная мера устанавливается за грубое или система­тическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП РФ. Срок лише­ния таких прав не может быть менее одного месяца и более двух лет. Сроки лишения специальных прав предусматриваются стать­ями Особенной части, устанавливающими ответственность за соот­ветствующие конкретные правонарушения (см. ст. 11.5; 11.9; 11.17; 12.8; 12.9; 12.15; 12.26; 12.27).

Лишение специального права в виде: а) права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в со­стоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном по­рядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является; б) право охоты не может применяться к ли­цам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

Административный арест устанавливается и принимается в исключительных случаях. Он заключается в содержании наруши­теля в условиях изоляции от общества. По общему правилу, уста­навливается на срок до 15 суток, а до 30 суток — лишь за нару­шение требований режима в зоне проведения контртеррористичес­кой операции. Не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющих детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достиг­шим возраста восемнадцати лет, к инвалидам I и II групп.

Административный арест предусматривается в основном за правонарушения против порядка управления, посягающие на обще­ственный порядок и общественную безопасность. В соответствии с КоАП РФ он может применяться за неповиновение законному рас­поряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3); невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обя­занностей, связанных с соблюдением ограничений, установленных в отношении него судом в соответствии с федеральным законом (ст. 19.24); мелкое хулиганство (ст. 20.1); демонстрирование фашис­тской атрибутики или символики (ст. 20.3); блокирование транспор­тных коммуникаций (ст. 20.18); появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21); самовольное оставление места от­бывания административного ареста (ст. 20.25),

Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в принудитель­ном и контролируемом перемещении указанных лиц через Государ­ственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотрен­ных законодательством РФ — контролируемом самостоятельном


Глава 13. Административная ответственность

выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ. Выд­ворение за пределы РФ как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан и лиц без граж­данства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного пра­вонарушения при въезде в РФ — соответствующим должностным лицом. Строго говоря, выдворение является мерой административ­ного принуждения, близкой по своей природе к мерам администра­тивного пресечения, но не административным наказаниям. Ибо дан­ная мера не влечет за собой всех правовых последствий, вызывае­мых применением административных взысканий. Ее применение регламентируется не общими, а специальными нормативными пра­вовыми актами.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблю­дательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управлять юридичес­ким лицом в других случаях, предусмотренных законодательством РФ. Данная мера может быть применена к лицам, осуществляемым организационно-распорядительные или административно-хозяй­ственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предприниматель­скую деятельность без образования юридического лица, в том чис­ле к арбитражным управляющим.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. КоАП РФ дисквалификация предусмотрена за нару­шение законодательства о труде от одного года до трех лет (ст. 5.27); ненадлежащее управление юридическим лицом — до трех лет (ст. 14.21); фиктивное или преднамеренное банкротство — до трех лет (ст. 14.12); неправомерные действия при банкротстве — до трех лет (ст. 14.14); нарушение законодательства о государственной ре­гистрации юридических лиц — до трех лет, если такое действие не содержит признаки уголовно наказуемого деяния (ст. 14.25).

Административные наказания в виде возмездного изъятия, конфискации, лишения специального права, административного выдворения, дисквалификации могут назначаться только судьей.

Наши рекомендации