Конституционное право граждан на обращение в государственные органы

Защита гражданских прав граждан и ответственность за их нарушение

Конституционное право граждан на обращение в государственные органы

Действующая Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года на первое место возводит гражданские (личные) права и свободы, за ними следуют политические, а уже потом – иные (социальные, экономические и др.) права.

Особое внимание в Конституции РФ уделено юридическим гарантиям провозглашенных прав и свобод, одной из которых является закрепленное в Конституции РФ право граждан на обращение в государственные органы.

Согласно статье 33 Конституции РФ«Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

Данное право подразумевает:

1) возможность обращаться в любой орган и к любому должностному лицу вплоть до Президента РФ;

2) обязанность должностного лица прореагировать на это обращение:

а) принять обращение;

б) рассмотреть обращение в пределах своей компетенции в установленные законом сроки;

в) дать ответ гражданину на это обращение в установленные законом сроки.

Следует отметить, что реализует право на обращение гражданин свободно и добровольно. Осуществление им своего права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Необходимо акцентировать внимание на то, что рассмотрение обращений граждан должно осуществляется бесплатно. Любое взимание денежных средств государственными органами и должностными лицами за приём, регистрацию или рассмотрение обращений в любой их форме – незаконно (ч.3 ст.2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Любое, прямое или косвенное, взимание платы с гражданина за реализацию его конституционного права на обращения, считается нарушением его прав, а в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, например при взимании платы за рассмотрение обращения, взяткой.

Выбор гражданином формы обращения осуществляется самостоятельно и зависит от того, какую цель преследует гражданин, обращаясь в государственный орган или к должностному лицу, какие правовые последствия он ожидает от подачи обращения.

Защита гражданских прав граждан и ответственность за их нарушение

Конституционное право граждан на обращение в государственные органы

Действующая Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года на первое место возводит гражданские (личные) права и свободы, за ними следуют политические, а уже потом – иные (социальные, экономические и др.) права.

Особое внимание в Конституции РФ уделено юридическим гарантиям провозглашенных прав и свобод, одной из которых является закрепленное в Конституции РФ право граждан на обращение в государственные органы.

Согласно статье 33 Конституции РФ«Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

Данное право подразумевает:

1) возможность обращаться в любой орган и к любому должностному лицу вплоть до Президента РФ;

2) обязанность должностного лица прореагировать на это обращение:

а) принять обращение;

б) рассмотреть обращение в пределах своей компетенции в установленные законом сроки;

в) дать ответ гражданину на это обращение в установленные законом сроки.

Следует отметить, что реализует право на обращение гражданин свободно и добровольно. Осуществление им своего права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Необходимо акцентировать внимание на то, что рассмотрение обращений граждан должно осуществляется бесплатно. Любое взимание денежных средств государственными органами и должностными лицами за приём, регистрацию или рассмотрение обращений в любой их форме – незаконно (ч.3 ст.2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Любое, прямое или косвенное, взимание платы с гражданина за реализацию его конституционного права на обращения, считается нарушением его прав, а в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, например при взимании платы за рассмотрение обращения, взяткой.

Выбор гражданином формы обращения осуществляется самостоятельно и зависит от того, какую цель преследует гражданин, обращаясь в государственный орган или к должностному лицу, какие правовые последствия он ожидает от подачи обращения.

Наши рекомендации