Понятие гражданства Российской Федерации
Понятие гражданство Российской Федерации сформулировано в статье 3 Федерального закона Российской Федерации от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" - как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. В этой дефиниции выделены главные черты, характеризующие гражданство.
Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в ее юридическом оформлении. Гражданство -правовое, а не фактическое состояние. Граждан государства нельзя рассматривать как совокупность лиц, проживающих на его территории, ибо по этому признаку последние образуют население страны - категорию демографическую. Таким понятием охватываются не только граждане, но и проживающие в стране лица без гражданства и иностранные граждане.
Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существования между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства.
Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства, и выражается, во-первых,в их общем правовом нормировании, и, во-вторых,в индивидуальном юридическом оформлении гражданства каждого данного лица.
Общее правовое нормирование заключается в том, что государство в законе устанавливаетоснования, по которым то или иное лицо признается гражданином государства, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.
В отношении каждого человека гражданство юридически оформляетсядокументами, подтверждающими его гражданство. Такими документами являются паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, иной документ[31], содержащий указание на гражданство. Государство регистрирует также такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.
Устойчивый характер отношений гражданства заключается в их постоянном характере, длящемся обычно от рождения до смерти гражданина, в установлении особого порядка их прекращения, не допускающего расторжения гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на это органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.
Определение в Законе Российской Федерации гражданства как связи человека с государством, выражающейсяв совокупности их взаимных прав и обязанностейположило начало новой концепции взаимоотношения личности и государства.
Гражданство - сложная политико-правовая категория, что обусловливает различные трактовки его природы. Представляется, что гражданство нужно рассматривать:
во-первых, как суверенное право человека быть гражданином государства, находится под его защитой и покровительством, иметь гарантии прав, свобод и законных интересов;
во-вторых, как суверенное право Российского государства определять круг своих граждан, решать вопросы приобретения и прекращения гражданства, разрабатывать и принимать законодательство о гражданстве;
в-третьих, как важнейший признак любого государства и элемент его суверенности;
в-четвертых, как конституционно-правовой институт.
Таким образом под гражданством понимается длительная, устойчивая правовая связь лица и государства, в силу которой на лицо распространяется суверенитет государства; лицо обладает правами, свободами, несет обязанности, равно как и государство по отношению к нему, оно находится под защитой и покровительством государства как внутри, так и вне страны.
Длительность данной связи заключается в том, что гражданин, как правило, всю жизнь находится в состоянии гражданства с государством.
Устойчивость связи выражается в ее непрерывности, причем независимо от того, где находится гражданин, - внутри страны или за рубежом (даже постоянно там проживая).
Правовой характер указанной связи предопределен тем, что отношение между лицом и государством основано на юридических нормах, принятием которых государство устанавливает круг своих граждан, взаимные права и обязанности его сторон.
На основе сказанного можно сформулировать понятие гражданства как правовое состояние (в субъективном смысле) – это длящееся правовое двустороннее отношение между личностью и государством.
Содержанием данного отношения являются права, свободы, законные интересы и обязанности граждан, государства по отношению друг к другу.
Совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, связанные с гражданством, образуют конституционно-правовой институт (гражданство в объективном смысле). Его нормы носят конституционный характер, что обусловлено важностью регулируемых ими общественных отношений.
Гражданство базируется на главенствующих идеях, основополагающих устоях (принципах), которые получили правовое закрепление в Конституции и Законе о гражданстве Российской Федерации.
Принципы гражданства
Конституция Российской Федерации устанавливает, прежде всего, те общие основы, которые определяют принципы отношений гражданства.
В статье 4 Федерального закона Российской Федерации от 31 мая 2002 года "О гражданстве Российской Федерации" определены принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации.
1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
2. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.
3. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.
4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.
5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.
6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.
7. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Рассмотрим подробнее некоторые из этих важнейших положений.
· Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип является важнейшим и закрепляется в статье 6 Конституции. Единое гражданство в федеративном государстве является необходимым условием его суверенного статуса, сохранения целостности.
Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких отличий и особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.
· Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства Российской Федерации лицами проживающими за пределами Российской Федерации.
Такая норма вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться. Это закреплено в ст. 27 Конституции Российской Федерации и Законе РФ от 25 июня 1993 г. О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Отрицание такого права в прошлом являлось ущемлением прав и свобод человека.
· Конституция РФ и Закон закрепляют, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип является новым в законодательстве о гражданстве. Все предшествующее - вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 г. - закрепляло такую форму утраты гражданства.
Лишение - это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина. Использовалось советским государством на протяжении всей истории его развития, выступало как средство борьбы с инакомыслием, как форма репрессий.
Законодательные акты о гражданстве до Закона СССР 1978 г. не содержали никаких указаний на основания, по которым могло применяться лишение гражданства, оставляя полный простор в решении этих вопросов компетентным органам.
Впервые такие основания установил Закон о гражданстве СССР 1978 г. К ним относились «действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР». Закон о гражданстве СССР 1990 г., закрепляя положение о лишении гражданства, ограничил возможности его применения только к тому гражданину, который проживает за границей, и устранил такое расплывчатое основание как «действия, порочащие высокое звание гражданина», решил не регулируемый ранее вопрос о том, кто вносит представление о лишении гражданства.
Специфической чертой практики лишения гражданства в первые годы существования советского государства был не индивидуальный характер лишения гражданства конкретного лица, а массовый подход, распространявшийся на некоторые категории граждан. Гражданства лишались подданные бывшей Российской империи, покинувшие пределы государства без разрешения компетентных государственных органов, так называемые невозвращенцы и др.
Когда окончательно опустился «железный занавес» подобного рода основания для массового лишения утратили значение. Стал применяться в основном индивидуальный подход к решению вопросов о лишении гражданства. Это касалось по преимуществу диссидентов. Однако в условиях, когда в период «оттепели» железный занавес приоткрылся, и советские граждане получили право выезжать на постоянное место жительства за границу, массовый подход к лишению гражданства был вновь восстановлен, хотя и под видом «выхода» из гражданства.
Президиум Верховного Совета СССР в 1967 г. принял Указ «О выходе из гражданства лиц, переселяющихся из СССР в Израиль». Они считались выбывшими из гражданства с момента их выезда из СССР. Этот указ носил закрытый характер, не был опубликован, на него нельзя было ссылаться. Секретность с него была снята только в начале «перестройки» по заключению Комитета Конституционного надзора СССР, на основании которого указ был официально опубликован через 24 года после его принятия.
Запрет на применение лишения гражданства в Конституции Российской Федерации и в Законе о гражданстве Российской Федерации вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связей по гражданству между человеком и государством, предполагающего недопустимость расторжения этих связей без взаимного согласия.
· Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве также устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. За преступления, совершенные гражданином Российской Федерации за границей, он подлежит уголовной ответственности по законам Российской Федерации.
· В Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство. В соответствии с принципами международных документов о правах человека, призывающих государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, Россия проводит политику направленную на приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.
· Очень важны также принципы защиты и покровительства граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации. Они закреплены ст. 61 Конституции Российской Федерации и в ст. 7 Закона о гражданстве.
Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Пользоваться общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.