Конституционное право граждан на самозащиту
Конституция РФ в ч. 2 ст. 45 предусматривает возможность человека защищать свои права н свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Способами самозащиты прав граждан являются:
- обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;
- обжалование действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан;
- обращения в средства массовой информации и правозащитные организации, общественные объединения.
Заявления и жалобы граждан по поводу их нарушенных прав разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в государственный, общественный орган, на предприятие, учреждение, организацию, которые обязаны разрешить вопрос по существу, а обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, - безотлагательно, но не позднее 15 дней.
Конечный момент рассмотрения жалобы и заявления - вынесение решения соответствующим органом, уполномоченным разрешать рассматриваемые в обращении вопросы. Надзор за точным исполнением законодательства в сфере рассмотрения обращений граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления возложен на органы прокуратуры.
В правовом государстве одним из наиболее действенных и распространенных способов защиты прав и свобод является судебная защита.
Конституционное право граждан на судебную защиту включает в себя два вида правомочий. Во-первых, это материальное содержание этого права (право на возмещение ущерба потерпевших от преступлений или вреда, причиненного незаконными действиями органами государственной власти или их должностных лиц). Во-вторых, это процессуальное содержание (право на судебный иск, на индивидуальную или коллективную жалобу в Конституционный Суд РФ).
Право на обжалование в суд действий или бездействия, решений органов и должностных лиц у гражданина возникает в случаях, когда:
- нарушены его права и свободы;
- созданы препятствия осуществлению его прав и свобод;
- незаконно на него возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Наряду с другими органами по защите прав и свобод человека в России особое место принадлежит Конституционному Суду РФ, который можно назвать последней инстанцией для человека, обращающегося за защитой своих нарушенных прав.
Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица.
Для защиты от нападения в отдельных случаях может применяться и оружие (огнестрельное, газовое, электрошокеры и др.).
Правила, касающиеся приобретения оружия гражданами России и условий его применения, изложены в Законе РФ от 13 декабря 1996 г. "Об оружии"[25] Различные правила установлены для различных видов оружия. Например, газовое оружие самообороны граждане могут приобретать по выдаваемой органом внутренних дел открытой лицензии с последующей ее регистрацией в двухнедельный срок, а аэрозольные устройства - без получения лицензии.
В ст. 24 Закона указывается, что оружие может применяться для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны или крайней необходимости. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь иные тяжкие последствия. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам. О каждом случае применения оружия, повлекшем причинение вреда здоровью человека, владелец оружия обязан незамедлительно, но не позднее суток сообщить в орган внутренних дел по месту применения оружия.
Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда возраст их очевиден или известен, кроме случаев совершения ими вооруженного либо группового нападения.
Статьей 14 ГПК Российской Федерации предусмотрена самозащита гражданских прав:
1. Самозащита является одним из новых для российского гражданского законодательства способов защиты гражданских прав. Применение этого способа защиты не требует обращения в суд или иной юрисдикционный орган. Самозащита признается правомерной, если она совершается, в частности, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.
2. Самозащита признается правомерной, если способы, которыми она осуществляется, соразмерны нарушению и не выходят явно за пределы необходимых для пресечения правонарушения.
Таким образом, самозащита возможна при наличии трех условий: нарушение права, необходимость пресечь его и соразмерность принимаемых мер для пресечения характеру правонарушения. Примером самозащиты является удержание вещи с целью обеспечения исполнения обязательства до момента его исполнения должником.
7. 4. Конституционные гарантии правосудия
Гарантии правосудия - это гарантии свободы личности, поэтому существует необходимость конституционного уровня закрепления этих гарантий. Такие гарантии закреплены в статьях 46, 47, 48, 49, 50 , 51 и 52 Конституции РФ эти гарантии, имеют также значение принципов демократического правосудия. Они лежат в основе уголовно-процессуалъного законодательства и направлены на исключение произвола в судебном разбирательстве. Закрепленная в ч. 1 статьи 46гарантия судебной защиты является важнейшим и эффективным средством реализации провозглашенных в ст. 2 Конституции положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Право на судебную защиту каждого означает, что им обладает любое лицо независимо от гражданства. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд и, с другой, обязанность суда рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.
Под судами как органами судебной власти, осуществляющими защиту прав и свобод граждан, имеются в виду суды, образованные в соответствии с требованиями, указанными в ч. 3 cm. 128, и ФКЗ "О судебной системе Российской, Федерации".
Гарантии подсудности (п. 1 ст. 47 Конституции РФ)В соответствии со ст. 10 Всеобщей декларации прав человека "каждый' человек, для определения его прав, обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом".
Одной из гарантий обеспечения независимости и беспристрастности суда при осуществлении правосудия, является прямое и четкое определение законом круга дел, которые подлежат рассмотрению тем или иным судом. Благодаря этому у человека заранее появляется возможность знать, где и каким судьей будет рассмотрена его дело.
Свойство дела быть рассмотренным определенным судом именуется подсудностью. Существует несколько видов подсудности: территориальная, предметная, субъектная и составная[26].
Территориальная подсудность определяется в зависимости от той территории, на которую распространяется полномочия определенного суда.
В гражданском судопроизводстве территориальная подсудность по общему правилу, определяется местом жительства ответчика либо местом нахождения органа или имущества юридического лица, если оно является ответчиком.
В уголовно-процессуальном законодательстве территориальная подсудность уголовных дел определяется местом совершения преступления. Если же его установить невозможно или если в одном производстве соединено несколько дел о преступлениях совершенных на территории деятельности нескольких судов, подсудность устанавливается, исходя из места окончания предварительного расследования.
Предметная подсудность зависит от категории дел, от его сложности, значимости и других обстоятельств.
Гражданские, дела согласно ст. 114 ГПК в ред. ФЗ от 7 августа. 2000 г.[27], рассматриваются районными судами, за исключением дел, относящихся к подсудности мировых судей, военных судов и судов субъектов Федерации.
В арбитражном процессе дела рассматриваются арбитражными судами субъектов Федерации, за исключением тех дел, которые согласно ч. 2 cm. 24 АПК отнесены к исключительной подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ. Согласно указанной норме, судом рассматриваются по первой инстанции экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами Федерации, а также дела о признании недействительными нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан.
Субъектная подсудность определяется в зависимости от категории лиц, выступающих в качестве сторон в гражданском процессе или в качестве подсудимого в уголовном процессе.
В гражданском судопроизводстве субъектная подсудность фактически совпадает с подсудностью предметной, так как специфика предмета спора в значительной степени обусловливается особенностями его участников. В частности, гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих от действий органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, а также дела об административных правонарушениях военнослужащих подлежат рассмотрению военными судами (ст. 7 ФКЗ "О военных судах").
В уголовном судопроизводстве выделяются две категории подсудимых, в отношении которых действуют особые правила подсудности:
1) военнослужащие, а также граждане, проходящие военные сборы, и граждане, уволенные с военной службы или прошедшие военные сборы, если они совершили преступления период прохождения военной службы или военных сборов, все дела о преступлениях которые рассматриваются военным судом ( ст. 7 Закона "О военных судах");
2) судьи, дела, о преступлениях которых по требованию судьи подлежат рассмотрению Верховным судом РФ (ст. 16 закона "О статусе судей в Российской Федерации").
3) Составная подсудность определяется особенностями состава суда, управомоченного рассматривать конкретное дело.
Как гражданский процессуальный, так и уголовно-процессуальный законы предусматривают возможность изменения установленной законом подсудности дел.
Суд присяжных (ч. 2 ст. 47 Конституции РФ) Важной гарантией демократического правосудия выступает, суд присяжных, получивший широкое признание, как в дореволюционной России, так и в современной мировой судебной практике.
В России этот институт введен Законом РФ от 16 июля 1993 г. (в ред. от 25 июля 2002 г.) "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", УПК РСФСР, УК РСФСР и КоАП РСФСР (ВВС РФ, 1993, ст. 1313). Постановлением Верховного Совета РФ, вводящем этот закон в действие было предусмотрено поэтапное учреждение судов присяжных на территории Российской Федерации с 1 ноября 1993 г.
В настоящее время участие присяжных заседателей в уголовном процессе определено Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. в разделе XII «Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей», где имеется глава 42 «Производство по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей».
Специальное закрепление в Конституции права, на суд присяжных обусловлено особенностями такого суда в частности, тем, что в нем в большей степени реализуется коллегиальное начало решения присяжных. Они в большей, мере основываются не на формальном праве, а на здравом смысле и жизненном опыте, решения, вопросов факта (доказанности обвинения) и права (квалификации содеянного и наказания) решаются раздельно соответственно коллегией присяжных и профессиональным судьей.
В списки присяжных заседателей могут включаться граждане в возрасте от 25 до 70 лет.