Независимость судей и ее гарантии
Независимость отдельных судей, как носителей судебной власти, закрепленная статьей 120 Конституции РФ, есть главное условие существования самостоятельной и авторитетной судебной власти.
4.5.4.1. Подчинение судей Конституции РФ и федеральному закону
В ч.1 ст.120 Конституции независимость судей связывается с подчинением их не только закону, но и Конституции Российской Федерации, а также не просто закону, а федеральному закону. Специальное указание на Конституцию объясняется, тем, что Конституция – это акт высшей юридической силы, подчиняться которому необходимо в первую очередь, а также тем, что Конституция имеет прямое действие (ст.15) и суды обязаны и вправе непосредственно применять ее нормы независимо от того, приняты или не приняты законы, детализирующие конституционные предписания.
Сейчас нельзя сказать, что практика непосредственного применения судами Конституции РФ достаточно широка, однако такие случаи известны, например, по делам об уклонении от несения воинской службы по религиозным мотивам (см. 2.2.6.1.). Также ст.51 Конституции закрепила право каждого отказаться от дачи показаний против себя или своих родственников, и поскольку это положение не отражено в УПК РСФСР, суды непосредственно разъясняют его свидетелям и принимают их отказ, а также признают недопустимыми доказательствами показания свидетелей, данные на предварительном следствии, если им не было разъяснено данное конституционное право (см. 2.5.8.).
Судьи судов общей юрисдикции обладают подобными полномочиями во многих государствах. “Любая судебная инстанция ФРГ обязана проверять соответствует ли Конституции федеральный или земельный закон, который имеет значение для конкретного судебного спора. Суд любой инстанции должен иметь четкое представление, является ли применяемый закон соответствующим Конституции... Если... суд приходит к убеждению, что соответствующий закон не согласуется с Конституцией, он не может самостоятельно принимать решение по данному вопросу, а обязан передать его на рассмотрение в Федеральный Конституционный суд. В этом проявляется идея, что отнюдь не любой судья может не принимать во внимание законодательный акт демократически избранной представительной власти и право окончательного контроля остается за Федеральным Конституционным Судом”[284].
В отличие от приведенного выше положения, Верховный Суд РФ (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8) предписывает общим судам обращаться в Конституционный Суд с ходатайством о проверке конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, лишь в случае “возникновения сомнений” в его конституционности, в случае же твердой убежденности судьи в неконституционности закона, ему предлагается непосредственно применять Конституцию, что является естественным в условиях перехода к новой правовой системе и соответствует положениям ч.1 ст.15 Конституции о высшей юридической силе и прямом действии Конституции и п.2 Заключительных и переходных положений Конституции.
Что касается требования подчиняться федеральному закону, то здесь имеются в виду как собственно федеральные, так и федеральные конституционные законы. Также это не исключает обязанности судов подчиняться и законодательству субъектов Российской Федерации, изданному по вопросам, отнесенным Конституцией к совместному ведению либо к ведению самих субъектов РФ. Однако скорее всего обращаться к нему будут суды субъектов Российской Федерации. Согласно Федеральному конституционному закону “О судебной системе Российской Федерации” к таковым отнесены конституционные (уставные) суды и мировые судьи (см. 4.5.6.).
Часть 2 ст.120 Конституции закрепляет положение о том, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. В частности, установив, что правовой акт не соответствует закону, суд не применяет его, а принимает решение руководствуясь законом. Это положение распространяется на любые подзаконные акты, включая указы Президента РФ, постановления палат Федерального Собрания и т.д. Установив несоответствие закону одного из названных актов, суд своим определением (постановлением) обращает внимание органа или должностного лица, его издавшего, на необходимость приведения такого акта в соответствие с законом, либо его отмены. В таких действиях суда проявляется его контрольная функция за правотворческой или правоприменительной деятельностью.