Классификация норм конституционного права
Нормы конституционного права многообразны и отличаются друг от друга. Отличительные признаки дают основание их классифицировать.
По степени определённости содержащихся в них предписаний нормы конституционного права делятся на диспозитивные и императивные.
Диспозитивные ‑ такие нормы, которые оставляют возможность выбора поведения на усмотрение участника конституционно-правовых отношений. Это, например, нормы, предоставляющие главе государства право в случае выражения вотума недоверия правительству отправить последнее в отставку или распустить парламент (или его нижнюю палату), право главы государства объявить при определённых условиях чрезвычайное положение и т.д.
Однако таких норм в конституционном праве меньше чем императивных, которые предписывают определённое поведение при соответствующих обстоятельствах. “После трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы” (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ).
По назначению в механизме правового регулирования нормы конституционного права разделяются на материальные и процессуальные.
Материальная норма предусматривает содержание действия по правовому регулированию общественных отношений. “Федеральные законы принимаются Государственной Думой” (ч. 1 ст. 105 Конституции РФ).
Процессуальные нормы определяют формы, в которых эта норма должна быть реализована: “Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации” (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ).
Специальными сводами процедурных норм являются регламенты палат парламента.
Классификация по юридической силе осуществляется в прямой зависимости от того, в каком нормативном акте (конституции, законе, подзаконном акте) выражена норма конституционного права. Наибольшей юридической силой обладают нормы конституций. Ни одна правовая норма не может противоречить конституции страны.
Различают также нормы, действующие на территории всей страны, и нормы, действующие на территории отдельных субъектов федерации, муниципальных образований.
Нормы конституционного права классифицируют и по времени их действия на постоянные и временные.
Временными нормами являются такие, которые выражены в актах временного действия, в переходных положениях конституций и др. Так, в заключительных и переходных положениях Конституции РФ 1993 г. говорится, что “впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел” (п.6 раздела II Конституции РФ).
Постоянные нормы конституционного права не имеют определённого срока действия.
Конституция РФ предусматривает принятие законов о чрезвычайном и военном положении. Нормы этих законов действуют только в случае чрезвычайного или военного положения. “В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия” ч. 1 ст. 56 Конституции РФ (ФЗ «О чрезвычайном положении» и «О военном положении».
Нормы конституционного права объединяются в конституционно-правовые институты.
Конституционно-правовые институты ‑ совокупность норм, регулирующих определённую сферу общественных отношений. Такими институтами являются, например, институт главы государства, местного самоуправления и т.д. Конституционно-правовые институты существенно различаются по объёму регулируемых отношений, по числу норм и их юридической силе. Среди конституционно-правовых институтов выделяют комплексные (генеральные) институты, которые включают подинституты. Комплексными институтами являются, например, совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих народное представительство, права и свободы человека и гражданина и др.
Первый их них включает институты народного представительства на общегосударственном уровне (парламент), народного представительства в составных частях государства (например, законодательные органы субъектов Российской Федерации), народного представительства в муниципальных образованиях.
Второй включает институты гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав. Нередко в конституциях указывается, какими актами регулируется тот или иной институт. Например, в Конституции Российской Федерации называется более десяти федеральных конституционных законов или ряд федеральных законов, которые становятся основой конституционно-правового регулирования института.
Определение принадлежности конституционно-правовой нормы к тому или иному институту необходимо для того, чтобы правильно уяснить механизм их реализации.
Система конституционного права - это объединение конституционно-правовых норм в группы в определенной последовательности, в зависимости от их содержания, характера регулируемых ими общественных отношений и значения норм
Система конституционного права теснейшим образом связана с Конституцией РФ. И это не случайно, так как важнейшие конституционно-правовые институты находят свое выражение и закрепление в Конституции. Но было бы неправильным, как это делают многие ученые, полностью отождествлять систему конституционного права с системой Конституции, так как ее система далека от научного идеала.