Надлежащая судебная процедура
Право на справедливое судебное разбирательство, закрепленное в ч.1 ст.6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, включает в себя ряд процессуальных гарантий, являющихся принципами понятия справедливого судебного слушания, вытекающими из широкой судебной практики по данному вопросу. Наиболее разработанными из них являются право на открытое судебное разбирательство в присутствии сторон[298], право на “равенство оружия” или равенство средств защиты[299], право на состязательный судебный процесс[300]. Данные права нашли свое отражение в ст.123 Конституции.
По ряду дел Европейский суд по правам человека поддержал возможность ограничения права на публичное разбирательство и признал оправданными ограничения, которые ввело государство. Однако, несмотря на возможность исключений из правила публичного судебного разбирательства, в ч.1 ст.6 Европейской Конвенции устанавливается, что приговор в любом случае выносится публично[301].
Открытое разбирательство дел является одним из основополагающих принципов судопроизводства в России. На закрытое судебное заседание не допускаются публика, представители средств массовой информации. Слушание дела в закрытом судебном заседании проходит с соблюдением всех процессуальных норм, а приговор суда оглашается публично.
Суд первой инстанции не может вынести обвинительный или оправдательный приговор заочно, на основании лишь представленных материалов дела. Судья обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу в зале судебного заседания. Участники процесса дают показания суду устно. Разбирательство дел в суде первой инстанции происходит с участием подсудимого, явка которого обязательна.
Принцип, положенный в основу ст.6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод в целом, это принцип состязательности судебного процесса. Наиболее ясно этот принцип иллюстрируется особой гарантией, закрепленной в ч.3 ст.6 Европейской Конвенции – правом на перекрестный допрос свидетелей по уголовному делу, хотя данное право является элементом справедливого судебного разбирательства не только по уголовным делам. По делу Barbera, Messegue and Jabardo v. Spain[302] Европейский суд постановил, что в целом данный принцип можно охарактеризовать как “необходимость представления всех доказательств в присутствии обвиняемого... с учетом возможности выдвижения контраргументов”.
Конституция установила, что судопроизводство всех видов в РФ осуществляется на основе состязательности. Это означает, что:
– судебное разбирательство может быть инициировано только соответствующими заявлением истца, обвинительным актом прокурора или жалобой потерпевшего;
– стороны в судебном разбирательстве (истец и ответчик, орган или должностное лицо, оспаривающие конституционность нормативного акта, и орган или должностное лицо, издавшие этот акт, обвинитель и обвиняемый) пользуются равными правами по представлению доказательств, участию в исследовании доказательств, заявлению ходатайств, высказыванию мнения по любому вопросу, имеющему значение по делу, участию в судебных прениях;
– суд создает необходимые условия для выполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав, причем именно он принимает окончательное решение по делу, будучи не связанным доводами сторон, свободным в оценке представленных ими доказательств[303].
Размежевание процессуальных функций образует остов состязательности, но еще не определяет условий и способов их выполнения. По самому своему существу состязательность подразумевает процессуальное равноправие сторон, отстаивающих перед судом свои интересы. Признание права на состязание – это и признание права за состязающимися использовать равные средства и возможности.
Одним из центральных положений Концепции судебной реформы в РФ, принятой 24 октября 1991 г., является возвращение суда присяжных. В России суд присяжных был введен судебной реформой 1864 г. и упразднен в 1917 г. Анализ уголовно-процессуального законодательства отдельных зарубежных стран свидетельствует о неизменной приверженности этой форме суда как олицетворения демократических систем гуманизма и справедливости[304].
16 июля 1993 г. Верховный Совет РФ принял Закон “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О судоустройстве в РСФСР”, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях”.
Законом предусмотрена система норм процессуального, судоустройственного и административного характера, регулирующая деятельность суда присяжных.
Постановлением Верховного Совета РФ было определено, что первоначально суд присяжных будет функционировать в девяти краях и областях России, в одних с 1 ноября 1993 г., в других с 1 января 1994 г. Дальнейшее территориальное расширение института присяжных должно происходить по мере готовности к работе в новых условиях судей, прокуроров, адвокатов, а также решения ряда организационных и материально-технических вопросов. В связи с этим суд присяжных в настоящее время носит характер альтернативного судопроизводства, то есть обвиняемый, дело которого подсудно краевому (областному) суду, имеет право выбрать состав суда и соответствующую этому составу судебную процедуру (ст. 36, 421 УПК). Выбор суда присяжных носит сугубо добровольный характер.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ “О некоторых вопросах применения судами уголовно-процессуальных норм, регламентирующих производство в суде присяжных” от 20 декабря 1994 г. приводит данные судебной статистики, свидетельствующие о широком использовании обвиняемыми права, предоставленного им Конституцией. Из общего количества дел, поступивших с января по ноябрь 1994 г. в суды, рассматривающие дела с участием коллегии присяжных заседателей, почти по каждому пятому делу имелись ходатайства обвиняемых о рассмотрении дела судом присяжных.
Приговоры, вынесенные судом присяжных заседателей в краевом, областном, городском суде, могут быть обжалованы или опротестованы в Кассационную палату Верховного Суда РФ, но лишь в связи с процессуальными нарушениями. Вердикт присяжных обжалованию и опротестованию не подлежит.