Субъекты местного самоуправления
Ч.1 ст.130 использует понятие "население", а ч.2 – "граждане", так как система первичных субъектов местного самоуправления является двухуровневой. Во-первых, право на самоуправление принадлежит поселенческой социальной общности, проживающей на территории муниципального образования, что соответствует конституционному понятию "население" (ч.1 ст.130, ч.ч.1 и 2 ст.131). "Население" – это первичная социально-территориальная общность, являющаяся субъектом первичных самоуправленческих прав коллективного характера. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г. (далее – Закон 1995 г.) также широко пользуется этим понятием. В законодательстве субъектов Федерации и уставах муниципальных образований регионов России наряду с понятием "население" используется понятие "местное сообщество"[305]. Подобное понимание местного сообщества соответствует и Европейской Хартии местного самоуправления 1985 г.
Вторым понятием, отражающим систему первичных субъектов местного самоуправления, является используемое в ч.2 ст.130 понятие "граждане". В нем уже находит отражение индивидуально-личностный аспект местного самоуправления. Субъектами самоуправления признаются граждане как индивидуализированные участники местного самоуправления (обладающие избирательными и другими конституционными правами), а не просто население как поселенческая общность людей. Права и свободы человека и гражданина реально должны определять деятельность местного самоуправления (ст.18 Конституции).
Выборные и другие муниципальные органы, о которых речь идет в ч.2 ст.130, являются вторичными субъектами местного самоуправления. Их полномочия производны от коллективных прав местных сообществ и индивидуальных самоуправленческих прав граждан как членов этих сообществ.
Сфера реализации местного самоуправления
Вопросы местного значения
Сфера реализации местного самоуправления определяется в ч.1 ст.130 Конституции через понятие "вопросы местного значения", содержание которого отчасти раскрывается в ч.1 ст.132: это вопросы муниципальной собственности, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, охрана общественного порядка и “иные вопросы местного значения”.
Далее содержание этого понятия конкретизируется в Законе 1995 г. Ст.1 Закона дает два критерия квалификации вопросов местного значения в качестве таковых: материальный критерий – эти вопросы должны касаться непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования – и формально-юридический – они должны быть отнесены к вопросам местного значения уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, соответствующим федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации. Материальный критерий носит во многом оценочный характер. Поэтому Закон 1995 г. (ст.6) дает перечень соответствующих вопросов из тридцати позиций, причем перечень не является исчерпывающим[306].
Конституционное понятие "вопросы местного значения" рассматривается в Законе 1995 г. как составная часть предметов ведения местного самоуправления. Взятые вместе с полномочиями, которые реализуются в рамках соответствующих предметов ведения, они составляют компетенцию местного самоуправления. В этом плане используемые в ст.12 и ст.130 Конституции формулы (соответственно, "в пределах своих полномочий" и "вопросы местного значения") имеют сопряженное, но нетождественное значение.
Закон 1995 г., с одной стороны, называет вопросы местного значения, которые могут решаться органами местного самоуправления самостоятельно, на основе муниципальной собственности. С другой стороны, некоторые из вопросов сформулированы так, что, вопреки ст.130 Конституции, получились некие предметы совместного ведения местного самоуправления и органов государственной власти. В ст.6 Закона говорится не только о самостоятельном решении населением соответствующих вопросов, но и о "содействии занятости населения" (п.28 ст.6), об "участии в охране окружающей среды" (п.29), что уже отнесено в ст.72 Конституции к компетенции государственной власти. Подобная неопределенность в закреплении предметов ведения местного самоуправления размывает границу между сферами государственной власти и местного самоуправления, и в текущем законодательстве не выдерживаются не только требования ст.130 Конституции о "самостоятельном решении населением вопросов местного значения", но и рамки установленных ст.6 Закона вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления.