Отрешение от должности Президента Российской Федерации Федеральным Собранием
4.2.2.1. Вводные замечания
Отрешение Президента РФ от должности нельзя считать противовесом его прерогативе досрочного роспуска Государственной Думы. Последняя предполагает политические мотивы, а первое – юридические.
Остается вопрос: в какой мере возможность отрешения Президента от должности является противовесом президентскому праву отлагательного вето? Ибо право вето может использоваться по чисто политическим мотивам, хотя и облеченным в правовую форму. Кроме того, при преодолении вето палаты Федерального Собрания тоже могут исходить из чисто политических соображений, в то время как отклонение Президентом определенного закона могло иметь очевидную юридическую подоплеку. Но и отрешение Президента от должности, как это будет показано ниже, имеет не только юридический, но и политический аспект.
Отрешение Президента от должности на основании обвинения, подтвержденного заключением Верховного Суда, еще не означает, что впоследствии он будет непременно признан судом виновным в совершении преступления. Заключение Верховного Суда, подтверждающее обвинение, – это еще не вступивший в законную силу обвинительный приговор компетентного суда. Следовательно, возможна ситуация, когда отрешенный от должности, теперь уже экс-президент, будет признан судом невиновным в совершении преступления, обвинение в котором послужило формальным основанием для отрешения его от должности. Но экс-президент не будет восстановлен в должности. Таким образом, окажется, что отрешение от должности произошло без причин юридического характера. И наоборот, вопреки заключению Верховного Суда, подтверждающему обвинение, Совет Федерации по политическим соображениям может не принять решение об отрешении Президента от должности. Наконец, Государственная Дума может либо выдвигать, либо не выдвигать обвинение против Президента по тем же политическим соображениям – независимо от причин юридического характера.
Конституция связывает отрешение Президента от должности с необходимостью привлечения его к ответственности за тяжкое преступление. Ответственность же Президента за совершение тяжкого преступления является юридической (основанием юридической ответственности является правонарушение), а не политической, как, например, у Правительства перед парламентом. Политическая ответственность главы государства встречается чрезвычайно редко, и не играет серьезного значения в свете отношений ветвей власти.
Юридическая ответственность главы государства известна при всех формах республиканского правления. Рассмотрев данную таблицу можно сделать вывод, что наиболее близкой для российской процедуры ответственности главы государства является импичмент Президента США, поскольку в Италии и ФРГ аналогичные процессы не имеют серьезного значения из-за парламентской формы правления, а во Франции подобная процедура до сих пор не отработана даже в законодательстве (например во французском уголовном праве понятие "государственной измены" до сих пор не сформулировано).
Страна | США | Франция | ФРГ | Италия | Россия |
Основание ответственности | измена, взяточничество, иные тяжкие преступления и проступки | государственная измена (нет определения в уголовном праве Франции) | умышленное нарушение Основного закона и других федеральных законов | государственная измена или посягательство на Конституцию | государственная измена или иное тяжкое преступление |
Орган, принимающий решение о начале процедуры отрешения Президента от должности | Палата представителей (простым большинством) после решения юридического комитета палаты | Национальное собрание и Сенат абсолютным большинством голосов | Бундестаг или Бундесрат – 1/4 голосов для выдвижения обвинения 2/3 для его поддержки | Совместное заседание обеих палат – абсолютным большинством | Государственная Дума 2/3 голосов |
Орган, принимающий решение об ответственности Президента | Сенат (для обвинительного заключения 2/3 голосов) | Высокая палата правосудия, состоящая из депутатов обеих палат | Федеральный конституционный суд, входящий в судебную систему | Конституционный суд в расширенном составе (15 ординарных + 16 дополнительных судей) | Совет Федерации 2/3 голосов, при наличии положительных заключений Верховного Суда Конституционного Суда |
Вид ответственности | конституционная, затем уголовная | конституционная и уголовная | конституционная | конституционная и уголовная | конституционная |
Статья Конституции | раздел четвертый ст. второй | ст. 68 | ст. 61 | ст. 90 и 135 | ст. 93 |
Преемник Президента | Вице – президент | Председатель Сената (при его неспособности Премьер – министр) | Председатель Бундесрата | Председатель Сената | Председатель Правительства |
Из данной таблицы видно, что процедура отрешения Президента России от должности весьма своеобразна и достаточно сложна (есть сомнения, что Президента вообще можно отрешить от должности в рамках этой процедуры). Эта сложность не позволяет парламенту превратить ее в орудие политической борьбы и угрожать Президенту отстранением от должности по чисто политическим мотивам.