Порядок замещения должности судьи
Независимость судей также обеспечивается порядком замещения должности судьи (п.“е” ст.83 Конституции, ст.13 Закона о судебной системе), неограниченностью срока их полномочий (ст.11 Закона о статусе судей, ст.14 Закона о судебной системе), несменяемостью судей (ст.121 Конституции, ст.14 Закона о статусе судей, ст.15 Закона о судебной системе), их неприкосновенностью (ст.122 Конституции, ст.16 Закона о статусе судей, ст.16 Закона о судебной системе) и рядом других гарантий. В целом судьям необходим долгий срок полномочий, должны быть гарантированы адекватная оплата труда и пенсионное обеспечение в целях эффективного обеспечения независимости. В таком же порядке судье необходима защита от вторжения в его личную автономию, включая защиту от критики, гражданский и уголовный иммунитет, и защиту от отстранения от должности. Каждый из этих элементов обсуждается ниже.
Статья119 Конституции устанавливает основные требования к кандидату на должность судьи. Закон о статусе судей в Российской Федерации (ст.3 и ст.4) несколько расширяет данный перечень, как это и предусмотрено Конституцией. Согласно Конституции судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Законом о статусе судей устанавливается, что данное положение распространяется только на судей районных судов, в то время как судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ – достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет.
Особые требования предъявляются к судьям Конституционного Суда РФ. В соответствии со ст.8 Федерального конституционного Закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” судьей Конституционного Суда может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Под высшим юридическим образованием следует понимать окончание кандидатом на должность судьи юридического высшего учебного заведения либо юридического факультета какого-либо высшего учебного заведения с получением диплома государственного образца. Юридическое образование считается законченным с момента окончания учебного заведения и не требует последующей отработки некоторого периода времени по избранной специальности. Наличие стажа работы по юридической профессии означает, что в прошлом кандидат в судьи уже являлся судьей, либо работал следователем, прокурором, адвокатом, юрисконсультом, консультантом суда и т.п. Понятием “юридическая профессия” охватывается также научная и преподавательская деятельность в области права. Однако на практике (исчисление трудового стажа при назначении пенсии, надбавки за выслугу лет) в стаж по юридической профессии также засчитывается работа в качестве технического персонала в органах суда, прокуратуры, милиции и т.д. (секретарь судебного заседания, инспектор канцелярии). На эти должности, а также на должности консультантов и судебных исполнителей часто принимаются студенты вечерних или заочных отделений ВУЗов. Таким образом разрешается кажущееся противоречие между достаточно юным возрастом кандидата и необходимым требованием пятилетнего стажа работы.
Дополнительное требование, предъявляемое к судьям Конституционного Суда РФ об обладании “признанной высокой квалификацией в области права” исходя из практики назначения судей Конституционного Суда можно разъяснить как наличие ученой степени, большого количества широко известных печатных работ, либо большой стаж работы в качестве члена Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда, на руководящих должностях в правоохранительных органах.
Из дополнительных требований, упомянутым в ст.119 Конституции и закрепленным в Законе РФ “О статусе судей в Российской Федерации” интересны следующие:
– судья не вправе быть депутатом (проявление разделения властей на персональном уровне);
– судья не должен принадлежать к политическим партиям и движениям; деполитизация судов есть непременное и обязательное условие их независимости;
– судья не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Согласно ст.5 Закона о статусе судей отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Любой гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование и достигший 25-летнего возраста, имеет право быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей.
Каждый гражданин РФ, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи соответствующего суда, имеет право обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации на эту должность. Квалификационная коллегия судей представляет председателю соответствующего суда заключение на каждого из рекомендованных кандидатов. В случае несогласия председателя суда с заключением, оно возвращается для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. При повторном положительном заключении квалификационной коллегии судей кандидатура вносится председателем соответствующего суда для дальнейшего рассмотрения в установленном порядке.
Порядок назначения судей закреплен в ст.128 Конституции. Впервые формирование судейского корпуса осуществляется во взаимодействии всех ветвей власти. За верхней палатой Федерального Собрания сохранено право назначения судей высших судов, однако это право ограничено возможностью назначать лишь кандидатов, представленных Президентом РФ.
Конституция не запрещает Президенту РФ представлять Совету Федерации любые кандидатуры судей высших судов. Законодатель не вправе регламентировать осуществление этого президентского полномочия таким образом, что Президент в своем выборе будет связан мнением председателя соответствующего суда.
Судьи других федеральных судов назначаются Президентом в порядке, установленном федеральным законом. В настоящее время таким законом является Закон о статусе судей от 26 июня 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями, и Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации” от 31 декабря 1996 г., которые устанавливают следующий порядок назначения судей.
Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда.
Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего арбитражного Суда с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации.
Судьи военных судов назначаются Президентом по представлению Председателя Верховного Суда РФ.
Президент в месячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщает председателю соответствующего суда. Распоряжением Президента от 25 июля 1994 г. N 400-рп утверждено Положение о Комиссии Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации для предварительного рассмотрения кандидатур на должности судей федеральных судов.
Предусмотренная Законом процедура назначения имела целью оградить судей от местных влияний и предотвратить назначение судей, “угодных” региональным властям, однако вокруг данной процедуры ведется борьба. Некоторые субъекты Федерации, в основном республики, сами хотят назначать судей и не уступают это право Президенту. Если принять концепцию, которую предлагают некоторые президенты некоторых республик, то это будет означать разделение судебной системы на местную и федеральную.